пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

15. сааватий черноризец его творчество.


Первым русским поэтом для детей следует считать справщика Московского печатного двора Савватия. Незначительные биографические сведения о нем можно извлечь из его произведений, а также из косвенных данных. Он был женат, имел детей, а потом постригся в монахи, очевидно, после того, как потерял семью во время одной из моровых язв (так тогда называли эпидемии, часто посещавшие Русь и всю Европу). Некоторое время служил в придворной церкви в Кремле, что сблизило его с членами царской фамилии. По рекомендации патриарха Филарета, отца царя Михаила Романова, в сентябре 1634 г. Савватий был принят на печатный двор справщиком (на эту должность назначались самые образованные и надежные люди), где работал до 1652 г.
Савватий был хорошо знаком со многими знатными людьми того времени, возможно, держал свою школу, в которой обучал детей вельмож или же посещал их на дому. 
В настоящее время обнаружено более 20 стихотворных произведений Савватия, 11 из которых — детские.
...20 августа 1634 г, в Москве была издана первая печатная детская книга, названная учеными азбукой Бурцова. Она представляла собой более усовершенствованную азбуку Ивана Федорова; в январе 1637 г. книга эта вышла вторым, переработанным изданием. В ней появилась гравюра, первая светская иллюстрация в книге московской печати, на которой была изображена сцена из школьной жизни.
Во втором издании в числе новых текстов было довольно большое стихотворение, обращенное непосредственно к ребенку. Как недавно установлено, оно было написано справщиком Московского печатного двора Савватием. Начинается стихотворение такими строками:
Сия зримая мала книжица,
По реченому алфавитица,
Напечатана бысть по царскому велению,
Вам, младым детям, к научению.
Ты же, благоразумный отроче, сему внимай,
И от нижняя степени на вышнюю выступай.
И неленостне и ненерадиве всегда учися,
И дидаскала своего во всем добром наказании блюдися.
Это откровенная беседа учителя со своим учеником. В ней поэт просто рассказывает ребенку о книге, убеждает его старательно учиться, говорит о великом значении грамоты в жизни человека, дает советы, как учиться. Лучшее время для учения, говорит он, детство, поэтому предостерегает школьников от того, чтобы годы эти не тратились зря на пустые игры, ибо:
К мяхкому воску чисто печать воображается, 
Тако же и учение во младости крепце вкореняется. 
Сего ради во младых ноктех учению прилежи 
И всякое децкое мудрование от себя отложи.
Беседа эта проникнута теплыми интонациями, внимательным и уважительным отношением к ребенку, к его интересам. Здесь нет обычных для того времени угроз физических наказаний, не появляется розга. Хотя в гравюре в начале книги она изображена, однако служит скорее всего, как говорили тогда, «для прещения», т. е, предупреждения, предостережения, как символ строгости. В стихотворении автор не угрожает ею, а пользуется методом убеждения и разъяснения.
Содержание и словарь стихотворения близки и понятны ребенку. В лексике мало славянизмов, поэтому его может понять и современный читатель. Свою задачу — заинтересовать детей учением — автор достигает разнообразными приемами: примерами, сопоставлением, цепью логических доводов.
Стихотворение тесно связано с содержанием книги, оно предельно наглядно. Это еще не художественное произведение по современным понятиям, так как в нем нет картин, сцен, выразительных образов, а лишь зарифмованные призывы и сентенции. В то же время это уже и не публицистика. Мы ясно чувствуем образ учителя, читающего эти строки, можем представить себе и образ ребенка.
Для того времени это настоящее произведение детской литературы, не уступающее лучшим образцам стихотворства тех лет. Оно было широко распространено и до нас дошло в составе многих рукописных детских книг.
Самым крупным произведением Савватия является «Прещение вкратце о лености и нерадении всякому бываемому во учении», состоящее из 144 строк. В нем нарисован образ способного, но ленивого ученика, которого автор уговаривает полюбить учение, быть старательным и трудолюбивым. По своей форме это монолог учителя, в котором довольно стройно и мотивированно высказываются мысли, характеризуется сам ученик.
Как и в первом стихотворении, основным воспитательным средством Савватия и здесь выступает убеждение, а литературными приемами — сравнение, уподобление. Так, он говорит, что бриллиант дорог игрой красок, блеском, а человек — образованием, «своим разумением». Образованный человек сравнивается с золотым сосудом, наполненным бисером, с источником свежей, вкусной воды. Щит во время сражения предохраняет человека от ран, «от телесного уязвления», а учение — от всяких бед и напастей. Оно украшает человека, поэтому поэт призывает детей «учение любити, аки сладкую реку пити».
Другим литературным приемом Савватия является противопоставление. Учение противопоставляется неучению, леность и нерадение — трудолюбию и старанию.
Нарисовав привлекательными красками образ ученого человека, которого в будущем ожидает счастье и успех, поэт создает и образ неученого, пустого человека, удел которого — озлобление:
А неученому - горе, аки сосуд скудельный пуст,
Понеже ничто не может добра изнести от своих уст.
И всегда ходит во своем неразумии,
И не размышляет о своем безумии,
Токмо обычий ему мудрых укоряти,
И сердце их раздражати,
И свое безумие утешати,
И чтоб никому ничто не знати.
Непосредственное обращение к ребенку, разговор о конкретных, знакомых ему явлениях делает стихотворение близким юному читателю. Древнерусские авторы, как правило, не подписывали свои сочинения, но нередко прибегали к разнообразным приемам, чтобы зашифровать свое имя. В «Прещении вкратце» Савватий тайнописью закрепил свое имя. 
Начиная с 18-й строки первые буквы строк составляют фразу: «Князю Михаилу Никитичу чернец Савватий радоватися». Такой формулой обычно начинались письма в Древней Руси. Предполагают, что Михаил Никитич — рано умерший сын известного государственного деятеля того времени Никиты Одоевского, который, очевидно, был учеником Савватия.
Другое большое стихотворение Савватия — «Азбука отпуск-пая»— состоит из 120 строк. Оно адресовано тому же ученику, что и «Прещение вкратце». Но теперь уже автор хвалит его за хорошее поведение и старательное учение, за большие успехи. Поэт нарисовал образ положительного ученика, противоположного тому, каким он был в предыдущем произведении. По своей форме это акростихидная азбука. Начиная с 24-й строки первые буквы строк составляют алфавит.
Из других детских произведений Савватия выделяются два стихотворных предисловия. В предисловии к басням Эзопа говорится, что баснописец Эзоп не отличался внешней красотой, но был умен, образован, чем и заслужил честь и уважение, В своих баснях он рассказывает о зверях и птицах, но фактически «в них изображает человеческие справы» (дела). Каждая его басня много «мудрости в себе вмещает», поэтому, кто их читает, из них «мудрость обретает». В заключение поэт просит с любовью и вниманием читать басни Эзопа и утешаться ими.
Знаменательно то, что предисловие к басням Эзопа завершается словами о ценности и занимательности произведений и о решении издать их в печатном виде. Это дает основание сделать вполне обоснованное предположение, что Савватий готовил такую книгу к печати, но его намерение не осуществилось. Ибо такой книги Московский печатный двор в XVII веке не издавал.
Произведения Савватия для детей этими тремя стихотворениями не ограничиваются. Так, в рукописном отделе Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина хранится толстая рукописная детская книга (ГБЛ, ф 299\380) под названием «Азбуковное учение», в которой большую половину составляют стихотворные произведения. В их число входят десять посланий и девять предисловий к книгам.
Из десяти посланий четыре принадлежат Савватлю. Одно из них содержит искаженную акростихидную фразу: «Князю Семену Ивановичу чернец Савватий челом биет». Здесь адресатом автора послания является умерший в 50-е годы XVII века князь Шаховской по прозвищу Харя, автор большого количества стихотворений, посланий, похвальных слов, записок исторического характера.
В двух других посланиях яснее раскрываются некоторые взгляды Савватия, Они адресованы царю Михаилу Федоровичу, о чем свидетельствует заглавие одного из них: «Сие послание к царскому величеству». Оно распадается на две части. Первая из этих частей является пышной, многословной похвалой царю, за которой следует не менее высокопарная похвала Московскому государству. В них выражаются искренние патриотические чувства поэта, его желание видеть славную свою Родину еще более славной и могучей.
Во второй части послания поэт с огорчением замечает, что славный русский царь окружен не совсем подобающей свитой, среди которой есть корыстные, малодостойные люди, преследующие только свои личные интересы. Они мешают подданным видеть царя, общаться с ним. Поэт просит царя обратить внимание на это, а также и на то, что подданным такого светлосиятельного государя живется нелегко, так как они «аки рабы... от всех попираемы» и не имеют доступа к своему любимому владыке, чтобы рассказать о своем тяжелом положении и просить о помощи.
Таким образом, мы видим, что Савватий был не просто поэтом, восхваляющим царя, но и ловким дипломатом, умеющим, как писал о себе Державин, «истину царям с улыбкой говорить», критически относиться к царедворцам и вельможам.
Другое послание к царю написано по поводу смерти его отца, патриарха Филарета. Оно было создано в 1633 г., в год смерти Филарета. Отмечая великие заслуги усопшего перед Родиной, всем сердцем сочувствуя царю и всему русскому народу в великом горе, признавая смерть неизбежной, поэт призывает не впадать в тяжкую скорбь, чтобы быть здоровым «на многия лета», для того чтобы победить всех врагов России.
В своих посланиях Савватий выступает патриотом, искренне любящим Россию и желающим ей добра, но в то же время критически настроенным по отношению к высшей знати в сочувствующим простым людям. Не случайно эти произведения были включены в детскую книгу: они воспитывали патриотические чувства.
В рукописном сборнике, дошедшем до нас под названием «Азбуковное учение», находится девять предисловий к разным книгам. Они столь значительны по своему содержанию, что составитель счел возможным поместить их без самих книг. Четыре из них принадлежат Савватию.
Кем же был Савватий до того, как в 1634 г. его назначают на ответственную, почетную и высокооплачиваемую должность справщика печатного двора? Справщик выбирал книгу для издания, редактировал ее, исправлял ошибки, сделанные наборщиками, а потом представлял ее патриарху, сам читал ему вслух. Если что-то не нравилось главе русской церкви — книга не могла увидеть свет.
В одном из своих посланий царю Савватий называет себя алтарным царской церкви, т. е. служителем придворной церкви, примерно помощником попа. Далее он жалуется на свое стесненное положение, так как должен содержать жену и детей. Однако в типографию Савватий попал будучи иеромонахом (старшим монахом), уже без фамилии и без светского имени, которое он должен забывать. В других документах его называют «чудовским старцем». Старец в данном случае не является свидетельством преклонного возраста. Так обычно называли в монастырях почетных, особенно авторитетных, благочестивых монахов, выборных членов монастырского собора или совета, Симеону Полоцкому не было еще сорока лет, а его за близость к царю, за образованность и начитанность называли старцем.
Будучи монахом, а позднее иеромонахом (т. е. монахом, отличающимся высокими нравственными качествами) Чудова монастыря, который находился на территории Кремля, Савватий вел активную жизнь: писал челобитные об исправлении книг, принимал участие в составлении «Соборника. о чести икон и поколений», так называемой «Кирилловой книги», которая была направлена против попыток нарушить принятые порядки. Позднее Савватий оказался на стороне противников реформ патриарха Никона. Поэтому с приходом последнего к власти в 1652 г. Савватий был отстранен от печатного двора.
Не так давно стали известны светская фамилия, имя и даже прозвище Савватия. Это Терентий Васильев по прозвищу Тейша.
Терентий Васильев был тесно связан и с другими поэтами 30— 40-х годов. Среди них мы уже узнали князя С. И. Шаховского, к которому обращался Савватий с посланием. Вместе с ним работал справщиком печатного двора протопоп Михаил Рогов, который тоже писал стихи и вместе с Савватием принимал участие в составлении «Соборника» и «Кирилловой книги». С Роговым и с Савватием был тесно связан и поэт Петр Самсонов, написавший несколь ко посланий Рогову и адресовавший свои стихи «юннейшим», т. е. детям.
Немалый интерес представляют стихотворения Савватия, адресованные читателям всех возрастов. Как и басни Эзопа, он предназначал эти произведения для печати, но при жизни автора - они не увидели свет. Некоторые из них были опубликованы только через три с половиной века по рукописи, хранящейся в ЦГАДА (Центральный государственный архив древних актов в Москве). Мысли автора, отраженные в них, интересны и для нашего времени. Стихи эти посвящены современной ему жизни, к которой поэт относится критически и рисует ее в негативном свете. Он обвиняет, своих современников в забвении духовных ценностей, в нарушении норм нравственности, в излишних заботах о материальных благах. Люди превратили свою жизнь в бесконечную суету об «окоянней нашей несытой утробе... аки бессловеснии скоты». Конечно, говорит поэт, неприятно им будет читать такие нелестные отзывы о себе, но пусть видят себя в эти стихах как в зеркале и вырабатывают в себе отвращение к недостаткам. Он хочет в «честные ушеса» своих читателей вложить глубокое презрение к подобным явлениям.'
Современную жизнь автор сравнивает с лукавой блудницей, которая внешним блеском соблазняет не только детей и юных, богато живущих взрослых, но и стариков, своего «конца ждущих». Мы восхищаемся солнцем, которое «осиявает всю вселенную», «весело, радостно творит плоть нашу тленную», но редко задумываемся над этим,— размышляет Терентий Васильев (Савватий).
Все прекрасно на земле, украшенной «многоразличными цветами», роскошными садами, «разноличными виноградами». Радостно видеть своими глазами города, большие дома сограждан, величественные дворцы, «разноличные ризные украшения», золото, серебро, бисер многоценный, богатую пищу и различные напитки, всем этим растравляем сердца свои завистью и, не задумываясь, гоняемся за ними, забывая о предназначении человека на земле, его духовной жизни и нравственности бытия, и неминуемо идем к гибели,— продолжает поэт Васильев. Мы бросаемся на вкусную пищу и питье, чтобы ощутить их сладость в горле, но забываем о сладости пищи духовной и советов мудрых.
Особенно достается от поэта имущим и знатным:
А богатые богатство к богатству прилагают,
И на всяк день и нощь прибытки к прибытку причитают,
А душевные добродетели творити забывают.
Подобные идеи о предпочтении духовной жизни и нравственности материальной нашли дальнейшее развитие в детской литературе второй половины XVII века и достигли вершины в творчестве Кариона Истомина.
Детские стихотворения Терентия Васильева (Савватия) свидетельствуют еще и о том, что основные их идеи одинаковы и в произведениях поэта для взрослых, но решаются они на материале, более близком для юных читателей.
Интенсивное развитие стихотворства — характерная особенность детской литературы второй половины XVII века. Рифмованные произведения разных жанров встречаются во всея дошедших до нас печатных и рукописных детских книгах того времени. По сравнению с предыдущим периодом меняется их форма, обогащаются жанры, разнообразнее становится композиция, содержание, расширяется тематика. В них значительно реже встречаются, прямо высказанные нравоучения, что было характерно для подобных произведений 30—40-х годов. Основное место в стихах второй половины XVII века занимает рассказ о конкретных делах и событиях; появляются образы и картины. Такие стихи теснее сближаются с художественной литературой. В них уже говорится не только о школе и учении, но и о домашних и житейских делах.
Обогащаются жанры. Наряду с посланиями, нравоучениями и предисловиями к книгам появляются приветствия, зарифмованные изречения, афоризмы, диалоги. Разнообразны они и по объему. Встречаются двустишия и произведения, имеющие больше пятисот строк. Широко распространяются стихотворения, в которых излагаются сведения познавательного характера. Совершенствуется их поэтика. Строже соблюдается характерное для силлабической поэзии одинаковое количество слогов в строке. Все меньше встречается глагольных рифм. К концу века появляются силлабо-тонические строки и целые произведения.
Стихотворцы того времени старались говорить с детьми забавно, занимательно. Они советовали читать детям книги не только во время занятий, но и во время «хлебоядения и от учения престатия», т. е. после школьных занятий. Таким образом, стихотворения создаются не только в учебных целях: им придаются эстетические функции. От второй половины XVI века дошло до нас огромное количество стихотворных произведений для детей.
Так, в одной большой рукописной книге, получившей среди исследователей название Афанасьевского сборника, наряду с разнообразными произведениями помещено пять стихотворных произведений, имеющих объем от 200 до 600 строк, которые можно считать поэмами.
В произведении, названном «Азбуковник второй», которое встречается и во многих других рукописных детских книгах того времени, рисуется церемония торжественной встречи гостя, прибывшего в школу. Его приветствует «ключимый» (наиболее способный, успевающий) ученик. Гость с уважением обращается к детям, с похвалой отзывается о них. Автор при этом замечает, что «неключимые» т. е. отстающие в учении) не должны при этом страдать душою и завидовать, а всем сердцем думать о том, как бы хорошо учиться и просить бога даровать им способности и трудолюбие.

21.01.2014; 02:12
хиты: 116
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь