пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

37. Понятие знания. Отражательная и деятельностная концепции знания.

 

Часть философов отождествляет знание с идеальными формами отражения: представлениями, понятиями, суждениями и т.п.: «Знание – это система форм идеального». Другая позиция отождествляет знание со знаковой системой: «Знание есть знаковая система». Часто эти трактовки объединяются.

Главный недостаток этих определений в том, что в понятиях отсутствует соотнесенность субъекта

и объекта, отсюда проявляется тяготение к созерцательной позиции, к представлению о независимости

знания от субъекта. Это неявным образом совпадает с позициями Платона и особенно Гегеля. Знание

в этом случае понимается как нечто внесенное в субъект информационным путем, а носителем знания

выступает знаковая система, значимая сама по себе для любого субъекта в любой культуре.

Более плодотворен подход к пониманию знания, если исходить из деятельностного отношения

субъекта и объекта. Реальный мир – это не мир, существующий помимо человека, это мир

человеческой культуры, складывающийся из различных структур взаимодействия субъекта и объекта.

Поэтому знание отражает не столько сам внешний объект, а скорее внешнюю структуру взаимодействия

субъекта с объектом, о чем уже говорилось в предыдущем параграфе.

Следовательно, содержание знания определяется не только исключительно объектом или

субъектом, а сложным характером их взаимосвязи.

Во-первых, понятно, что содержание знания зависит от объекта (точнее, от объекта в его связи с

субъектом: для обычного наблюдателя небесное тело – это одно, а для астронома – другое). Те или

иные свойства объекта, отражаясь в сознании человека, фиксируются знанием.

Во-вторых, от качеств и свойств самого субъекта. Субъекты познания различны по уровню

развития, по познавательным интересам, являются представителями различных культур со своими

знаниевыми традициями. Поэтому, например, геоцетрическая система уступила место гелиоцентрической.

В-третьих, содержание знания определяется и порядком, направленностью взаимосвязи субъекта

и объекта в познавательном отношении. Познавательное отношение всегда направленно: оно зависит

от цели субъекта. Из всего многообразия связей объекта субъект всегда выбирает те, которые его

интересуют в данный момент, и использует соответствующие средства и методы познания. Можно

просто наблюдать за ходом какого-либо процесса, а можно экспериментально менять условия и

получать уже более глубокие знания о нем.

Знание – это идеально-знаковые структуры, сознательно регулирующие человеческую деятельность.

Проявления человеческой деятельности разнообразны, поэтому и разнообразна познавательная

деятельность. Отсюда – существует множество типов и видов знания: чувственно-образное и

рациональное, обыденное, теоретическое, практическое, мировоззренческое, научное и т.д.

В философии в ряде случаев еще ставится проблема «знание – вера», например, религиозная вера,

вера в кого-то и чего-то как способ ориентации в мире (как это видно у И. Канта) и т.п. Происхождение

веры – сложный вопрос, но в данном случае достаточно лишь отметить, что вера в любом случае

выстраивается над каким-либо знанием, поэтому сама является своего рода знанием.

 


20.01.2014; 20:54
хиты: 107
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь