пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

21. деятельность болотова в сфере детского чтения.


Органической частью многогранной деятельности А. Т. Болотова являлась литература для детей. С юношеских лет он интересовался вопросами воспитания.
В селе Богородицке Тульской губернии, где Болотов был управляющим имениями Екатерины II, он открыл пансион, где учились его дети вместе со своими сверстниками, детьми окрестных помещиков и чиновников. В пансионе Андрей Тимофеевич преподавал почти все науки, в том числе геометрию, физику, химию, рисование, практическую агрономию, ставил опыты. Для своих учеников написал «Детскую философию» в двух частях, которую читал им после уроков сначала в рукописи, а потом уже печатный экземпляр. Кроме того, он организовал детский театр, для которого написал несколько пьес. Дошли до нас и другие его рукописные книги для детей, в том числе и стихи, которые до сих пор не издавались.
Когда в 1789 г. прекратилось издание новиковского журнала «Детское чтение для сердца и разума», А. Т. Болотов решил издавать новый журнал для детей и подготовил материалы для целого годового комплекта, но после ареста Новикова печатать их воздержался. Вскоре при пожаре сгорели многие его рукописи, в том числе заготовляемые рукописные номера детского журнала.

«Детская философия» (ч. 1 — 1776, ч. 2 —1779)
«Детская философия» была издана Н. И. Новиковым. По содержанию это энциклопедическая книга, а по форме беседы детей со взрослыми — матерью, учителями, соседями, родственниками, гостями, между собой. Она прочно связана с традициями предшествующих эпох, с детскими книгами XVII столетия и с «Письмовником» Н. Г. Курганова. Но в то же время это была книга нового типа.
Если в «Письмовнике» Н. Г. Курганов использовал только грамматику М. В. Ломоносова, то в «Детской философии» все явления природы, сведения по физике, химии, метеорологии, астрономии излагались значительно полнее, доступнее детям, в форме бесед, и соответствовали последним достижениям науки того времени (в них излагались открытия М. В. Ломоносова). Таким образом, Н. Г. Курганова и А. Т. Болотова можно считать активными популяризаторами среди детей научного наследия Ломоносова и его учеников.
Наряду с естественнонаучными вопросами важное место, особенно в первой части, рассчитанной на читателей младшего возраста, занимали проблемы нравственности, взаимоотношений между людьми, которые решались как в просветительском, так и в религиозном духе. Важно отметить, что явления природы рассматривались Болотовым с точки зрения достижений современной ему науки.
В целом «Детская философия» является значительным и оригинальным памятником русской детской литературы, своеобразной энциклопедией знаний, в которой, несмотря на противоречия и религиозный характер, нашли отражение и идеи эпохи Просвещения.

^ А. Т. Болотов как организатор первого детского театра
Болотов страстно любил театр и, как он говорил, «всегда находил в смотрении на сии зрелища отменное удовольствие».
Страсть к театру, увлечение педагогикой, занятия с детьми привели его к мысли организовать театр, где актерами и зрителями были бы дети. Так в ноябре 1779 г в селе Богородицке Болотовым был открыт первый в России театр для детей, в котором сам он выступил режиссером, художником, балетмейстером, композитором, актером, суфлером, бутафором, костюмером и т. п. Сначала он поставил несколько спектаклей по пьесам известных русских драматургов. Ободренный шумным успехом, он решил сам написать пьесу, «чтобы все действующие в ней лица действительно сообразно были и с самими летами, возрастом и свойствами тех людей, которые долженствовали представлять в ней разные роли».
Так появилась первая русская комедия для детей «3алыгала» (позднее название — «Честохвал»), в которой высмеивались лгуны, хвастуны и невежды, а им противопоставлялись прилежные и добронравные дети. Спектакль имел такой успех, что даже столичные театралы пришли в восторг и нашли, что его можно было бы показать в Петербурге. А актеры так удачно исполняли свои роли, что публика не поверила, что это были дети, и по окончании представления потребовала, чтобы их разгримировали тут же на сцене, что и было сделано ко всеобщему удовольствию и восторгу всех зрителей.
В 1780 г. была написана вторая пьеса для детей — драма «Несчастные сироты». Лучшим своим драматическим произведением Болотов считал «Награжденную добродетель» (1781), в которой главную роль благородного и образованного человека готовил он сам. Но прибывший главноуправляющий имениями Екатерины II закрыл театр и пригрозил Болотову царской немилостью. Так драматически закончилась история первого в России детского театра, на сцене которого было поставлено за два года около 20 пьес, в том числе Сумарокова и других драматургов XVIII века.

^ Пьесы и стихи А. Т. Болотова для детей
Болотов написал для детей несколько книг. Среди них особенно выделяются пьесы. Из трех его драматических произведений до нас дошла только одна — «Несчастные сироты», изданная Н. И. Новиковым в 1780 г. в арендованной им типографии Московского университета. По форме и содержанию пьеса эта вполне доступна и интересна детям; происходящие события, судьбы главных героев заставляли юных зрителей следить за действием со вниманием и сопереживать с ними. Современники рассказывали, что все присутствовавшие на спектакле, особенно дети, рыдали.
^ Подросток Серафима и ее маленький брат Ераст осиротели и находятся под опекой дальнего родственника, помещика Злосердова, который решил завладеть богатым их наследством. С этой целью он приказал отравить Ераста, а Серафиму повез в церковь, чтобы насильно обвенчать ее со своим сыном Митрофаном. На их пути встретился граф Благонравов, который, узнав, в чем дело, решил помочь несчастным. Пленившись красотой Серафимы, граф сделал ей предложение, а Ераста пожелал усыновить.
В пьесе чувствуются следы классицизма. Это видно по фамилиям и именам героев и по тому, что некоторые из них наделены или резко отрицательными, или положительными чертами.
В целом же драма «Несчастные сироты» примыкает к новому литературному направлению — сентиментализму: здесь много внимания обращается на внутренний мир героев, их переживания и чувства, не соблюдаются характерные для классицизма три единства и другие его каноны.
Независимо от своей воли драматург приподнял завесу над крепостническими порядками. Особенно удался ему образ жестокого, не ограниченного в своих действиях тирана Злосердова. Не только крепостных, но и членов семьи он наказывает плетьми, арапниками, даже не задумываясь над тем, что кто-нибудь может возразить ему. Такой характер отражает и его речь, оснащенная грубостью и угрозами. «Размучу всех, клочьями полетит мясо, только дай мне дорваться до него»,— угрожает он дядьке Ераста Родивону, единственному заступнику сирот. «Растерзаю мошенника и, подыми за ногу, так о дерево и тяпну. Муками размучу»,— грозит он Ерасту. Появление Злосердова сопровождается в пьесе авторскими ремарками: «Вбегает впопыхах, вопия зверски» и т. и.
Однако Злосердов выступает не как порождение крепостного строя, а как проявление индивидуального характера. Ему противопоставлен добрый и гуманный граф Благонравов, который добивается ареста жестокого помещика.
Пьеса в целом вызывает ненависть к самодурству и произволу крепостников и сочувственное отношение к беззащитным их жертвам.
Болотов написал еще несколько книг, которые предназначал своим тринадцати внукам. Среди них морально-назидательные рассуждения «Утренники», «Старик со внуком», несколько стихотворных сборников. Он сочинял также загадки в стихах. Все эти книги никогда не издавались и дошли до нас в рукописном виде. В своих стихах Болотов изображает природу — растения, птиц, цветы, говорит о чувствах и переживаниях человека, дает детям разнообразные советы. Большинство этих произведений не обладает высокими литературными достоинствами, пропитаны религиозными идеями, но среди них встречаются яркие, удачные строфы и целые стихотворения, отличающиеся точностью образов, звучными рифмами, доступным для детей содержанием.
Болотов отличался беспримерным трудолюбием, невиданной творческой активностью, энциклопедическими знаниями и умениями, страстно боролся с невежеством, выделялся среди современников честностью, искренностью и неподкупностью, хотя не обладал прогрессивным мировоззрением.
В советское время в разные периоды его истории к Болотову относились не одинаково. Так, в начале 30-х годов была издана небольшая книжка очерково-публицистаческого характера. В ней с вульгарно-социологических позиций, без учета исторических условий эпохи, в которую жил писатель, создается искаженный и даже карикатурный образ реакционера-крепостника, начисто отрицается его роль в развитии культуры и науки. Позднее в академическом издании были опубликованы литературно-критические статьи Болотова, в которых явно сказываются передовые позиции писателя, как предшественника реализма.
В послевоенные годы были изданы труды Болотова по сельскому хозяйству с солидными научными комментариями. Стали создаваться работы, в которых освещаются отдельные стороны его деятельности 2.
В 1988 г. отмечалось 250-летие со дня рождения А. Т. Болотова — ученого-энциклопедиста, писателя, педагога, архитектора и деятеля в разных областях науки и культуры. В Институте мировой литературы им. А. М. Горького АН СССР состоялась юбилейная научная конференция, где в серии докладов освещались отдельные стороны его деятельности, анализировались его взгляды, оценивалось его наследие.


21.01.2014; 02:12
хиты: 148
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь