пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

19. повесть об азовском осадном сидении донских казаков


«Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»
Воинская повесть о взятии Азова была менее распространена среди юных читателей, так как она не издавалась, а дошла до нас в двух вариантах в составе азбуки-прописи в специальной переработке для детей. Принципы ее переработки были те же, что и повести о Куликовской битве, но было кое-что и новое. Так, составитель разбил ее на куски, каждый из которых начинался с очередной буквы алфавит», что было характерно для древних акрастихид.
В варианте для взрослых повесть занимает 23 страницы (в печатной книге). Детский вариант значительно меньше, в нем были сняты второстепенные эпизоды, детали, повторы, проведена правка. Кроме того, были опущены особенно резкие бранные слова и выражения,
В основе «Повести об Азовском осадном сидении донских казаков» лежат реальные события. В 1637 г. донские казаки совместно с запорожскими без ведома русского царя овладели мощной турецкой крепостью Азов. Летом 1641 г. турки блокировали крепость, в течение 93 дней предприняли 93 ожесточенных штурма, но казаки, имевшие в 10 раз меньше войск, отразили их. Турки вынуждены были бежать.
За четыре года (с 1637 по 1641 г.) казаки не раз обращались к царю Михаилу Федоровичу с просьбой включить Азов в состав Русского государства, но тот не хотел осложнять и без того плохие отношения е опасным соседом.
Для решения этого вопроса в 1642 г. прибыла в Москву делегация из Азова. Царь созвал Земский собор, который, исходя из международного положения, высказался против включения Азова в состав России. Тогда он 27 апреля 1642 г. специальным указом «велел донским атаманам и казакам Азов град покинуть». Одни из членов, казачьей делегации, начальник войсковой, канцелярии Федор Иванович Порошин, написал эту повесть в ожидании окончательного решения, с тем чтобы повлиять на царя и его окружение в побудить их включить Азов в состав Русского государства. Но за свою инициативу Федор Порошин попал в сибирскую ссылку.
События в повести сосредоточены на небольшом участке. Автор дает ясное представление о крепости, о расположении войск, хронологически прослеживает главные события. Словно зоркий наблюдатель-разведчик, он держит панораму сражения в поле зрения, переносится с одного участка на другой, как опытный кинооператор, задерживаясь на отдельных местах, показывая самое значительное крупным планом.
Из общего хода боев выделяются отдельные эпизоды, высвечиваются лица наиболее значительных героев. Но это не информация, а яркое, высокохудожественное повествование патриотического содержания со множеством лирических отступлений,
Чувства автора волнуют читателя, заставляют с замиранием сердца следить за событиями и сопереживать героям. Одним из излюбленных художественных приемов являются свойственные фольклору преувеличения. Так, степь вокруг крепости покрылась «одним часом людьми их многими, что великия и непроходимыя леса темные». В результате этого «от силы их многия и от уристанья их конского земля у нас под Азовом потрескалась и погнулася, и из реки из Дону вода на берег выступила, и от таких великих тягостей из ;мест своих вода на лупи пошла».
Автор прибегает все к большей гиперболизации, что импонирует детям, жаждущим все видеть в необычном свете, находить во всем огромность и яркость. В таком преувеличенном виде описываете и все остальное. Войск у турок щету нет и пописать таково их множество не можно, яко травы на поле или песку на море». Причем для сравнения и уподобления берутся предметы и понятия из области, знакомой детям, что делает картины более ясными и доступными.
Тут все реально, но необычно. Даже турецкие трубы, «великие и несказанные», гудят «голосами страшными и басурманскими», И в барабаны бьют «велики и несказанны». Такой видят донские казаки пришедшую под Азов турецкую армию. Но здесь нет ни тени страха, нет фатальной обреченности. Преувеличения нужны для того, чтобы еще больше подчеркнуть значительность и величие подвига. Прием гиперболизации, таким образом, служит углублению идейного содержания.
В ходе повествования одно и то же событие описывается с разных позиций, что помогает создать объемные картины, которые ярче запечатлеваются в голове читателей. Так, турецкие силы сначала показаны в восприятии казаков, но потом то же, но другими словами повторяют прибывшие для переговоров хвастливые и заносчивые турецкие послы.
Чувства героев и автора, их мысли ясны и определенны: они не допускают кривотолков. Противоборствующие силы обрисованы резкими, ярко выраженными черными или белыми красками. Все русские люди выступают беспримерными воинами-героями, не щадящими своей жизни во имя величия Родины; отличаются они необыкновенным упорством, выносливостью. Герои изображаются тремя приемами: рисуются в действиях и в поступках, сами говорят о себе, а также турки о них.
«А прозвище наше вечно казачество донское, вольные и бесстрашные» им «не дорого... серебро и злато, дорога... слава вечная». «Под светом таких людей не видано и не слыхано». При любых обстоятельствах казаки ведут себя благородно, по-рыцарски, с чувством собственного достоинства. Город Азов, по их словам, они взяли не разбоем, не крадучись темной ночью, а днем, на виду, одним «дородством своим и разумом».
Мужество их беспредельно, поэтому они не только уверены в своей победе под Азовом, но после этого собираются двинуться на Царьград. Казаки уверены в своей правоте, поэтому им будет «на Руси слава вечная». Никому из них не приходит в голову мысль о возможной сдаче крепости, о поражении. Поэтому никакие посулы и обещанные турками награды не склоняют их на компромисс.
В отличие от казаков, враги наделяются противоположными эпитетами. Их царь—собака, смрадный пес, басурман поганью и похабный и т. п. Но ни автор, ни сами казаки не говорят о них как о слабых и трусливых воинах. Бранные эпитеты в их устах всего лишь выражение ненависти и презрения. В то же время постоянно подчеркивается многочисленность турецких войск, их стремительные атаки, все усиливающиеся штурмы, беспрерывный огонь, воинская хитрость. Казаки говорят туркам: там, где сегодня бесчисленные рати, «завтра в том месте у вас будет вместо игор ваших горести лютые и плачи многие, лягут от рук наших ваши трупы многия». Уже теперь бродят вокруг дикие звери, «вашего басурманского трупа ожидаючи». И в том бою найдет «турский царь себе позор и укор до веку».
Напротив, Московское государство рисуется в возвышенных, светлых тонах, награждается самыми высокими оценочными эпитетами: «многолюдно, велико и пространно, сияет светло посреди всех иных государств и орд басурманских, персидских и еллинских, аки в небе солнце».
По мере того, как ожесточается сражение и тают ряды защитников крепости, боевой дух оставшихся в живых не иссякает, а, напротив, усиливается. «Ни на один час не дадут покою нам... А се в мале дружине своей остались, уже стало переменитца некем, ни на единый час отдохнуть нам не дают. ...Уже наши ноги под нами подогнулися... Язык уж наш во устах наших на басурман закричать не воротится». Но это ничуть не уменьшает их решимости, ибо все равно «протечет та наша слава молодецкая во веки по всему свету».
Осажденные казаки готовы погибнуть, но не сдаются. Готовясь к гибели, они прощаются с белым светом. Их прощальное слово отличается теплотой, любовью к жизни, к Родине, раскрывает душевное богатство героев, поэтому не может не тронуть сердце читателя-ребенка. «Простите нас, леса темные и дубравы зеленые. Простите нас, поля чистые и тихие заводи. Простите нас, море синее и реки быстрые»,— говорят они.
Но самые теплые, проникновенные слова обращены к колыбели казачества, к Дону: «Прости нас, государь наш Тихий Дон Иванович. Уж нам по тебе, по атаману нашему, грозным войскам не ездить, дикова зверя в чистом поле не стреливать, в Тихом Дону Ивановиче рыбы не лавливать».
Большинство казаков погибло, оставшиеся изранены, искалечены: среди них нет ни одного целого воина. Но они не ждут почестей и наград. Лучшей наградой для них является боевая слава и укрепление мощи Родины, чтобы «государь принял с рук наших свою государеву вотчину — Азовград».
Во всей русской литературе трудно найти более яркие героические образы воинов, изображение такого массового героизма. В повести чувствуется влияние народного творчества, героических былин, поэтичных казачьих песен. Богата она элементами живого народного языка.
Своим патриотическим содержанием, напряженным сюжетом, героическими образами повесть была близка детям, воспитывала в них высокие патриотические чувства, гордость за русский народ готовность героически сражаться за Родину. Нет сомнения, что тел кто в конце XVII века шли в атаку на Азов под водительством внука Михаила-Федоровича, Петра I, несли в душе идеи, заложенные «Повестью об Азовском осадном сидении донских казаков». С этими же идеями и мыслями шли русские воины последующих поколений в бой за Родину.

21.01.2014; 02:12
хиты: 113
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь