пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Билет 6

Внешнее устройство церкви в древней Руси. Крещение Руси не следует

представлять себе как простую перемену верований. Христианство, став

господствующей религией на Руси, выразилось не только в проповеди и

богослужении, но и в целом ряде новых установлений и учреждений. Из Греции

пришла на Русь иерархия: в Киеве стал жить русский митрополит, поставляемый

Константинопольским патриархом; в других городах были поставлены подчиненные

митрополиту епископы (на первых порах их было пять, потом число их дошло до

пятнадцати). В Киеве и во всех епархиях строились церкви и устраивались

монастыри; причты церквей и братия монастырей подчинялись своему епископу, а через

него митрополиту. Таким образом власть митрополита простиралась на всю Русь

и объединяла все духовенство страны. Вместе с христианством на Русь пришла

письменность, а с нею книжное просвещение. Как ни слабо оно было на первых

порах, оно все же оказывало могучее влияние на познавших его людей.

Богослужебные и священные книги принесены были на Русь на доступном для всех

языке -- славянском, том самом, на котором изложили их славянские

первоучители св. Кирилл и Мефодий и их болгарские ученики. Язык этих книг

был вполне понятен русским, и "книжное учение" было поэтому не затруднено.

Тотчас по крещении на Руси возникают школы с учителями священниками и

появляются книжники--любители просвещения, собиравшие и переписывавшие

книги. Митрополит и вообще духовенство управляли и судили подчиненных им

людей так, как это делалось в греческой церкви, на основании особого

сборника законов Номоканона, получившего на Руси в болгарском переводе

название Кормчей книги. В этом сборнике заключались церковные правила

Апостольские и вселенских соборов, также гражданские законы православных

византийских императоров. Церкви принадлежали земли, на которых духовенство

и монастыри вели хозяйство по- своему, руководствуясь византийскими обычаями

и законами, устанавливая такие юридические отношения к земледельцам, какие

были приняты в Греции.

Таким образом на Руси вместе с новым вероучением появились новые

власти, новое просвещение, новые законы и суды, новые землевладельцы и новые

землевладельческие обычаи. Так как Русь приняла веру из Византии, то все

новое, что пришло вместе с верою, имело византийский характер и служило

проводником византийского влияния на Русь. Для того чтобы понять, как именно

сказывалось это влияние, необходимо несколько ознакомиться с теми чертами

общественного быта Руси в дохристианское время, которые наиболее

характеризуют первобытность тогдашних общественных отношений.

Черты дохристианского быта русских славян. По нашим понятиям,

государство, в котором мы живем, имеет право и в то же время обязанность

карать виновных за преступления и проступки и по возможности предупреждать

всякое нарушение порядка и права. Вор или убийца отыскивается и наказывается

независимо от того, просят об этом или не просят потерпевшие от него люди. В

древнейшее дохристианское время было не так. Князья не имели ни склонности,

ни возможности вмешиваться в общественную жизнь и поддерживать порядок,

когда к ним не обращалось за этим само население. Преступление тогда

считалось "обидою", за которую должен был отплатить, "отомстить" сам

обиженный или его род. Человека защищал не князь, а свои близкие ему люди;

за убитого "мстили" отец, братья, дяди, племянники. Обычай "кровной мести" и

вообще "мести" был так широко распространен, что признавался даже законом,

как нормальное правило. Иначе и быть не могло в таком обществе, где

княжеская власть только что возникла, где князь был иноплеменником и был

окружен дружиной таких же иноплеменников-варягов. Наподобие того, как

варяжская дружина со своим конунгом-князем составляла особое сообщество

среди славян, и самые славяне имели такие же особые союзы и сообщества. Они

жили или родами, или общинами;

в других случаях они сами устраивали дружины и торговые товарищества в

городах. Каждый человек, принадлежавший к какому-нибудь союзу или входивший

в какое-нибудь сообщество, пользовался защитою рода, общины, дружины,

товарищества, и мало надеялся на князя, потому что княжеская власть была еще

слаба. Лишенный покровительства своих близких, прогнанный из какого-либо

сообщества человек становился беззащитным, потому что никто не шел к нему на

помощь; его можно было, по старому выражению, "убита во пса место" -- и

остаться без всякого наказания и возмездия. Такие беспризорные и беззащитные

люди назывались изгоями (от того же корня, как и слово "гой": "гой еси"

значило: будь здрав, будь жив); изгои были как бы "изжитые", выкинутые из

жизни вон люди. Водном церковном уставе XII в. дается такое определение

изгоям: "Изгои -- трои: попов сын грамоте не умеет, холоп из холопства

выкупится, купец одолжает; а се четвертое изгойство о себе приложим: аще

князь осиротеет".

Родовой быт первоначально вел людей к обособлению. Роды жили замкнуто,

чуждались один другого и враждовали один с другим. А между тем каждому роду

было необходимо со стороны добывать невест для браков своих родичей. Отсюда

возник обычай добывать их насилием и хитростью, посредством "умычки" или

увоза. Впоследствии этот обычай смягчился: если невесту "умыкали", то по

предварительному с ней уговору. В то же время возникли и другие способы

заключения брака: жених мирно приходил за невестой и выкупал ее у рода,

уплачивая за нее "вено". Кое-где, там, где нравы были мягче, брак заключался

ближе к нашим обычаям: невеста приезжала в дом жениха и за ней привозили ее

приданое. Но так бывало, по словам летописца, только у полян. В прочих же

местах семейный быт отличался грубостью, тем более, что везде существовал

обычай многоженства. Предание говорит, что сам князь Владимир до крещения

своего держался этого обычая. Положение женщины в семье, особенно при

многоженстве, было очень тяжело, о чем свидетельствуют народные песни. В них

горько оплакивается судьба девушки, отдаваемой или продаваемой в чужой род.

В языческое время на Руси было лишь одно сословное различие: люди

делились на свободных и несвободных, или рабов. Свободные назывались мужами,

рабы носили название челядь (в единственном числе холоп, роба). Положение

рабов, очень многочисленных, было тяжко: они рассматривались как рабочий

скот в хозяйстве своего господина. Они не могли иметь собственного

имущества, не могли быть свидетелями в суде, не отвечали за свои

преступления. За них ответствовал господин, который имел право жизни и

смерти над своим холопом и наказывал его сам, как хотел. Свободные люди

находили себе защиту в своих родах и сообществах; холоп мог найти себе

защиту только у господина; когда же господин его отпускал на волю или

прогонял, раб становился изгоем и лишался всякого покровительства и

пристанища.

Таким образом в языческом обществе княжеская власть не имела той силы и

значения, какое имеет государственная власть теперь. Общество делилось на

самостоятельные союзы, которые одни лишь своими силами охраняли и защищали

своих членов. Вышедший из своего союза человек оказывался бесправным и

беззащитным изгоем. Семья, при обычае многоженства, умычки и покупки невест,

имела грубый языческий характер. Рабство было очень распространено и притом

в тяжелой форме. Грубая сила господствовала в обществе, и человеческая

личность сама по себе в нем не имела никакого значения.


23.01.2014; 23:58
хиты: 77
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь