пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

38. Проблема истины: основные подходы. Характеристики истины. Истина и заблуждение.

 

В гносеологии существует несколько трактовок истины, например:

1. Истина – это соответствие знаний действительности (корреспондентская теория истины).

2. Истина – это свойство самосогласованности знаний (когерентная концепция истины).

3. Истина – это полезность знания, его эффективность (прагматическая концепция).

4. Истина – это соглашение (конвенционалистская концепция).

5. Истина – это опытная подтверждаемость знаний (позитивистская концепция).

Концепция, согласно которой истина есть соответствие знаний действительности, называется еще классической, поскольку является древнейшей из всех остальных. Классическая концепция истины стала доминирующей в теории познания.

Но и классическая концепция столкнулась с рядом проблем:

• Какова природа познаваемой реальности – материальная или идеальная?

• Каков характер соответствия мыслей реальности: простое ли это копирование или сложный

процесс отражения реальности?

• Может ли быть в человеческих представлениях такое содержание, которое не зависит от

субъекта? Может ли быть истина объективной?

• Возможна ли абсолютная истина или истина всегда лишь относительна?

Вопрос об объективности истины достаточно сложный, поскольку мы знаем, что содержание

знания зависит не только от объекта, но и от субъекта. Объективность истины понимается с учетом

следующих моментов:

1. Первичность материального, которое объект представляет, по отношению к знанию как

идеальному, в котором материальное представляется.

2. Истина всегда относится к направленному отношению «субъект – объект», из которого объект

никогда не может быть элиминирован (изгнан).

3. Субъективные моменты, которые представлены в оценке истинности, составляют не столько

личные качества познающего субъекта, сколько качества исторического коллективного

субъекта – общества. Эти качества уже закрепились в данной культуре, в том числе и в

способах взаимодействия субъекта и объекта.

Вопрос об абсолютности истины имеет еще более проблематичный характер. Абсолютная истина

понимается как завершенное полное знание. Истина всегда относительна, так как существует в отношении того конкретного способа деятельности, через который формируется знание. Поэтому абсолютность истины возникает лишь в системах жесткого закрепления за результатами познания тех способов деятельности, посредством которых они были получены, например, в математике, формальной логике. Употребление абсолютных истин по отношению к внешнему миру должно носить весьма осторожный характер: эти истины могут применяться лишь там, где субъектом уже проделана предварительная работа по определению четких условий закрепления способов получения и применения этих истин. Способ применения должен находиться всегда в соответствии со способом получения знания.

Из сказанного следует, что истина всегда конкретна в зависимости от конкретных связей и

взаимодействий, присущих явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и

развиваются.

С истиной связано такое понятие, как заблуждение. Заблуждение есть непреднамеренное

несоответствие суждений или понятий объекту. Причины заблуждения многообразны. С гносеологической

точки зрения оно возможно в силу того, что поиск истины всегда связан с догадками и

предположениями: субъект накладывает на область неизвестного свои предварительные представления,

основанные уже на известном. Это не всегда оправданно в получении нового знания.

Кроме того, многогранность объектов изучения и их одностороннее изучение приводят к заблуждению.

Сами предположения не могут быть истинными или ложными – одни более достоверны,

другие – менее. Сам субъект в силу тех или иных причин возводит их в ряд истинных. Роль заблуждений

в познании неоднозначна. Они уводят в сторону от истины, мешают познанию. Но могут и

создавать проблемные ситуации, которые способствуют дальнейшему развитию познания.

 


20.01.2014; 20:54
хиты: 124
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь