Известно, что источником для «Солнца Мертвых» была поездка Шмелева в Крым, где он искал тело убитого сына для захоронения. Пожив там некоторое время, Шмелев увидел подлинные ужасы, через которые предстояло пройти людям, смерть в жизни.
Он своими глазами видел бледные тени, которые уже и не похожи были на людей. «Солнце Мертвых» было создано далеко не сразу после поездки. Шмелев через всю жизнь пронес крымские впечатления.
Они так глубоко врезались в его сердце, что спустя много лет он смог написать такое сильное, выпуклое и страшное произведение о той поре. «Солнце Мертвых» направлено вглубь, оно максимально сконцентрировано на одном месте, на глазах одного человека, на созерцании, подобном медитации. Но и в таком осмыслении Шмелев выходит на вселенский масштаб – внутренними рассуждениями, тональностью , чувствами, этим самым созерцанием, сопереживанием окружающему.Действия в «Солнце Мертвых» практически нет. Это череда угасаний и смертей. Это хождение по кругу…У Шмелева нет и намека на даже маленькую радость.Он безутешен. Вся книга – это агония умирающего мира его Родины… Вселенский характер «Солнца Мертвых» выражается в первую очередь через сопереживание с природой. Она ощущает ту же боль и умирание вместе с людьми.Самый яркий образ в этом смысле – постепенно умирающие курочки, которых с невыразимым трепетом, пронзительной болью описывает Шмелев. Они умирают наравне с людьми. Проклятый механизм не щадит даже неповинных беззащитных животных.
Они же – символы и напоминание прошлой жизни. Гибнет все прошлое, во всех его проявлениях. Через курочек же и появляется центральный образ произведения, выведенный в название - Солнце Мертвых.Впервые оно появляется в глазах у умирающей курочки.
Оно становится предводителем смерти. Солнце приобретает негативное звучание. Оно не сочувствует, оно светит и жжет – вопреки происходящему, но не стремясь изменить ситуацию, а смеясь, ехидничая.
Оно безразличное, холодное. Ему все равно кому светить – убийцам или умирающим теням. Оно весело, оно высоко и смеется над этим жалким миром со своими жуткими экспериментами и горькими болями.
Возможно, Шмелев проводит параллель между злым, смеющимся Солнцем и пьяными, развлекающимися кр асноармейцами. Два противостоящих лагеря среди людей параллельны противостоянию Солнца и Земли, ее населения. Еще Солнце, его ход можно интерпретировать как символ времени, безжалостной истории.
Ей подвластна вселенная, ее законы жестоки. Она – всеохватна и не заботится о конкретной личности. Время владеет вселенной и управляет ей.
Оно смеется над людьми – такими мелкими в ее глазах. История не может сопереживать. Она расставляет все по местам соответственно своим законам.
Горы скрывают Солнце. Их ро ль – неоднозначна. Кажется, что они сочувствуют.
Но они ничего не могут поделать. Они веками стоят и смотрят на беды человеческие. Они – свидетели истории, но и невольные ее прислужники.
Они прячут Солнце за своими хребтами, вроде бы сохраняя его для нового дня, а вроде бы – хороня, убивая, хотя оно и воскресает. В этом двоякое понимание образа гор. Интересно, что горы также прячут в себе Зеленых, они спасают, как могут – единственные, кто смог сбежать из-под дула палача – люди гор и горы согрели их в своих лесах… Так акцент в оценке гор смещается в положительную сторону.
Таково же и море. Но оно даже более ехидно – оно отражает Солнце, оно с ним играет и заодно смеется. Оно так величественно красиво, что болью врезается в несопоставимый с его роскошной красотой быт умирающей земли.
Наравне с людьми умирающие, достойные сочувствия, исполненный боли персонажи – корова Тамарка, павлин, кони, виноградники и миндальный сад, старый пень и даже дома, хранящие в себе дух .