Основой обучения грамоте является звук, на уроках проводится звуковой анализ слов и слогов, анализ звуков и их артикулирование, работа над дикцией, логопедическая работа.
Приемы звукового анализа и синтеза наиболее полно разработаны Редозубовым: он указал и описал приемы, способы и варианты их применения.
Анализ
- Выделение слов из речевого потока: речь → предложение→ слово
- Деление слова на слоги и отчетливое произношение слогов, выделение ударного слога
- Выделение нового звука
- Перечисление звуков в слове, их последовательное называние, подсчет количества звуков в слове, определение характера связи между ними, слогового состава.
- Артикулирование звука, анализ его образования
- Сопоставление и сравнение слов и слогов по звучанию
Синтез
- Произношение слога или слова, предварительно подвергнутого звуковому анализу, и последующее составление его из разрезной азбуки. Чтение слога или слова.
- Образование слоговых таблиц на основе гласного или согласного, чтение таблиц из разрезной азбуки
- Чтение слов по подобию: сыр-сор, сам-сом
- Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова: мал-мало, мел-смел
- Добавление звука в середине слова: плот-пилот
- Перестановка звуков: пила-липа
- Перестановка слогов: сосна-насос
- Отбрасывание звука или слога: сухари-сухарь, машина-маши
- Добавление слога: наша – Наташа.
Важное место в системе звуковой аналитико-синтетической работы отводится артикуляционному анализу, наблюдению над положением и движениями органов речевого аппарата в момент произнесения звука (анализ) и приведению в нужное положение собственных органов речи для произнесения звука или сочетания звуков, обозначенных буквами (синтез).
Артикуляционный анализ и синтез могут проводиться без словесных объяснений, путем показа и подражания.