пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

22. творчества карамзина.


Николай Михайлович Карамзин был замечательным детским писателем, сыгравшим значительную роль в истории детской литературы. Он написал или перевел для юных читателей около 30 произведений. Кроме того, в круг чтения детей среднего и старшего возраста входили едва ли не все его произведения. Объяснялось это прежде всего тем, что он являлся главой нового направления в истории литературы — сентиментализма, поэтика которого так близка природе детей.
Культ дружбы и нежных чувств, поэтизация природы, внимание к окружающему, повышенный интерес к переживаниям и внутреннему миру человека, его земным радостям — все это характерно для сентименталистов и делает их произведения интересными и близкими детям и юношеству.
На талантливого юношу Николая Карамзина обратил внимание отец будущих декабристов А. И. Тургенев, увез из Симбирска в Москву и представил своему другу Н. И. Новикову, который привлек его к работе в журнале «Детское чтение для сердца и разума». На страницах этого журнала начинающий писатель опубликовал 26 своих и переведенных им произведений, принимал непосредственное участие в подготовке к печати номеров журнала, а с 1787 г. стал фактически его редактором.
Среди переводов Карамзина — повести французских детских писателей Беркеня и Жанлис, о которых позднее положительно отзывался Белинский, поэмы английского поэта Томпсона, пьесы и другие произведения.
Переводы того времени были весьма вольными. Они настолько переделывались на русский лад, что некоторые из них можно считать оригинальными созданиями переводчика. Так, заглавие повести Стефании Жанлис «Вечера в замке» было заменено более понятным для русских детей «Деревенские вечера». Французский маркиз превратился в русского помещика Добролюбова, бургундский рыцарский замок — в деревню Уединенная, а гувернер-аббат стал студентом Своемысловым. Соответственно менялись сюжет, детали быта, стиль и т. п.
Оригинальные произведения Н. М. Карамзина начали появляться на страницах «Детского чтения для сердца и разума» в 1789 г. Среди них особенно выделяются «Анакреонтические стихи», «Прогулка», а также повесть «Евгений и Юлия».

«Анакреонтические стихи»
Это яркое произведение нового литературного направления — сентиментализма. Хотя стихи были посвящены поэтом ближайшему другу, сотруднику того же журнала А. А. Петрову, они близки и понятны детям, так как в них на живом русском языке того времени, свободном от славянизмов, звучными, ритмически стройными строками воспевались природа, дружба и нежное сердце.
Гуляя по рощам и любуясь природой, поэт не может забыть своего друга и обращается с просьбой к ветру лететь в деревню и рассказать о том, как он скучает в разлуке. По его словам, по Ньютону, он пытается разгадать тайны природы, философствовать о жизни и писать стихи, но ничем не может отвлечься так как не обладает талантами, необходимыми для науки. Вместо того он демонстрирует талант нежного сердца и верной дружбы:

Зефир прохладой веет, Зефир! Напрасно мыслишь 

И Флору оставляя, Меня развеселить,

Зефир со мной играет, Мне плакать не давая!

Меня утешить хочет; Ты в сердце не проникнешь.

Печаль мою развеять Моя же горесть в сердце.

Намерен непременно.
После громозвучных и торжественных од классицистов, в которых затрагивались и решались важные, но далекие от мира д и малодоступные их пониманию проблемы, теплые и нежные стихи Карамзина явились откровением и овладели вниманием читающей России.
В прозаическом отрывке «Прогулка» описывалась весенняя природа, вечер, проведенный за городом. Автор восхищается природой, находит точные краски для ее описания, создает гимн солнцу и жизни.

^ Повесть «Евгений и Юлия»
Повесть «Евгений и Юлия» (1789) является первым крупным произведением Карамзина, характерным для русского сентиментализма. В ней воспеваются природа, дружба, нежные чувства любовь. Сирота Юлия воспитывается у дальней родственницы госпожи Л., сын которой Евгений после многолетнего учения за границей возвратился на родину. В день их рождения, когда Евгению исполнилось 22, а Юлии — 21 год, молодые люди открываются взаимной любви и получают от госпожи Л. согласие на брак. Нежное сердце молодого человека не выдержало восторга «высочайшей радости». К вечеру того же дня жених почувствовал в се сильный жар, и «в девятый день, на самом рассвете, душа Евгения оставила бренное тело». После его похорон «госпожа Л. и Юлия... живут во всегдашнем меланхолическом уединении», дважды в день посещают могилу, наблюдают природу и вздыхают. Как видим, сюжет повести почти лишен действий, но в ней много нежных чувств и глубоких переживаний.
Окружающая жизнь рисуется идиллически. Так, крепости крестьяне после утомительной работы на помещичьем поле очень довольные возвращаются домой и «в простых песнях благословляют мать натуру и участь свою».
Повесть «Евгений и Юлия» близка детям и юношеству воспеванием чистой любви, незамутненных нежных чувств, восторженным отношением к природе, умением видеть вокруг себя красе и наслаждаться ею. Ровный и чистый литературный язык, совершенно свободный от славянизмов и диалектизмов, плавное повествование, безупречный стиль сделали повесть вполне доступной юным читателям, среди которых она пользовалась невиданным успехом.

^ Детские сказки Карамзина
Для детей Н. М. Карамзин продолжал писать и после того, как был закрыт детский журнал. В 1792 г. опубликовал сказку «Прекрасная царевна», а в 1795 г.— «Илья Муромец» и «Дремучий лес». Наибольший интерес представляет прозаическая сказка «Дремучий лес». В подзаголовке к ней указывалось: «Сказка для детей, сочиненная в один день».
Все боялись Дремучего леса и не ходили туда, так как в нем царствовал, как полагали, злой волшебник, чародей, кум и друг Вельзевула (главы демонов).
В селе, недалеко от леса, жили старик и старуха с двадцатилетним сыном, который был как «ангел красоты и голубь смирения».
Однажды ночью в их дверь постучали и зычный голос произнес: «Пошлите сына в Дремучий лес. Родители были в ужасе, а сын «доказывал, что Дремучий лес может быть страшен для других, а не для него». Родители вынуждены были согласиться, и сын пошел в Дремучий лес «следом за беленьким кроликом, который перед ним резвился и прыгал».
В лесу у чудесного домика юноша встретил красавицу, которая была предназначена судьбой ему в жены.
Понятно, что после свадьбы герои жили долго и счастливо. А если читатель захочет узнать, где же злой волшебник и чудовище, то автор отвечает, что это слух, который «принадлежал к числу басен», «ужасное же чудовище существовало в воображении добрых поселян».
Через сказочные образы и события автор убеждает детей не бояться леса, любить природу, наслаждаться ее красотой и дарами.
Сказка «Дремучий лес» чисто литературная. В ней нет следов народного творчества. Как и в других своих произведениях, Карамзин придерживается поэтики сентиментализма.

«Илья Муромец»
Произведение это названо автором богатырской сказкой и написано, как уверяет он, «мерами русских старинных стихов», т. е. былин. Это было последнее и незаконченное произведение Карамзина в стихах, после чего он взялся за историю.
В сказке рисуются поэтические картины природы в стиле сентиментализма, создается образ Ильи Муромца, не похожего на былинного богатыря. Нежными красками поэт рисует многоцветные картины природы, отмечает оттенки и звуки окружающего мира:


Воды с блеском заструилися, Травки, ночью освеженные, 

И цветочки благовонные 

Растворили воздух утренний • Сладким духом, ароматами.
Солнце красное явилось 

На лазури неба чистого

И лучами злата яркого

Осветило рощу тихую,

Холм зеленый и цветущий дол.

Улыбнулось все творение,
Таким прекрасным утром наслаждался ехавший по лугу «на статном соловом коне», со щитом в одной руке и копьем булатным в другой Илья Муромец.
Образ богатыря, созданный Карамзиным, лишь частично напоминает былинного. Он показан не в сражениях с врагами родины, а в общении с очаровательной красавицей в рыцарских доспехах. Как и в других произведениях писателя, здесь мало действия, но много нежных чувств и ярких картин.
Мы не знаем, чем заканчиваются приключения героя, так как сказка не была закончена. Ясно одно: образ былинного героя был трансформирован на основе поэтики сентиментализма.
Нельзя не отметить и другое: подобным строем стиха Карамзина готовил почву для некоторых сказок В. А. Жуковского.
Никакой русский писатель не пользовался до этого такой любовью и популярностью, какая выпала на долю Карамзина. Современники видели за чтением его книг представителей разных сословий и всех возрастов. Один из них писал: «Мужики, мастеровые монахи, солдаты — все о нем знают, все любят его, что может быт слаще для Карамзина? Что лучше сего панегирика?»2.
Родственница А. И. Герцена Пассек вспоминала, что в семилетнем возрасте, читая «Бедную Лизу», она так рыдала, что засыпал на мокрой подушке. Таких примеров можно привести много.

^ Карамзин в чтении детей и юношества
В творчестве Карамзина нет такого произведения, которое был бы недоступно или нежелательно для детского и юношеского чтения. Среди детей и юношества успехом пользовалось самое круп мое произведение писателя — «Письма русского путешественника» в котором описывались картины и события, увиденные автором Европе за полтора года пребывания там.
Свои «Письма» Карамзин справедливо называл «зеркалом души». Это их свойство не оставляло равнодушными юных читателе» но еще больше привлекало детей тем, что вместе с автором он совершали воображаемое путешествие по разным странам, знакомились с природой и культурой Западной Европы, музеями, архитектурными памятниками, знаменитыми людьми. Обо всем этом Карамзин рассказывал с большой теплотой, знанием, блестящим литературным талантом и чистым русским языком,
Мемуары русских людей, детство которых проходило в конце XVIII века или в начале XIX, свидетельствуют о том, с каким восторгом в 7—12-летнем возрасте читали они «Бедную Лизу», исторические повести Карамзина, а также его автобиографический роман «Рыцарь нашего времени», который в русской литературе положил начало жанру повести о детстве.
Не меньшей популярностью среди детей и юношества пользовались стихи Карамзина, которые явились для того времени столь же новаторскими, как и его проза. Особенный восторг у читателей разных возрастов вызывала его пейзажная лирика, наполненная нежной сыновней любовью к Родине, глубоко идейная по содержанию, блестящая по форме и богатая чувствами.


Где грады, веси процветают, Поля волнистые сияют 

Под тению густых лесов. ...Теки, Россию украшая, 

Шуми, священная река)
Таково, например, знаменитое стихотворение «Волга», своеобразный гимн великой русской реке, на берегах которой прошли детские и отроческие годы поэта: 

Река священнейшая в мире, 

Кристальных вод царица, мать! 

Дерзну ли я на слабой лире 

Тебя, о Волга, величать! 

...Хвалить красу твоих брегов,
Не случайно многие поколения русских людей с детских лет заучивали эти стихи наизусть.
Стихи Карамзина, каждая его поэтическая миниатюра как бы специально создавались для детей. Он умел оживить весь мир, разговаривать с любимой им Волгой, с родными лесами, птичками как с равными, близкими и родными существами. В целом ряде стихотворений он воспевал Родину, подвиги ее сынов, природу и мирную жизнь. Есть среди них произведения, в которых выражаются мысли и чувства, созвучные нашей эпохе. Такова его «Песня мира»:

Полно нам губить друг друга,

Сирым слезы проливать,

И печальная супруга,

Да престанет горевать.
Карамзин живо интересовался народным просвещением, вопросами чтения и посвятил этому ряд статей. Он писал: «Кто хочет общественного блага, то пусть будет первым законом его — Просвещение». Поэт мечтал о том времени, «когда свет учения, свет истины озарит всю землю и проникнет в самые темные пещеры невежества». В его статьях отразились просветительские идеи, которые пропагандировались Н. И. Новиковым в его журнале для детей. Как и Н. И. Новиков, Карамзин смотрел на детей .и юношество как на надежду и подпору общества и с этих позиций обращался к ним.
По своему мировоззрению Н. М. Карамзин был идеологом дворянства, сторонником просвещенного абсолютизма. Как и в лучших произведениях, опубликованных на страницах новиковского журнала для детей, он считал, что человек любого сословия ценен сам по себе, заслуживает интереса и уважения. Более того, крестьянская Девушка в повести «Бедная Лиза» оказалась душой богаче, нравственно чище и благородней обольстившего ее дворянского Эраста.
Распущенности и развращенности екатерининского двора Карамзин противопоставлял идеализированных бояр XVII века или добрых поселян (крестьян). Он не выступал против монархической и крепостного строя, но хотел, видеть на троне просвещенного царя и гуманное, уважительное отношение к крепостным крестьянам со стороны их владельцев.
Уроки, полученные им при работе в детском журнале, оставили след в его творчестве, что по-разному отразилось в ряде его произведений. В ответ на арест Н. И. Новикова поэт обратился к Екатерине II с одой «К милости», в которой писал:

Доколе всем даешь свободу Видна во всех твоих делах,— 

И света не темнишь в умах; Дотоле будешь свято чтима 

Пока доверенность к народу И славима из рода в род.
Ода эта не имела успеха, и Н. И. Новиков без суда был заточен в Шлиссельбургскую крепость. Карамзин отказался посвятить императрице оду, о чем открыто заявил в стихотворении «Ответ моему приятелю, который хотел, чтобы я написал похвальную оду Великой Екатерине». В «Ответе» он назвал себя бедным чижиком, который «не дерзнет» воспевать гремящую славу, так как он «любовь одну поет» «в рощице живой». Одним словом, он дал ясно понять, что не намерен воспевать императрицу. 
Своим творчеством Н. М. Карамзин служил развитию русской культуры, подготовил читающую публику, возбудил интерес к литературе у более широких кругов, способствовал воспитанию патриотических и эстетических чувств. Его популярность возрастает в наши дни.
Творчество Карамзина — важнейший, переломный период в истории детской литературы — сыграло огромную роль в дальнейшей ее судьбе.


21.01.2014; 02:12
хиты: 123
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь