Последовательно расширяя область применения метода наглядного моделирования, укажем, что он может быть успешно использован и в обучении ребят составлению сюжетных (или повествовательных) рассказов. Однако прежде нам представляется более целесообразным еще один этап работы – обучение детей моделированию уже знакомых художественных произведений и на этой основе пересказу литературных текстов, что, на наш взгляд, поможет сформировать у них необходимые навыки для сочинения впоследствии собственных сюжетных рассказов.
Как известно педагогам-практикам, в обучении пересказу ребята также претерпевают немало трудностей. Вот лишь некоторые из них: у детей отсутствует осознание содержания во взаимосвязи со структурой художественного произведения; умение четко членить содержание произведения на отдельные смысловые части (эпизоды) и определять ярко выраженные композиционные элементы (завязку – развитие действия, кульминацию - развязку); умение последовательно, без пропусков и перестановок, без ненужных повторов передавать литературный текст; не механическое, а осмысленное и творческое его воспроизведение и т.д.
По убеждению исследователей, введение наглядного моделирования в процесс ознакомления детей с содержанием художественного произведения (в том числе сказки) может привести к более глубокому пониманию его основных событий, к прослеживанию и выстраиванию «логики» действий. С другой стороны, использование наглядных моделей – это путь развития умственных способностей ребенка, в процессе которого внешние модели и действия с ними переходят во внутренний план и становятся модельными (обобщенными) представлениями, ориентирующими ребенка в связях и отношениях действительности.
В дошкольной методике, где накоплен некоторый опыт подобной работы, рекомендуется использовать в обучении пересказу художественных произведений несколько типов моделей. По нашим представлениям, на данном этапе моделирования может быть сохранена та же последовательность использования моделей, о которой говорилось выше: от предметной модели к схематической.
Думается, в начале обучения моделированию и пересказу художественных произведений уместно предложить учащимся предметную модель, которая может быть представлена в виде серии сюжетных картин, книжных иллюстраций, набора открыток, изображений на фланелеграфе или в плоскостном театре и т.п., последовательно отражающих движение сюжета. Примером предметной модели являются и «карты Проппа», рекомендованные Д.Родари для моделирования сказки и представляющие собой набор нарисованных картинок, выполненных или самими детьми или педагогом.
Игра, предложенная Д. Родари, связана с именем замечательного русского фольклориста Владимира Яковлевича Проппа. Вдумчивый исследователь и знаток русских народных сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру многих народных сказок и выделил постоянные «функции» действующих лиц, последовательность которых всегда одинакова. Согласно исследованию В.Я. Проппа, таких функций 31, но, разумеется, не во всех сказках присутствуют одновременно все функции, их строгая последовательность может и нарушаться, возможны перескоки, добавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу сюжета, считал исследователь. Сказка может начинаться и с первой функции, и с седьмой или двенадцатой, но вряд ли она будет возвращаться вспять.
Д. Родари обобщил выявленные Проппом функции и свел их к 20:
- предписание или запрет,
- нарушение,
- вредительство,
- отъезд героя,
- задача,
- встреча с дарителем,
- волшебные дары,
- появление героя,
- сверхъестественные свойства антигероя,
10) борьба,
- победа,
- возвращение,
- прибытие домой,
- ложный герой,
- трудные испытания,
- беда ликвидируется,
- узнавание героя,
- ложный герой изобличается,
- наказание антигероя,
- свадьба.
Д. Родари предложил изготовить набор «пропповских карт» (из 20, 31 или даже 50 штук), обозначив каждую функцию либо с помощью предметного (несложного сюжетного) рисунка или наклеенного изображения, либо подобрав соответствующие символы, условные знаки, что будет соответствовать предметному или схематическому моделированию сказки. Выполнение этого задания можно поручить и самим детям: они предложат множество вариантов, из которых педагог вместе с детьми отбирает наиболее точно и понятно передающие смысл той или иной функции (эпизода). Данные «карты» великий сказочник рекомендовал использовать и при пересказе известных детям сказок и при сочинении преобразованных, творческих сюжетов.
Так, в первые дни игры лучше использовать «карты» по порядку, пронумеровав их цифрами, и сюжет сказок вести последовательно, воспроизводя известные тексты. Но ребята любят тасовать «карты» и придумывать свои правила игры, например: строить сказку, используя три карты, вытащенные наугад; начать сочинение сказки с конца; поделить колоду пополам и действовать двумя командами, соревнуясь; придумывать «по цепочке» и т.д. Незаметно для себя дети переходят от пересказа к собственному речетворчеству.
Творческий подход побуждает детей по-своему истолковывать и известные функции, привнося в их содержание свой опыт. Так, говоря о «запрете», ребята предложили оригинальные варианты: уходя из дома, родители запрещают детям бросать с балкона на головы прохожим горшки с цветами (сырые или
вареные яйца, пузыри с водой, картофель и пр.). Проигрывая «испытания» для героя, дети посоветовали отправить его в полночь на кладбище. Как известно, до определенного возраста ребенку этот поступок представляется верхом мужества – страшнее ничего быть не может.
Таким образом, преимущества «пропповских карт» очевидны: каждая из них – это целый срез сказочного мира и целый хор волшебных голосов, живущих в сказке. Кроме того, каждая функция перекликается с собственным миром ребенка и дает пищу для его фантазии, преобразования известных сюжетов. Это позволяет ребенку разобраться и в самой сказке и в себе самом, справедливо считал Д. Родари.
В дальнейшем, усложняя задачу, педагог вводит схематическое моделирование. Для схематического моделирования подойдут и народные сказки, и сюжетные авторские рассказы, которые отличаются следующими чертами: 1) четким членением содержания на отдельные смысловые части (эпизоды) и 2) ярко выраженными композиционными элементами (имеется в виду завязка – развитие действия, кульминация – развязка). С этой точки зрения легко поддаются моделированию такие тексты, как «Рукавичка», «Заяц-хваста», «У страха глаза велики», «Лиса и заяц», «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят», «Три медведя», рассказы В. Сутеева «Под грибом», «Кто сказал мяу?», С. Михалкова «Как друзья познаются» и др.
В свое время И. Базик предложила несколько типов схематических моделей. Один тип моделей – это модели смысловых отношений. Первоначально они могут представлять собой схематические изображения персонажей каждого эпизода. Последовательность основных событий произведения передается пространственным расположением их отображений. Дети учатся обозначать персонажи и атрибуты произведения заместителями (рекомендуется воспользоваться плоскостными изображениями геометрических фигур) или принимают предложение педагога, самостоятельно выбирают и располагают заместители в пространстве – на поверхности доски, стола и пр.
Вначале они слушают рассказ педагога, сопровождаемый показом схемы, затем словесно выделяют признаки для подбора заместителей (это может быть величина, цвет, форма или все эти признаки одновременно) и учатся пересказывать художественное произведение, используя заместители. Например, в сказке «Репка» таким признаком является величина, а для моделирования могут быть использованы полоски разной длины. Эта модель наглядно демонстрирует детям известный принцип построения сюжета «от большого к малому» или наоборот