В феврале 1613 г. на Земском соборе, в котором приняли участие представители почти всех сословий (кроме холопов и помещичьих крестьян), после долгих и бурных обсуждений новым царем был избран Михаил Федорович Романов, сын митрополита Филарета. Причины избрания Романова: он в наибольшей степени устраивал все сословия, что давало возможность достичь примирения; родственные связи с предшествующей династией, юношеский возраст и нравственный облик 16-летнего Михаила отвечали народным представлениям о царе-пастыре, заступнике перед Богом, способном замолить «грехи народа».
Для укрепления своей власти юный Михаил Романов стремился опираться на авторитет Земских соборов, так как нуждался в поддержке различных социальных групп. Много было сделано для пополнения опустевшей казны. Правительство сумело урегулировать и внешнеполитические вопросы. В 1617 г. со Швецией был подписан Столбовский мир, по которому к России возвращались новгородские земли, но сама она теряла выход к Балтийскому морю. В 1618 г., после поражения войск королевича Владислава, было заключено Деулинское перемирие с Польшей. Россия потеряла западные земли с главными городами Смоленском и Черниговом.
В 1645 г. после смерти Михаила трон занял его сын Алексей Михайлович. В 1649 г. Земским собором было принято Соборное уложение — свод законов, регулирующих все сферы общественной жизни, который оставался основным законом России вплоть до 30-х гг. XIX в.
При Алексее Михайловиче окончательно законодательно оформилось крепостное право.
Во второй половине XVII в. власть царя становилась менее деспотической по форме, но более сильной и неограниченной по существу. В официальном титуле царя окончательно закрепилось определение «самодержец». Самодержавная царская власть имела божественное происхождение, характеризовалась преемственностью от власти византийских императоров и римских цезарей. Важнейшая тенденция, проявившая себя в правление Алексея Михайловича, связана с началом становления в России абсолютизма. В России того времени элементы абсолютизма начинают постепенно формироваться, но в полной мере они не сложились.
В чем проявлялись элементы абсолютизма в России? Во-первых, в изменении титула царя. В нем подчеркивалась идея божественного происхождения царской власти и ее самодержавный характер.
Во-вторых, в укреплении авторитета власти и престижа личности царя. Соборным Уложением 1649 г. преступление против личности монарха приравнивалось к преступлению против государства, что являлось одним из признаков абсолютизма.
В-третьих, в прекращении деятельности Земских соборов. Центральная власть настолько усилилась, что уже не нуждалась в поддержке этого сословно-представительного органа.
В-четвертых, в развитии приказной системы.
В-пятых, в укреплении позиций центральной власти на местах в связи с назначением из центра воевод, которым теперь подчинялись земские и губные выборные старосты.
B-шестых, в начавшейся реорганизации армии: появились полки иноземного строя, вытеснявшие дворянское ополчение и состоявшие из русских наемных солдат под командой офицеров — иностранных наемников.
В XVII в. в России окончательно установился сословный строй. Господствующими сословиями становятся бояре-вотчинники, дворяне, духовенство. Самым многочисленным сословием было крестьянство.
Реформы Никона и церковный раскол
При Алексее Михайловиче начинают меняться взаимоотношения государства и церкви: ограничиваются ее привилегии, накладывается запрет на приобретение церковью земель. В середине века, опираясь на поддержку царя, патриарх Никон начинает церковную реформу. Причины реформы коренились в социальном кризисе середины XVII в., который затронул и церковь. Невысокий уровень профессиональной подготовки духовенства, а также разночтения в священных книгах и различия в обрядах, искажения некоторых церковных служб — все это подрывало авторитет церкви. Духовный кризис, переживавшийся русским обществом, обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Внешне политические интересы страны также требовали подобной реформы. Россия пыталась объединить под своей эгидой все православные народы. Для этих целей необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, а также сербской и других православных церквях.
В ходе реформы произошли обрядовые изменения. Иначе стали писать имя Христа — Иисус вместо Исус. Некоторые изменения были внесены в правила богослужения и иконописи. Все книги и иконы, написанные по старым образцам, уничтожались. Одновременно происходило экономическое укрепление церкви. Строились новые монастыри, к которым приписывались села. Осуществление реформы укрепило церковную иерархию и централизацию церкви. Однако реформа столкнулась с серьезным сопротивлением, прежде всего со стороны защитников старого. В итоге в России начался раскол.
Раскол представлял собой религиозно-психологическое явление, содержащее в себе и социально-политические компоненты. Одним из наиболее сложных и противоречивых последствий реформы и раскола было старообрядчество. Противники Никона — старообрядцы — отказались признавать реформы.
Церковный собор 1666—1667 гг. официально заявил, что реформы — это дело царя, государства и церкви, а не одного Никона. Начались жестокие преследования раскольников