пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

18 билет


1.Типы речи. Композиционные особенности разных типов речи.
I) Описание – констатирующая речь, дающая статическую картину, представление о характере, составе, структуре, свойствах, качествах объекта путем перечисления его признаков в данный момент. Описание разнообразны по содерж. и форме: 1) статическое – объект в статистике, указанные признаки – свойства, качества, состояния; 2) динамическое – опыт науч. речи в развитии, динамике. Центр описания – сущ. с предметным значением. Описание: развернутое, подробное, сжатое, краткое, субъективированное.
II) Повествование – это динамич. функционально-смысловой тип речи о развивающихся действиях или состояниях, имеющий специфич. яз. средства. Передает сменяющиеся действия или состояния, развертывающиеся во времени. Для подтверждения положения примерами или анализа. Передача содерж.-фактуал. информ. 1) Оратор – участник событий; 2) Излож. со слов 3-го лица; 3) Моделиров. событийного ряда не указывая на истовчник информ. Повествования: 1) Конкретное – о расчленен., хронологически последовательных конкретных действиях лиц (судеб. речь); 2) Обобщенное – о характерных действиях для многих ситуаций (науч. излож.); 3) Информ. – о действиях, состояниях без конкретизации и хронологич. последоват., чаще пересказ или косвен. речь. Композиция: 1) завязка, вводящая в сущность дела и предопределяющая движение сюжета; 2) развертывание; 3) развязка, содерж. явную или скрытую эмоционал. оценку события оратором. Повествования: 1) развернутое – последоват., иногда одновремен. действия или состояния; 2) неразвернутое – одельная реплика в диалоге, введение в описание или рассуждение.
III) Рассуждение (размышление) – исследование предметов, явлений, раскрытие их внутрен. признаков, доказательство положений. Характеризуется логическими отношениями между суждениями умозаключения на тему последовательной формы. Передача содерж.-концепутал. информ. Цель – выделение нового знания. Позволяет вовлекать в процесс речи слушателей ? активизация внимания, интереса к теме. Композиция в рассуждении: 1) комментирующая ч.; 2) основная ч.; 3) доказательство для обоснования истинности или ложности высказанного и объяснении: вначале ключевая, затем комментирующая.
Смысловые типы в речи – в зависимости от ее вида, цели и концептуального замысла оратора. Их смена вызвана стремлением полнее выразить мысль, отразить позицию, эффективно повлиять на аудиторию. В реальности – смесь, взаимодействие. В выступлении чередуются ? композиц.-стилистич. динамика.
Речь по природе – полемична, сложная, планомерная организация противонаправл. смысла, черты экспрессии, аргументир. структуры ? смысловой план, сложная развернутая мысль.
Полемика дву(много)стороннее публичное общение ораторов, свободный обмен мнениями, спор в процессе обсуждения вопроса в целях наилучшего решения проблемы.

2.Правильность речи. Стилистические нормы литературного языка.
Правильная речь - безошибочность про¬изношения, употребления форм слов (в их образовании), построения предложений. Речь может быть правильной, но плохой (несоответствие целям и условиям общения). Хорошая речь: богатство, точность и выразительность.
Нарушение стилистической целостности текста:
- неоправданное употребление иностилевой лексики (др. стиля): «В своем соч. мне охото написать о…»;
- употребление в клеше делового яз.: «В виду отсутствия красной розы, жизнь моя будет…»;
- смешение лексики разных ист. эпох: «Печорин получил путевку на Кавказ»;
- нарушение порядка слов. Порядок слов: прямой (в письменной речи) и обратный (для выразительности, не всякий оправдан);
- неоправданные повторы слов в пределах предложения или абзаца.
Массовое расшатывание норм на всех уровнях яз. системы (фонетическом, морфологическом, лексическом, синтаксическом). Неправильные ударения, словообразования, пад. формы.
Слова стилистически неравноценны: кн. (интелл), разговор. (малость), торжеств. (предначертать), непринужд. (работа). Многообразие значений, функций и смысловых нюансов – в стилистич. характеристике (при ней учет 1) принадлежности к 1-му из функциональных стилей или отсутствие функционально-стилевой закрепл.; 2) эмоциональной окраски слова, его экспрессивной возможности).
Мы чувствуем связь слов-терминов с науч. яз. (квантовая теория). Четко противопоставлены кн. и разговорные слова. Кн. - не для непринужд. беседы (высокие слова, ирония, неодобрительность, презрительность), науч. – не для ребенка, разговорные (ласкательные, шутливые) и просторечные (сниж. слова из-за пределов лит. лексики, положит. и отрицат. оценка понятий) – не для о./д. стиля. Использование слова в любом стиле ? его общеупотреб. (дом). В функцион. стилях – спец. лексика – на фоне общеупотреб. В слове могут перекрещиваться функциональные, эмоционально-экспрессивные и др. стилист. оттенки (сателлит, апофеоз – кн.).
Ошибки:
В науч. стиле – из-за неумения использовать термины; нецелесообразна замена терминов словами близкого значения и описательными выражениями, недопустимо неточное воспроизведение терминов, усложнение текста ? псевдонауч. стиль.


26.01.2014; 16:38
хиты: 154
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь