Основная функция |
Выполняет образно - познавательную и идейно- эстетическую функцию (текст в этом стиле воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью, конкретностью речи).(Отрошко Кристина) |
Жанры |
Все жанры художественной литературы: поэмы, стихотворения, новеллы, эссе, романы, повести, баллады, трагедии, комедии и т.д. (Гиниятуллина Диляра). |
Языковые средства: |
Для этого стиля характерно огромное разнообразие языковых средств: употребление слов в переносном значении (метафора, метонимия); фразеологизмы, в том числе разговорные; собственно архаизмы и историзмы; неологизмы - в частности, авторские; языковые и контекстуальные синонимы; антонимы; диалектизмы и т.д. (Маслова Жанна) |
а.Фонетические |
|
б.Лексические |
В число слов, составляющих основу и создающих образность этого стиля входят: 1)художественные тропы, придающих повествованию красочность, силу изображения действительности. 2)слова, реализующие в контексте свое значение. Это слова широкой сферы употребления. 3)узкоспециальные слова, использующиеся в незначительной степени, только для создания художественной достоверности при описании определенных сторон жизни.(Отрошко Кристина) |
в.Морфологические |
1) Здесь возможна полная безглагольность или, наоборот, насыщенность текста глаголами,что передаёт интенсивность действия,динамичность; 2)Большое количество причастий,прилагательных, передающих образное описание предмета, представление его признаков в динамике; 3)Личные и притяжательные местоимения, придающие оттенок искренности, взволнованности,неопределенные местоимения- "отдаляют" события и предметы;(Зайцева Маша) |
г.Синтаксические |
Синтаксический строй художественной речи отражает поток образно-эмоциональных авторских впечатлений, поэтому здесь можно встретить всё разнообрзие синтаксических структур.Каждый автор подчиняет языковые средства выполнению своих идейно-эстетических задач.(Зайцева Маша) Авторская пунктуация - это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знакипередают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, котороеподчеркивает либо противопоставляет: Рожденный ползать - летать не может, либо особо выделяет второю после знака часть:Любовь - главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства,настроения. Анафора, или единоначатие - это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется дляусиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу вэтот момент? Антитеза - стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающийэффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служитспособом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д. Восклицательные частицы - способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафосатекста: О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля! Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление,радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно беречь счастье! Восклицательные предложения выражают такжепобуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню! Градация - стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений,образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, радинарода, ради человечества - берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая ( ослаблениепризнака). Инверсия - обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому,согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное - после него, дополнение послеуправляющего слова, обстоятельство образа действия - перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этойистины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильноевыразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя линам беречь! Композиционный стык - это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычнозаканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой ягоржусь. Многосоюзие - риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического иэмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлилисьот такого горя! Парцелляция - прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель - придать речи интонационнуюэкспрессию путем ее отрывистого произнесения: Поэт внезапно встал. Побледнел. Повтор - сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа,понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова. Присоединительные конструкции - построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную,отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство созданияэмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат. Риторические вопросы и риторические восклицания - особое средство создания эмоциональности речи, выраженияавторской позиции. Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги,дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергамичеловеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам? Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство! Синтаксический параллелизм - одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощьюавтор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать - это чудо земное. Мать - это слово святое. Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненных разнообразными оборотами предложений помогаетпередать пафос статьи, эмоциональный настрой автора. Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливаютэмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу яслова. - Нет мазков. Как живая. Эпифора - одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизньшел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.(Маслова Жанна) |
32 .