"Краткое руководство к красноречию" М.В. Ломоносова
Об истории риторики на Руси ив России мы будем говорить особо; здесь же отметим, что самое раннее из отечественных руководств, «Риторика Макария», появилась в начале XVII столетия. Для нас особый интерес представляет определение риторики, приведенное М. В. Ломоносовым в его "Кратком руководстве к красноречию". Книге первой, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненной в пользу любящих словесные науки», изданном в 1748 г. «Ломоносов написал лучшую у нас Риторику, по которой более или менее написаны все прочие»,— сказал об этой книге один из крупнейших русских славистов, замечательный ритор Ф. И. Буслаев. Значение ломоносовской «Риторики» (так обычно для краткости называют «Краткое руководство к красноречию...») как учебного пособия для многих поколений образованных людей в России (вплоть до середины XIX в.) бесспорно. Огромна и заслуга Ломоносова в развитии теории риторики на русской культурной почве. Да и самый русский язык, само русское слово были во многом плодом ломоносовского гения, гармонизировавшего стихию народной русской разговорной речи с церковнославянской речью, «гремевшей в храмах». «Ломоносов не только не уничтожил, но утвердил отношение между двумя языками, отношение такого рода, что язык русский, единственное основание всякого письменного слога, мог и должен был пользоваться богатством языка церковнославянского»,— писал в исследовании «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» (1847) известный филолог, историк, писатель и публицист К. С. Аксаков (1817—1860).
В «Кратком руководстве к красноречию...» Ломоносов дает следующее определение риторики: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к своему об ней мнению. Предложенная по сему искусству материя называется речь или слово». Следовательно, по Ломоносову, риторика есть искусство убеждения. Убеждение же возможно лишь там, где существует мнение. Значит, определение Ломоносова вполне соответствует античной традиции.
В определении красноречия у Ломоносова, как мы заметили, важно понятие «мнение». Оно отражает важнейшую особенность риторики и даже фиксирует саму сущность риторического: риторика действует не в области истинного, а в области вероятного,— если ясно, где черное, а где белое, там, где истина бесспорна и очевидна, нет никакой нужды в риторике. Искусство ритора, как его понимали основоположники мастерства красноречия, блещет в области переменчивых полутонов и полутеней, из которых и необходимо сформировать для слушателя отчетливую контрастную картину — убедительно выраженное мнение.
"Общая риторика" Н.Ф. Кошанского
Из многочисленных отечественных и зарубежных риторических учебников прошедших столетий остановимся на том, как определяет предмет риторики Николай Федорович Кошан-ский (см. выше, с. 15). Определение риторики как науки, сформулированное в «Общей реторике» (1829) Кошанского, звучит на редкость современно (ведь красноречие здесь понимается в первую очередь как искусство мыслить): «Реторика, имея предметом мысль, показывает 1, откуда они почерпаются (Изобретение); 2, как приводятся в порядок (Расположение); 3, как излагаются (Выражение мыслей)» (Кош а некий Н. Ф. Общая реторика.— 9-е изд.— СПб., 1844.— С. 2), и далее: «Реторика вообще есть наука изобретать, располагать и выражать м ы с л и» (там же). Вспомните, что мы заключили выше, рассуждая о характере ,и особенностях современного красноречия (см. с. 16). Так и три части риторики у Кошанского имеют сходные цели: первая часть (изобретение мыслей) «дает способы думать и, думая, соединять одну мысль с другой» (Общая реторика.— С. 2); вторая (расположение мыслей) — «образует рассудок и нравственное чувство» (с. 3); третья (выражение мыслей)—«учит любить и выражать изящное» (с. 3). Общая же цель риторики как науки и учебного предмета, по Ко-шанскому, «состоит в том, чтобы, раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума,— чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление,— чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному» (там же). Вот, оказывается, в чем сущность красноречия и его предпосылки — в работе мысли и в нравственном чувстве; не забудьте, что это сказано о риторике еще в первой половине прошлого столетия.
На прочих определениях риторики как науки или искусства, содержащихся в других трактатах по красноречию, нет нужды специально останавливаться.
Михальская А.К. Основы риторики: Мысль и слово: Учеб.пособие для учащихся 10-11 кл. общеобраз. учреждений. — М.:Просвещение, 1996. — С.17 -26.
16.