пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

33. Теоретико - познавательная проблематика неопозитивизма, постпозитивизма.

 

Неопозитивизм. Неопозитивизм, продолжая эмпирическую традицию старого позитивизма, несколько изменил эту программу. Он разделил предложения науки на аналитические и синтетические. Первые – простые правила употребления языка и не описывают ничего из опыта. Вторые говорят об опыте, но должны сводиться к чувственному данному. Все же остальное знание, которое претендует на описание внешнего мира, но не может сводиться к элементам чувственного опыта, объявлялось неопозитивистами бессмысленным (например положения традиционной философии).

В отношении аналитических, т.е. логико-математических, предложений неопозитивизм выдвинул следующую схему объяснения: законы логики не описывают действительность, а вырабатываются людьми путем соглашения и предписывают, как пользоваться в языке логическими связками (подобно игре в шахматы). Эти конвенции (соглашения) должны фиксироваться в языке чистой логики – формул, не допускающих содержательных терминов, описывающих действительность. Данный принцип обозначается как принцип фиксации конвенций в языке чистой логики. Завершающее действие этой процедуры – принцип сведения к логике всех аналитических предложений, иначе говоря, сведение всей математики к логике.

Подобным же образом строилась концепция синтетического, т.е. знания, описывающего действительность. Но действительность, по мнению авторов, – не внешний мир, а содержание наших органов чувств (позиции субъективизма), поэтому вопрос о природе этого знания сводился лишь определению порядка, последовательности опоры на чувственные данные положений фундаментальных наук. Исходным базисом ситетического знания считались чистые эмпирические констанции – предложения, описывающие непосредственно чувственный опыт без примеси теории, разума. Называлось это принципом «чистой эмпирической констанции». Далее эмпирические констанции должны переводиться на язык физики (принцип физикализма).

Постпозитивизм. Идеи, отдельные принципы неопозитивизма сохранились в постпозитивизме, хотя общее у них – лишь интерес к науке и научному познанию, стремление научными методами решать философские проблемы и ряд других. Характерная черта этого этапа в развитии философии науки – значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Вместе с тем можно говорить и об общих чертах постпозитивизма:

1. Отход от ориентации на символическую логику и обращение к истории науки. В отличие от логического позитивизма представители этого периода уже не заботятся столь о формальной строгости своих построений. Для них главное – соответствие их конструкций реальному научному знанию и его истории.

2. В постпозитивизме происходит существенное изменение проблематики методологических иследований: если логический позитивизм основное внимание обращал на анализ структуры научного языка, то постпозитивизм главной проблемой делает понимание развития научного знания.

3. Отказ от жестских разграничительных линий, установлению которых позитивизм уделял

большое внимание. Смягчается дихотомия эмпирического – теоретического, исчезает противопоставление

фактов и теорий. Вместо этого постпозитивизм говорит о взаимопроникновении

эмпирического и теоретического.

4. В отличие от логического позитивизма постпозитивизм отказывается от жестских границ между

наукой и философией. Он признает осмысленность философских положений и их неустранимость из

научного знания. Так, Фейерабенд вообще отказывается видеть какое-либо различие между наукой,

мифом и философией.

5. Стремление опереться на историю науки привело постпозитивизм к усилению внимания к

развитию знания, к истории возникновения, развития и смены научных идей и теорий. Как правило,

они выступают против кумулятивизма в понимании развития знания (простого накопления знания),

считают, что в истории науки неизбежны существенные, революционные преобразования, когда

происходит пересмотр значительной части теорий.

В вопросе о соотношении внутреннего и внешнего в развитии науки в постпозитивистской

философии науки выделились два основных подхода в решении этих вопросов.

Когнитивисты – И. Лакатос, Дж. Агосси и др. – полагают, что научное знание детерминировано

лишь когнитивными (знаниевыми) факторами, хотя и активно взаимодействует с социокультурным

окружением. В этом смысле наука обладает своей внутренней историей, другие факторы не

определяют развитие научных идей.

Сторонники другого подхода («социологисты») – Т. Кун, М. Малкей, С. Тулмин и др. – считают,

что без обращения к социальным факторам невозможно теоретическое объяснение не только

внешней, но и внутренней истории науки. Нельзя провести жесткое различие между внутренней и

внешней историей науки.

Когнитивисты в своих рассуждениях опираются на специальный фильтр логико-методологических

критериев, стандартов реальности. Этот фильтр позволяет контролировать действие социальных

факторов, лишает их самостоятельности в детерминации научного знания. Так, К. Поппер говорил о

фальсифицируемости теорий как о сверхкритерии, который контролирует изменение методологических

норм.

Социологисты не признают подобного критерия-фильтра. Т. Кун, например, не отрицал существование

критериев сравнения теорий (точности, непротиворечивости, относительной простоты,

плодотворности), но содержание этих критериев целиком определяется существующей парадигмой –

определенно заданной системой мышления, образцом мышления.

 


20.01.2014; 20:54
хиты: 141
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь