пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

22. Философское понимание пространства и времени: историко - философские представления. Основные черты пространства и времени. Особенности социального пространства и времени.

 

Пространство представляет собой общую закономерность связи и отношений

сосуществующих материальных состояний.

Время есть общая закономерность связи и отношений сменяющихся состояний.

В философии и науке существовали самые разнообразные трактовки пространства и времени.

Пространство понималось как:

• протяженная пустота, которую заполняли все тела, но которая от них не зависела (Демокрит,

Эпикур, Ньютон);

• протяженность материи или эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов); форма

бытия материи (Гольбах, Энгельс);

• порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский);

• комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Юм) или априорная форма чувственного

созерцания (Кант).

Время также трактовалось по-разному:

• субстанция или самодавлеющая сущность. Этот взгляд послужил началом выявления

метрических свойств времени, с ним связана субстанциональная концепция времени;

• Гераклит ставил вопрос о текучести, непрерывности и универсальности времени, определяя

традицию динамической трактовки времени;

статическая концепция времени. Парменид говорил о неизменности времени, изменчивость

же – это только особенность нашей чувственности;

идеалистическая реляционная трактовка времени. Пример – учение Платона: в «мире идей»

время статично, а в «мире вещей» время динамично и релятивно, обладает прошлым

настоящим и будущим;

• длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах);

форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений

(Энгельс) – материалистический вариант реляционного подхода;

• абсолютная субстанциальная длительность, однородная для всей Вселенной и независимая

ни от каких взаимодействий и движений вещей (классическая субстанциальная концепция

Ньютона);

• относительное свойство феноменальных вещей, порядок последовательности событий

(классический вариант реляционной концепции Лейбница);

• форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм) или априорная форма

чувственного созерцания (Кант).

Таким образом, понимание пространства и времени можно свести к двум фундаментальным

подходам: 1) субстанциональная концепция – пространство и время как самостоятельные сущности.

2) реляционная концепция – пространство и время как производное от взаимодействия движущихся

тел.

Примером первой концепции может служить метафизическая точка зрения, основанная на

ньютоновской физике. Она рассматривала пространство как абсолютную протяженность, а время –

как абсолютную длительность. Тем самым пространство и время выступали в качестве самостоятельных

сущностей – субстанций, существующих сами по себе, независимо от материальных объектов,

но оказывающих на них влияние.

Дальнейшее развитие естествознания, научные открытия второй половины XIX в. отбросили идею

об абсолютно независимом пространстве и времени и доказали диалектическую идею о наличии

глубокой внутренней связи между материальными системами, пространством, временем и

движением. Вблизи тяжелых объектов геометрические свойства пространства начинают отклоняться от эвклидовых, а темп течения времени замедляется.

Частная (или специальная) теория относительности установила связь пространства и времени

между собой. Так, преобразования Лоренца позволяют признать сокращение длины отрезка в

направлении движения и замедление хода времени.

На основании новейших открытий был сделан вывод, что сами пространство и время производны

от конкретных физических событий и взаимодействий. Они не являются самостоятельными

сущностями. Реально только физическое событие, которое можно описать в пространственновременных

характеристиках. Таким образом, в философии пространство и время выступают как

важнейшие атрибуты бытия, характеризующие функцию физических отношений между собой.

В этом отношении неприемлема точка зрения субъективного идеализма, для которого пространство

и время являются созданием нашего сознания. Так, согласно взглядам Д. Юма, мир состоит из

восприятий, и люди, якобы не знают и не могут знать, скрывается ли что-нибудь за ними. Задача ума

состоит в том, чтобы установить связи, ассоциации между восприятиями, которые либо находятся

одно подле другого, либо следуют одно за другим. Пространство и время, таким образом,

существуют только в восприятии и лишены объективности.

Если, согласно концепции Юма, пространственновременные представления приобретаются в ходе опыта, то у Канта они предшествуют всякому опыту, так как «пространство и время суть чистые формы всякого, чувственные представления», доопытные условия опыта.

В гносеологическом плане наиболее важным свойством пространства и времени является их

объективность, независимость от сознания. К числу важнейших онтологических характеристик

пространства и времени относится их неразрывная связь со структурными уровнями бытия.

Кроме этих общих свойств пространства и времени существуют и более специфические. К числу

важнейших свойств времени относятся его одномерность и необратимость: время имеет одно

измерение и течет в одном направлении – от прошлого к будущему. Время также однородно, так как

его течение в замкнутых системах не вызывает изменение энергии этих систем. Специфическими

свойствами пространства являются его трехмерность, однородность, изотропность. Трехмерность

пространства означает, что все материальные объекты имеют три измерения: длину, ширину, глубину.

Однородность пространства говорит о том, что оно не вызывает изменения импульса тела и не

изменяет момента количества движения тела, в нем отсутствуют какие-либо выделенные точки.

Изотропность означает равноправность всех возможных направлений.

Социальное пространство обусловлено своим носителем. Социальное пространство простирается

в рамках распоряжения элементами природного и общественного характера, их распределением

определенными социальными группами. Этим измеряется протяженность социального пространства.

Постоянное взаимодействие социальных групп во времени означает непрерывность пространства.

Разрыв этих отношений – дискретность. Симметричность социального пространства выступает как

перемещение продуктов труда от одной группы к другой.

Социальное время обладает также своими особенностями.

В жизни человека время занимает особое место, так как речь идет о времени его жизни.

Подчиняясь объективному ритму, темпу развития, человек вносит в формирование системы временных отношений в обществе и нечто свое, субъективное.

Время как форма всякого бытия выступает и формой бытия личности. Активность человека как

существенный компонент его бытия зависит от субъективных факторов,

а также от ряда объективных условий, среди которых социальное время играет

большую роль. Социальное время понимается как историческое, как форма существования, развития

и смены этапов общества. Поэтому все материальные отношения в обществе выступают как

временные, как и отношения между социальными институтами и другими социальными образованиями.

Социальной форме движения материи присуще все многообразие временных отношений:

длительность, упорядоченность, асимметричность, незамкнутость, одномерность, необратимость

и т.д.

Временная организация социальных процессов имеет два измерения: синхронное и диахронное.

В том случае, когда отсутствует временная единонаправленность социальных процессов, иначе

говоря, когда какой-то из общественных блоков воспроизводит устаревшие социальные реформы, в

то время как другие элементы системы работают на будущее или уже используют формы будущего

развития, наблюдается диахронное противоречие. Такое соотношение в социальном времени можно

назвать равноправным. Выявление и разрешение противоречий синхронного и диахронного развития –

обязательное условие активации человека. В связи поколений реализуется связь прошлого, настоящего

и будущего.

Время – культурно-историческая ценность. Переход на интенсивный путь развития предполагает

резкое сокращение потерь социального времени.


20.01.2014; 20:54
хиты: 123
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь