пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1.Предмет, задачи и значение курса. Философские основы истории ОБР-ия, В-ия и ПД-ики.

В 18 в.термин обр-е «как форм-е образа» ввел Песталоцци, а в русскую лит-ру ввел Новиков. Образ-е- это ПЦ-с вв-я чел-ка в окр мир общества,ПЦ-с в итоге j-го чел-к обретает статус полноцен-о и полноправного гражд-на.

И.О. – это Н. о законах теорет-го и практ-го развития ОБР-ия и В-ия, это осмысление и обобщ-е того, что дало нам время. И.о. возникла тогда, когда ПД-ика стала сущ-ным местом в обуч-и, когда был накоплен ПД-ский опыт и возникла потребность в его СИм-ции. ИО представляет культурную и СИм-щую инф-цию, j-ая нужна д/правильного поним-я развития общества и той роли, j-ую играет в нем ОБР-ие.

Задачи ИО:1.Обесп-ие зн-ями теории и практики ОБР-ие и В-ия.2.Осмыс-е целей, МТ-ов и организации ОБР-ия и В-ия в конкретных исторических условиях.3.Осозн-ие того, что ШК-а и ПД-ика всегда отражали потребности общества.

Предметом ИО явл-ся развитие В-ия, обуч-я, ОБР-ия, В-ных учреж-й и ПД-ических идей и теорий с древн. времен, до настоящего времени.

ИО состоит из компонентов: экономический, социальный (главный), политический, интеллектуальный. Развитие ОБР-ия всегда социально. МТД-ческой основой явл-ся диалект-ий матер-зм (с т. з. марксизма). Историки-ПД-и–те кто признают зав-ть ПД-ики от ф-фии провозглашают, что истин много. => они по сущ-ву отрицают  сам ПРЦ-п истины, как критерий, позволяющий отличать лож-ю концепцию от истинной. Такие установки только дезориен-ют У.-х, j-ые пытаются найти прочную основу своих исслед-й. Большое влияние на развитие ИО оказала ф-фия прагматизма. Её основатель Дьюи.

ОИ прошла большой путь развития. Каждая истор-ая эпоха дает свои уроки В-ия.1.Первоб-е общ-во: была природная ПД-ика, детей не наказывали, т.к. сам ПЦ-с В-ия совпадает с результатами В.

2.Античность: зарождается идея всесторон-го развития личн-и и касалась только детей господ. класса.3.Средневек-е: В-ие в соответствии с сословием.4.Эп. просвещения: породила новую идею свободы, равенства и братства. Развили идею гармон-го и всестор-го развития личности. Считали, что ОБР-ие – ведущий фактор совершенств-я общ-ва. Ленин считал, что из старых ШК- надо брать все лучшее.

Цель В-ия:1.В первоб. общ. – передача трудовых навыков.2.В рабовл. – сила, храбр-ть и презрение к людям труда.3.Феод. – послушание.4.Эпоха. просв. – стремление к красоте и счастью.

Маркс и Энгельс показали, что цели В. Обусл-ны способом производства и соц-о-эконом-ми потребностями общ-ва.

ИО – формулирует ПД-ческое мировоз-е, учит критически разбираться в ПД-ической теории.

ИО i свои источники: археол-ие данные, памятники др-й письменности, народное В-ие, учеб-и, предметы, худ-ная лит-ра.

 

2. Философские концепции происхождения В-ия. В-ие в первобытном обществе.

По вопросу о происх-и В-ия сущ-ют различные мнения. К нему по-разному подходят буржуазные У.-е и У.-е, состоящие на марксиско-ленинских позициях. 1. Буржуазные У.-е игнорировали наличие тесной связи, j-ая сущ-ла м/у эконом-ой жизнью, трудовой деят-тью первобытных дюдей и В-ием детей на ранней ступени развития. Это ведет к биологизации В-ного ПЦ-са. Они отожд-ют инстинкт-е действия жив-ых, j-ые заботятся о своем подрас-щем поколении, с В-ной практикой первобытных людей и приходят к выводу, что основа в инстин-ом стремлении людей к прод.ию рода и закон естественного отбор, а так же инстин-вное стремление детей подражать старшим.2.Т. Полля Монро, псих теория, восп-е произошло от бессознат-го. 3.Марк.-лен. позиця: осн условие В-ия–труд. деят-сть людей и при этом форм-ся общ-ные отношения. Чел-кое общ-во возникло с того времени, как началось изготов-е чел-ком орудий труда. Примен-е примит-ых орудий труда привело к необход-и передачи опыта подрас-им поколениям. Сначала это происходило в ПЦ-се труд-й деят-ти. Затем В-ие становилось особой сферой деят-ти. На 1 ступени развития первоб-го общ-ва в дородовом общ-ве люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой, общ-ные отнош-я совпадают с производс-ыми. Сущ-ло разделение труда м/у муж-ми и женщ-и, а также возрастное деление колл-ва. Общ-во делилось на 3 группы: 1) дети и подростки, 2) взрослые полноценные участники жизни, 3) старики. Родившийся чел-к сначала попадал в общую группу, где общался со сверстниками и стариками. Достиг-в соотв. Биол-го возраста и набравшись опыта ч-к переходил в след-ю возрастную группу. Отношения м/у членами одной возрас-й группы и с членами др. – различались строго выполненными обычаями. Ребенок в ПЦ-се В-ия не готовился к жизни, а непосред-но включался в нее. В труде и общении со взрослыми дети усваивали необх-ые жизн-е навыки. Мальчики охотились вместе с мужч-ми, девочки вели дом-е хоз-во с женщ-ми. Позднее появились первые учреж-я д/жизни и В-ия детей – дома молодежи(отдельно д/мальч-в и дев-к). Там они готов-сь к жизни и труду. С расшир-м труд-о опыта людей усложнилось В-ие. Оно стало > многосторонним. Когда стало необходимо > организованное В-ие, община поручила его > опытным людям. Кроме труда детей знакомили с религиозным культом. Затем стали появляться и зачатки военного В-ия. Осущ-ие В-ия особыми людьми, расширение его содержания говорят о том, что В-ие начало выделяться как особая форма общ-ной деят-ти.

 

 

3. Воспит,ШК-а пед-ка Др Мира.

ШК-а в странах др Востока. Здесь преобладали класс-ые ШК-ы ,где учились в основном дети господст-го класса. Наряду с ними напр в Индии сущ-ли и общинные ШК-ы j-ые создав-сь общинами землевл-цев. Люди вели наблюдения за природой. Появ зачатки наук: астрон-и арифм геом-и медицины. Все эти зн-я б. в руках господств класса. В Египте кроме жреческих ШК- и придворных ШК- открылись ШК-ы писцов ШК-ы служащих и т д .В Китае так же б. высшие и низшие ШК-ы . В др рукописях встречаются ценные мысли о воспит. Дисципл была  суровой. Больш-тво детей простых людей и рабов не получали подготовки в ШК-ах зн-ия им давали родит-и и окружающие.

Др Греция .здесь сложились 2 СИмы 1-спартанская 2-афинская.в1и 2 обучали только детей рабовладельцев

1.B Лаконии господ-ло земледелие б. много рабов,они восставали <>б. в полной боевой готовности<>готовить воинов. Воспит. осуществляло гос-во. В основном В-ие б. физич, но учили чтению и письму по минимуму.Гл задача _восп-ие безжалостности к рабам. Нравств и политич восп дав-сь во время бесед гос руководителей. Отец не имел права воспитывать ребенка, пока не покажет его старейшинам, если ребенок казался слабым – его скидывали со скалы.

2.Афинское восп. Идеальный чел-к д.б. прекрасен в физич и нравств отношениях. дети до 7 лет воспит дома с 7-14 лет в ШК-е где уч-сь писать считать. С 14 лет мальчики обучались физич упр-иям. Ч-з 3 года наи> обеспеч-ые  поступали далее в гимназии. Изуч. фил-ю, лит-ру, политику. С 18 до 20 лет нач-сь их военное восп-е. Разностор. Восп-е получали только дети богатых. Ост-е насел-е обязано б. обучать своих детей дома ремеслу, а неj-ые и грамоте. Цели восп-я: Сократ.цель: не изуч-е природы вещей, а позн-ие самого себя. Платон: восп-е д.б. организовано гос-вом и соот-ть интересам господ. класса. Аристотель: три стороны восп-я: нравств., физичес., умственная. Цель: разв-е высших сторон души-разумной и волевой. Др. Рим. ШК-ы делились по имуществ-му признаку. Элементарнные: частные и платные обслуживали плебеев. Учили чтению письму и счету, знакомили с законами. Грамматические: обучалась знать(латинс.,греч яз,риторика). Позднее возник шк-ы риторов. Обучали: (за оч. Высокую плату) риторике, ф-фии, правовед-ю,мат-ке,музыке. С возник-м Рим. Империи грам.шк. и шк. Риторов превратили в гос. Шк., где гот-ли преданных власти чиновников.

 

4. В-ие и ШК-а в средние века. 

Период Средне-вья - с V в. по ХУ1 в. Особ роль играла трехчленная СИ-ма разд-ия труда.  сложивш-ся к XI в. :  духов-во.  светские феодалы.  крестьяне и горожане. Добродетелью крест-на счит-сь трудолюбие; луч-й чертой арист-та – доблесть; гл-е кач-во духовенства - благочестие. Представители каждого сословия видели свое предназн-ие в передаче опыта след-му поколению. Носит-ми христи-ой пед-ки б. служители катол церкви. Идеал выступала верующая личность. Образец восп-я- монашество, j-ое давало нравст-е В-е  (чистота сердца путем постов).  устранение от земных благ.  самоконтроль над желаниями.  усердного чтения религ. текстов.  но это не искл-ло необх-ти приобретения светских зн-ий. Важн. роль в раннем Среднев-е играла схоластика. 

Важн. роль в создании нов. идеологии обуч-я и восп-я сыграл Фома Аквинский. Он пытался соединить светское зн-ие и христ. веру. Его соч-ия служили источн-м изучения богословия в Среднев. шк-е. В практике восп-я и обуч-я раннего Среднев-я переплетались языческая.  античная.  Христ-ая традиции В наи> организ-м виде сословное дом-е семейное восп-е предст-но в сист.:  ученичества  (8-10 л) и рыцарского восп-я  (аристокр-го).

В рыц-ом восп-и б. заложены идеи послуш-я.  Жертв-сти.  личной свободы. В феодальной среде сущ-ло презрит-ое отношение к книжной шк-й традиции. Ей противоп-ли программа: владение копьем. Фехтование,езда верхом, плавание. охота.  игра в шахматы.   игра на муз. инструменте.  пение стихов собств. соч-я. но прежде юношу обучали военному делу. С 7 лет мальчики приобретали зн-я и ум-я. выполняя обязан-и пажей при супруге сюзерена и её придворных. В 14 лет они перех-и на мужскую половину и становились оруженосцами при рыцарях. Они д. б. усвоить:  вежлив-ь. великодушие. зн-ие этики. В 21 год происх-о посвящение в рыцари. После распада Римск. империи в шк. деле сущ-ли старые формы и сравнительно новые: ШК-ы грамм-ов.  риторич-е ШК-ы;  Церк. ШК-ы.  Учен-во.  обуч-е феодальной знати.

К VII веку ШК-ы античного типа полностью исчезли   (причины:   пост. войны;  отсутствие пед. кадров;  конкуренция церк. уч. заведений. ). С V по ХУ века церк. ШК-ы б. сначала ед-ми.  а затем преоблад-ми уч. заведениями. Шк. дело 5-7 вв. оказалось в плачевном состоянии. Неграм-ой была верхушка общ-ва. Катол. церковь стремилась исправить положение. В раннесредн-ой Европе сложились 2 гл. типа церк-х уч. Завед-й:  кафедр-е и монаст-е ШК-ы. Уч-ись только мальчики и юноши. В малых ШК-ах – дети 7-10 лет.  а в больших ШК-ах - старше 10 лет. В малых ШК-ах один уч-ль обучал всем предметам. Епископальные ШК-ы до IX века яв-сь церк-ми уч-ми завед-ми осн-го типа.  где препод-и богословие. Создана уч. лит-ра по грамматике, стихосложению, астрон-и, ариф-ке, истории и лит-ре. Церк. ШК-ы б. важным инструм-м религ-го восп-я. В них изучали Библию.  Богос-ую лит-ру. Почти в полном пренебрежении б. физич-е восп-е. В ШК-ах царили жестокие наказ-я:  карцер.  лишение еды.  избиение и т. д.

ШК-ы ордена АНАХОРЕТОВ 3 г. учили нач-ам грамоты,пению псалмов, соблюдению религ-ых обрядов. Немного шире была программа ШК- КАПУЦИНОВ, где знакомили с религ-м учением.  давали общ. подготовку(счет.  письмо.  пение). Обучали в церк. ШК-ах повыш-го образ-я по прогр-ме 7 своб-ых искусств. Она включала:  грамм-у, диалектика, риторика,  геом-я.  Астрономия,  музыка.  Арифм-ка. В период с ХП по ХУ вв. шк-ое образ-е выходит за стены церквей и монаст-й. В 1-ую очередь это проявилось в появлении городских ШК- и универ-ов. Возникшие в ХIП - XIV вв. цеховые ШК-ы содерж-сь на ср-ва ремесл-ов и давали общеобр-ю подгот-ку чтение, письмо,  счет,  элементы геом-и.  естествозн-е. Поя-ся город-е ШК-ы.  где препод-е ведется на лат. и родн. яз..  а также аналогичные уч.зав-я д/девочек. Обычно городск. ШК-у открывал нанятый общиной ПД- ректор. Пр-ма высшей гор. ШК-ы постепенно услож-сь (добавлено 2 яз:  древнегреч. и древнеевропейск. Состав классов опр-ся по уровню их подготовки. Кр. этого б. Образованы:  гимназии.  коллежи.  Грамм-ие ШК-ы.  дворянские ШК-ы.  а так же развив-ся СИ-ма универ-ов. Универ-ты  родились в СИме церк-х ШК- в кон. XI – нач. XII вв. Отдельные кафедр-ые и монастырские ШК-ы превратились в крупные уч. центры – универ-ы. Гл. предм-м в универ-ах б. богословие >-во препод-лей б. выходцы из духовенства. Порядок записи студентов в универ-т б. весьма вольным. Студент занимался с профессором 3-7 лет и получал звание бакалавра. Созданные универ-ы обычно i-и несколько факультетов.

 

 

5. ПД-ическая деятельность и мировоззрение Коменского. Коменский о цели, задачах и роли В-ия. ПРЦ-пы природосообразности.

Ян Амос Коменский(1592-1670) – славянский ПД- (чех). Его произв-е «Великая дидактика» положило начало науке о ПЦ-се обуч-я. Ряд черт мировоз-я К-го сложился под влиянием культуры эпохи Возр. Демократизм К-го – это треб-е единой ШК-ы, всеобщ-ти и обязат-ти ШК-ы родного языка д/всех детей без различия сословий, имуществ-го положения и пола. Гл. идеи дидактики К-го – позн-ие реального мира на основе чувственного восприятия, ПРЦ-п наглядности. Чел-к – это гармония как тела, так и души, а ШК-а – мастерская гуманности.

3задачи В-я: позн-ие себя и окр. мира, управл-е собой, стремл-е к богу. К-кий оч. высоко оценивал роль восп-я. Чел-к делается чел-ом только благодаря восп-ю, к-рое должно даваться в детстве. «Из всякого ребенка м. сделать чел-ка.» Выдвинул идею всеобщего нач. образ-я.

Прав-ое восп-е во всем д. сообразоваться с природой. Чел-к как часть природы подчиняется её глав. всеобщим зак-ам, действ-щим как в мире растений и животных, так и в отн-нии чел-ка. Необх-мо исходить из набл-ний над теми ПЦ-сами, какие повсюду проя-т природа в своих дей-ях. К-кий пытался установ-ь закон-ти воспит-я путем аналогий с законами природы.

 

 

6. Я. А. К-кий о дидакт. правилах  и МТ-ах обуч-я наукам, искус-м и языкам, содержании и МТ-ах восп-я нравств-ти, дисциплинир-ти и благочестия.

Ян Амос К-кий в основу позн-ия и обуч-я поставил чувст-ый опыт и теорет-ки обосновал ПРЦ-п наглядности, как важн. дидакт. ПРЦ-п. Им б. провозглашено «золотое правило» дидактики: «все, что только м., предос-ять д/восприятия чувствами: зрением, слухом, обонянием». Учение должно начинаться не со словесного толкования о вещах, а с конкретных набл-ний над ними.

Мех. зубрёжке противоп-ил требование сознательности учения. При изучении явлений => доводить уч-ся до осозн-ия причин этих явлений.

К-кий настаивал на СИматичности обуч-я. Надо доводить уч-ся до понимания связи м/у явл-ми, в обуч-и надо идти от фактов к выводам, от примеров к правилам, от частного к общему.  

По=>сть обуч-я: изучение нового материала д.б. подготовлено на основе старого. Посильность обуч-я: детям => давать то, что доступно их возрасту. К-кий стрем-ся развивать познават. способ-ти уч-ся.

Управл-е чел-ка собой достиг-ся нравст-ным восп-ем. Средствами нравст. восп-я К-кий считал пример род-лей, уч-ей, наставления, борьбу с недисципл-ю. Большое знач-е i выработка положит-ых привычек. Надо развивать у детей скром-ть, благожелат-ть, послушание, вежлив-ть, трудолюбие.  

К-кий протестовал против телес. наказаний детей. Дисциплину надо поддерж-ть хорошими примерами, ласк-ми словами.

 

 

7. Биография и мировоззрение Ж.-Ж. Руссо. Руссо о В-ии и ОБР-ии свободного чел-ка. Анализ книги Руссо «Эмиль, или о В-ии».

(1712- ) Не получил СИм-го ОБР-ия (рано научился читать в 4 г.), воспитывался у тети и дяди; с 12 лет был отдан д/учения граверу, бежал ® жизнь странника ® в доме госпожи де Веранж (10 лет). В 30 лет приехал  в Париж. Победил в конкурсе Дижонской академии на заданную тему. Руссо критик-л не только феодализм, но и всю историю класс-го развития чел-ва.

Он верил в царство разума, вечную справед-ть и равноправие всех людей. Ценит следующие кач-ва: уважение к людям, сочуствие, свободу, труд. В 1762 году -  «Эмиль, или о В-ии» - путь В-ия своб-го чел-ка (книгу сожгли, Руссо бежал, умер на родине). Он отрицал церковь, обряды, но признавал бога.

Истинно своб-ым явл-ся чел-к, живущий своим трудом. Дети должны воспитываться естественно, т. е. Нужно следовать природе ребенка, учитывать его возр-ые особ-ти. Считая, что В-ие получают от 3-х источ-в: от внутр. Развития (природы), от окруж-их людей, от вещей (лич. опыт, полное отсутствие режима).Гл. восп-ль по Руссо – природа самого ребенка. Он от рождения не i никаких дурных черт. Задача восп-ля – не мешать (не д. Б. принуждения). Средства: пример, игры, упр-ия. Он дал свою возр-ю период-ю:1)0 – 2 – физич. восп-е 2) 2 – 12  н. развивать органы чувств и физич.3) 12 - 15 – умст-ное В (Эмиль выбрал астр., естествозн-ие, природ.) 4) 15 до сов-олетия – нравств. восп-е (выход в общество) качества: добрую волю, д. суждения, д. чувства. Приучать к труду, но учит-ть его интересы.

Осн. идея В-ия – естеств-й, а не искус-й ПЦ-с. Это раскрытие естеств-ых сп-ей, а не приобретение сведений. Учеба у природы – опора на внутр-е возм-ти р-ка. Соблюд-е прав и свобод рка. Протест против зубрежки и подавл-я лич-ти. Учитывать психическ. и возраст. оссоб-ти р-ка, его интересы и потребности. После 18 лет Эмиль д. жениться на той, кот. ему соответсвует.

Вывод: 1) Его ПД-ика не приемлема, это его мысл. размышления. 2) Он был первым, кто боролся за личность ребенка, его свободу, предложил активные. МТ-ы обуч-я.

Мировоз-е: Он весьма отриц. Относ-ся к цив-ции. Он утверждал, что социал. Несправед-ть росла вместе с цивилизацией. Он призывал к тому, ч/ы б. допущена только мелкая собств-ть, а собств-ть дворян-феодалов б. уничтожена. Идея Руссо – это мелкобуржуазная трудовая собственность и общ-ное устройство. Руссо рассуждал: нет ни чего в нашем созн-ии, что не б. получено при ощущении ч/з органы чувств. Он отрицал религию и был сторонником «религии чувства» (каж. Чел. Свободен верить по своему).

Ребенок д. воспит-ся вдали от цив-ции, на лоне природы. Без труда не м. Б. Нормальной чел-ой жизни. Он считал, что з-ча – воспитать такого ч-ка, ни от кого не зависил бы, жил бы плодами своих трудов, ценил свою свободу, защищал ее, уважал свободу др. 3) разв-е самост-ти, умение наблюдать. Труд средство развития ребеенка, его любознательности, изобрет-ых кач-в. Научить его труд-ся.4) Нормы поведения он дю выводить из личн. Опыта

В: учитывал возр-ые, псих-ческие особенности детей, осуществлял индивид-ое обучение. Применял жестокие ср-ва возд-я на уч-в. Выдвинул идею защиты прав ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Демокр.хар-р соц-педаг.деят-ти и теории И.Г.Песталоцци. Разработка им идеи развив.обуч-я и В-ия.

(1746-1827) П. первым соединил обуч-е и восп-е с прооизвод.трудом. Пед.взгляды П. явл-ся в основном самост-ми, но они рез-т влияния фр. просветителей и немец. идеал. фил-фии Фихта и Канта. Мировоз-ие и духнравст. основы пед.с-мы П. есть синтез представл-й, ценностей христ. религии, идеологии Просвещения, нем. романтизме, а основа- дух. жизнь. П. различает естес. и общест. состояние чел-ка, но не идеализ-т естес. сост-е как Руссо, отриц-но относ-ся к цив-ции, считал, что она развращает лучшие св-ва чел. природы. Был деистом – отрицал церковь, но признавал Бога. Он высоко поднимал ч-ка, но не идеал-л его природу. Мечтал о переустр-ве жизни крестьян, но наивно полагал, что сделать это м. путем восп-я и просвещ-я, ШК-а- главн.рычаг соц.преобр-я общ-ва. Не понимал, что соц. и правовое неравенство – рез-т сущ-го общ.строя. В «Лебединой песни» он стремился пед-ки обосновать з-ны разв-я реб-ка и выдвиг-т идею саморазв-я всех сил и спос-тей реб-ка, идею о том, что кажд.спос-ти присуще стремл-е выйти из безжизн. сост-я и стать актив. силою. Эти стремл-я к д-ю – врожденные, восп-е д.помогать им разв-ся. В целом мир-е П. явл-ся идеалистом, но им. прогрессив. напр-ть, проникнуто гуманизмом и демократизмом. Цель восп: разв-е всех прир.сил и спос-тей реб-ка, но воздействие восп-я на ребенка д.б. в согласии с его природой. Осн.ПРЦ-п восп: согласие с природой. Необх. целенапр. Возд-е на реб-ка, т.к. предоставл.самому себе он не достигнет гармонич.развития.  Главн. в его учении явл-ся теория элемент.обр-я, по кот. восп-е д.нач-ся с прост.эл-тов и заверш-ся > сложным. В него он включил: физич., нравст., умст., труд.восп-е. Физ.восп-е – разв-е всех физ.сил и возм-тей. Простейш.эл-т – движение суставов, советует сочетать его с трудовым В-ием. Нравст.восп-е – ч/ы ч-к прожил жизнь правильно и красиво. Простейш.эл-т – любовь реб-ка к матери. Он стремился вызвать у детей стремление к нравст.восп-ю. Умств.- задача уч-я: уточнить и упор-ть первые предст-я реб-ка об окр.мире. Развитие мыслит.спос-тей, накопл-е зн-ий. Простейш.эл-ты – слово, число и форма. Он расширил учеб. план нач. ШК-ы (чтение, рисов., письмо, пение, арифм.  и др). ВЫВОД выдающийся ПД-, всю жизнь отдал детям, стремился помочь бедным, но наивно полагал, что бедняков надо восп-ть д/бедн-ти. Он идеализ-л дерев.жизнь (все зло от города). ШК-а вне политики, он указал огр.роль ШК-ы в форм-ии личн-ти.

 

9. ПД-ическая СИма Гербарта.

Родился в Германии. ОБР-ие получил в латинской класической ШК-е, а затем в универ. Работал в универ-х профес-м. Там развернул широкую пед. деят-ть: читал лекции по пед-ке и псих-гии, руководил семинарией в подготовке уч-лей.

 Г. предпр-нял попытку разраб-ть СИму пед-кой науки на основе идеол-кой фил-ии. Он был метафиз-ком. Разложил психич. деят-ть чел-ка на составляющ. и выделил простейший элемент-предст-е. Возд-я на представления ребёнка, он расчитывает оказать влияние на формир-е его созн-ия. => правильно поставленное обуч-е i воспит-щий хар-ер. ПД- д. поставить перед ребёнком те цели, кот. тот поставит сам перед собой, когда станет взрослым.

 Они делятся на: 1.Цели возможные (кот. чел-к см. к-нибудь поставить перед собой).2. Цели необх-ые (кот. нужны чел-ку в любой области его деят-ти).

 ПЦ-с В-ия делится на:1. Управление. 2.обуч-е. 3.нравственное воспит-е

  1. Задача: поддержание порядка, призвать подавить резвость.

Ср-во - угроза, кот. д. б. подкреплена надзором. Авторитет и любовь – вспомогательные ср-ва восп-я, а телесные накаэания- не ср-во восп-я, а ср-во дрессировки. Г. пер-й объясняет пед-ку как науку, возм.сть теории восп-я и обуч-я.

(2)Гл.  и осн.  ср-во обуч-я – В-ие. Оно должно основываться на многосторонности интересов. Интерес делится на: 1. Эмпирический (стремление к наблюдению).

     2. Умозрительный (размышление). 3. Эстетитечкий (искусство). 4. Симпатический. 5. Социальный. 6. Религиозный.

Задача: возбуждение многостороннего интереса путем изучения многих предметов. Предлагал создать 3 типа ШК-:

1. Элемент-ые. 2. Городская. 3. Гимназия. Из 1-й и 2-й предлагал поступать в спец. шк., а из 3-й – в Универс-т . Г. – противник единой сист. ОБР-ия. Он разраб- л 4 ступени обуч – я, к-рые опр-ют послед-сть хода обуч-я: 1. Ястность (выделяемое углубленно рассм-ся). 2. Ассоциация(новый материал связыв-ся с имеющимися представлениями). 3. СИма(поиск выводов на основании новых зн-ий, связанных со старыми). 4. Применение полученных зн-ий.

(3)Гл. место в нравственном восп-ии занимает деят-сть уч-я. Нр. восп-е должно воздейст-ть на душу ребенка, направлять его чув-ва, стремиться поднять в глазах В-ника его собственное “я”. Воспит-ль д. найти у ребенка хор. черты. Больш вним-е удел-ся религиозному восп-ю.

 

 

10. Реформат-ая пед-ка в Зап.Евр.и США кон.19-н.20.

Буржуаз.пед-е теории этого периода крайне разнообр, но их осн.задача сост-а в том, ч/ы способ-ть подгот-е детей господст-го класса к руковод-му положению в общ-ве и гос-ве.В целях созд-ия ШК-, удовл-щих треб-м круп. буржуазии, возникает течение т.назыв-х новых ШК-. Нов.ШК-ы-учеб.завед-ия интернат.типа-организ-ись част. лицами или буржуаз.пед.организ-ми. Плата за содерж-ие и обуч-ие в них была высока.В них стрем-ся образ-ть ум детей не столько путем накопл-ия заученных зн-ий, ск-ко путем общего разв-ия мыслит.способ-ей. Возник. ряд пед. теорий. 1.Пед.теория Г.Кершентейнера. К.выступил с идеей «гражданс.восп-ия» и «трудовой ШК-ы». «Гражд.восп-е» д.научить детей повинов-ию гос-ву. К. волнует рост сознат-ти пролетариата, поэтому н. прим-ять политехнич.восп-ие, т.е. подгот-ка послушных рабочих и солдат. В таких ШК-ах уч-ся д. заним-ся ручным трудом и получать технич.навыки. д/этих целей при каж.ШК-е д.б. технич.мастерские. К. считал, что в народ.шк.не => давать знач-ное общее обр-ие. Н.дать min зн-ий и max умений. Кроме нар.шк. К.организ-ал доп.шк., в кот. Уч-сь дети, отпускаемые с предпр-ий.В них провод-ись занятия по чтению,письму,счёту и естествоз-ю.

2. «Пед-ка действия»  Лайя. Он биологиз-ал пед-ку и применил след. схему в образ-ии:воспиятие-перераб-а-выраж-ие. Уч-ся сначала с пом. наблюдений получ-т впечат-ия, кот. перераб-я в созн-ии и происх-ит выраж-ие восприн-го. Впечат-ия восприн-ы и обраб-ны в соответ-ии с нормами логики, эстетики, д. допол-ся внеш.выраж-ем.Уч-ся i возм-сть проявить свою актив-сть в действиях. Его сред-ми явл-ся рисунок,лепка,черчение и т.д. Лай считал, что труд д.б. не отдельным предметом, а принц-ом преподав-ия.Всё преподав-е Лай подразделял на наблюдат-но-вещест-ое(история, физика,геогр-я) и изобразит-о-формальное (эксперим-ы,уход за живот-и,худож-е изображ-е и т.п.).

3.В Германии,Англии,США с к.19 в. значит-ое место заняла эксперимен-ая пед-ка. Она стрем-ась найти сред-ва воздей-ия  «на душу» реб-ка в целях восп-ия его в духе буржуаз.идеологии. Широко исп-лась д/исследов-ия умствен-й одарённости детей. На базе эксперим.пед-ки возникла педология.Педологи утвер-ли, что судьба детей якобы обуслов-на роковой наследствен-ю и социал. средой. Представ-м немец. эксперим-ой пед-ки был  Э.Мейман.

4.Прагматическая ПД-ика. Амер.философ и ПД- Д.Дьюи был видным представ-м прагмат-ма. «Интеллект-ое образов-ие», по его мнению, оправдывалось лишь тогда, когда его получало меньшинство общества. Утвер-ал, что СИмат-ие зн-ия трудящимся не нужны и ШК-а д. помочь детям работать вместо усвоения зн-ий. Бол.роль в развитии реб-ка Дьюи придавал наследст-ти.Воспит-ие, как указывал Дьюи, д.опираться на наслед-сть. Центр-я фигура в проц-се восп-ия-ребёнок. Н.строить обуч-е исходя только из интересов реб-ка. Недооценивал СИмат-е зн-ия. ШК-а, по мнению Дьюи, не д. i постоян.учеб.классов, программ, расписания. Препятствовал плановой организ-ии работы ШК-ы, разрушал классно-урочную СИму обуч-я.

 

11. В-ие, ШК-а и ПД-ика на Руси с древних времен до 17 века.

Восп-е детей вост. славян при первобытнообщ-м строе осущ-сь путем непосред-го участия детей во всей повседн. жизни общины, в труд. деят-ти соот-но с возрастом, в обрядах. Дети восп-сь всей родовой общиной: 7-8 лет женщ, затем мальчики мужч. Сущ-ло деление людей на возр-е группы, позднее появились дома молодежи. С появлением парной семьи общест восп-е сменилось семейным. Дети наследовали занятия своих родителей. Дети преобр-и практ навыки и ум-я, усваив взгляды, предст-я, моральные требов и нормы. С классовым расслоением появл восп д/детей разных соц слоев. На рубеже 8-9 веков возникло круп. в Европе гос-во Русь (центр Киев). Русь приняла христианство. Б. созд. благопр. усл. д/развития выс. культ. просвещения. нов. форм. обучен. и воспит. Князья стали действовать в области подготовки духовенства , требов-сь грамотные люди и д/сферы управ.  Большое значение д/рус культуры имело введение усовершен. азбуки (кириллицы). Это позволило орг-ть обуч-е грамоте на родном языке. Князь Владимир после крещения начал  строить церкви, собирать детей знатных лиц. В конце 11 в в монастыре Киева б. создано жен-е училище, а также в Суздале. Дети простых людей восп-сь в семье, учась с/х, труду, отдавали к мастерам уч-ся ремеслу; некот обучали чтению, письму, церк пению. В 11-12 вв появились рукописные сборники: “Пчела”, ”Изборник”,”Златоуст”, где сод-сь высказ-я и тексты Сократа, Демокрита, Аристотеля, матем трактат Арист и пед сочинение по МТ-ике чтения. В” Рус правде” обнар-ны матем задачи, кот явл пособием в вычислит-ой практике. В пед литерат-ре того времени содерж-ся советы о восп-ии у детей благочестия, о почитании родителей и старших, советы родителям. Оригин пед памятью 12в явл “Поучение князя Владимира Мономаха детям”: призывал любить Родину, защищать ее, б. деятельным, трудолюб-ым, храбрым. Развитие культуры в 13-14 вв преостан-сь из-за феод раздробленности и татаро-монг нашест-я. В Новгороде широко развита переписка книг и насчит-сь много книжных писцов. Подготовку “книжники” получали в семье: их обучали отцы-проф. писцы. Рукопис-е книги б. не только у богатых, но и у простого люда. Б. найдены берястяные грамоты. Обуч-е письму началось с нацарапования на …. Дощечке. При овладении счетом начинали со счета на пальцах, затем изуч-сь буквенная символика, обоз-я у славян цифры. Мастера грамоты появ еще в Киев гос-ве в 12в. Они за плату обучали детей письму, чтению, счету. Мастерами б. “дъячки” и ”мирские люди”. Церковь относ. к этому отрицат. т.к. хотело взять просвещ. в свои руки. В15-16 вв во главе Сев-Вост земель станов Московское княжество. Оживляется част. пед. практика. Б. и “вольнодумцы” (Ф. Курицын) – “Написание о грамоте” , Призывал к свободе  разума, выступ. против подчинения религии. Крупнейшим памятником пед. лит-ры  явл. напечатанная в 1574 г. славянская “Азбука ”, И. Федорова (букварь). Во второй части ее автор д/закрепления подбирает изуч-е мысли, в кот. просит восп-ть детей “в милости , в благоразумии, в кротости, в долготерпении”. К 16 веку относится сборник настсвлений относительно быта “Домострой”. Он требовал воспит. детей в страхе божьем, выполнялись религиозн. обряды, подчинение старшим, совет. примен. телесн. наказан., но призыв. родит. любить детей заботиться о них.

 

 

12.  Россия в 17 в.

Укр. и Белор. в 16 нач 17 в. нах-сь под влиянием Польско-Литовского гос-ва. Польские паны угнитали Укр. и Белор. народы, навязывали свой язык, культуру, каталичество. Народные массы вели борьбу против этого гнета. Созд. религилзно-национ. орг-ции – братства. Созд-сь братские. ШК-ы, кот. противостояли Польск. катол. ШК-ам. Перв. брат. шк. была Львовская (1586 г). Был сост. устав этой шк. затем в др. городах тоже возникли такие шк. Устав: ректор и уч-я бр. шк. избирались общим собранием. Два попечителя – наблюдатели за шк. Отец  отдавая ребенка, сост-л с ректором договор, в кот. указывалось чему д. учить реб. шк. и обяз-ти родит. Уч-ь д. относится к детям строго но с любовью. В шк. приним. детей всх сословий, сероты содерж. на еждивении братства. На перв. месте стояло обуч. слав. языку препод греч. и лат., грамматика, реторика, диалектика. В учеб. занятиях бр. шк. имелись элементы кл-урочн. сист. Бр. шк. восп. детей в духе борьбы против польских ханов. Шк. Киевск. богоявленского бр., открылась в 1615 г. В 1632 г. стала первым в гос-ве высшим учебным заведением – Киево-братская коллегия. Во главе стояли ректоры имевшие солидное образ. В академии б. 8 классов: млад. – 4 кл. , сред – 2 кл. и старшие – 2 кл. Обуч-е прод-сь до 12 лет. В мл. кл. препод.: слов., греч, лат и польск. (чтение, граматика, письмо) молитвы, арифметика музыка, пение. В ср. кл. поэзия и риторика,В ст, кл,-философия, (позднее богословие) принимались дети из разных сосл. В 17 в. росло феод землевладение, шла борьба народа против закрепощения, кот. отразилась в еритических учениях. Усилилось потребность в просвещении => нужно б. разв. шк. и пед. мысли. Появл. много литер. произв., развивается книгопечатание. Происх. переход от  слав. обозн. цифр к араб. число начальных шк. при церквях и моностырях возросло. В некот. крупных городах и моностырях открывали шк. повышенного типа (наз. грамматическими). В Москве возник. неск. Греко-латинских шк. Сущ-ли училища переводчиков с разных иностранных языков. Большая часть шк. открывались не по инициативе церкви, а просвещ. людьми или правительством. Словяно-греко-латин-я академия. В Москве Симеон Полодский создал академию по образцу Киевской (конец 70-х годов). В Акад. д.б. приним. только православн. люди. Нужно б. подг. ОБР-.  людей, необход. гос-ву и церкви. (Открылась в 1687 г.). Патриарх и духовенство долго сопротивлялись. Осн. препод. б. два У.-х греч. монаха – братья Лихуды они подбирли учит-ей, вели в стар. кл. реторику и филос. составл. учебники грамматики. Старорусское духовенство добилось устранения монахов, недовольное их новшиствами. Но ч/з пять лет они открыли в Новгор. словяно-греко-лат. училище по типу Моск. акад. оно готовило не только духовенство, но и уч-ся медико-хирург-х шк. Там обучались Ломоносов и др. известные деятели.

 

 

 

13.1.Шк.реформы и пед. мысль в Р.в18в. (1полов)+Ломоносов.

К 18в. Россия превратилась в обширное многонац-ое феод.гос-во.М/унар-ое зн-е страны значит-но возросло и укрепилось, но несмотря на это страна продолжала отставать от зап.ев.гос-в. Д/развития пед-ки и ШК-ы большое значение имели такие реформы,как введение гражд. алфавита,возникнов-е период. Прессы (газ.Ведомости), откр-е первых светских гос.ШК-. ШК-а матем. и навигац. Наук (Москва1701)-первое реальное училище в Европе.В учебный план входили:мат-ка (арифм.,алг.,геом .,тригон.), астрон., географ.,и др. спец. науки.Эта ШК-а выпускала спец-тов разных проф-ий.  Зачисляли в шк.добров-но(детей низ.сословий) и принуд-но (детей дворян). Осн.уч-ь-Магницкий-мат-к и хор.ПД-.Позже морские классы ШК-ы переводят в Петерб.и на их основе откр-ся Морская академия.Не б. сроков обуч-я,науки изучались др.за др. В период царств-ия ПетраI б. откр-ы артилл.ШК-ы в Пб.,М. и др.крупн.городах, навигацкие ШК-ы-в портов.городах,а также хирургич.,инженерн. И "разноязычная" ШК-ы в М.В 1721г. на Урале созд-ся первая горнозаводская шк. под руков-ом Татищева.В нач.18века была предпринята попытка создать гос.общеобраз-ые ШК-ы (цифирные училища-учили детей всех сословий,кроме крепостн-х).В 1725г.открыта Академия наук,а при ней университет и гимназия. Большой вклад в формир-е просвещения внес М.В.Ломоносов. Его деят-ть была разност-ей.Он создал ряд новых отраслей наук,явился создателем рус. классич.фил-ии. Обогатил рус. лексику научн. терминами, первый из лекторов читал лекции по физике и писал научн.труды на рус. языке. Воэглавляя с1758г. учебн. заведения, Л. определил общие правила работы гимн-ии и унив-та,разраб-л уч.план и МТ-ы обуч-я;он отстаивал мысль об общеобраз-ом и бессословном хар-ре средн. ШК-ы. Д/гимн-ий и ун-та создал ряд учебников.Л. принял участие в создании МГУ.

 

13.2.Шк.реформы и пед.мысль в Р.В18в.(2-я  полов.) + (Бецкой,Янкович,Радищев).

В18в. созд-ся спец. оен. колы д/дворян-кадетские корпуса,где изучались словесность,мат-ка, стор., еогр. се уч.завед-ия носили ярко выраж-ый сословн.хар-р.В 1755г.при участии Л. был открыт ун-т в М. в составе трех факульт-в:юридич., философ. и медиц.В гимн-ии изучались российск.,латин.и один изиностр. языки.В1758г.была открыта гимн-я в Казани,затем на ее основе был открыт Казан.ун-т.Профессора и препод-ли ун-та много занимались вопросами восп-я.В1779г.была откр-та первая уч-кая семинария, кот.готовила уч-ей д/гимн-ий и пансионатов. Бецкой. Ек.2 .приглашала участвовать в разработке и осущ-нии проектов организации народного образ-ния франц. просветителей.Д/этих целей был привлечен Б.,кот.много лет провел во Фр. Его доклад  "Генеральное учреждение о В-ии обоего пола юношества" говорит о необх-ти воспитать в Р."новую породу людей"из всех сословий путем орг-ции закрытых воспит-образоват. учреждений,в кот. дети д. пребывать с5-6 лет до18.Дети д.б. изолированы. Он открыл новые восп-но-учебн. учреждения д/разн. сосл-й.,кроме креп. крестьян: училище при Академии художеств, коммер. училище, Смольный инст-т благор. девиц и др.Б.считал гл. сред-вами нравств.восп-ия внушение "страха божия", изоляцию детей, предлагал поддерживать в детях склонность к трудолюбию, создавать привычку избегать праздности,б. учтивыми, сострадательными к бедности и несчастию.Однако во всех взглядах Б.выступает классов. ограниченность. Янкович.В1786г.была создана в Пб. Комиссия народн. училищ. Самым деят-ным членом этой ком-ии стал серб Янкович, приглашенный из Австро-Венгрии. Я.был крупным дидактом. В1786г. пр-вом был опубликован подготовленный ком-ей "Устав нар. Училищам в Рос.имп-и":в городах разр-сь откр-ть малые(с двухлетн.курсом)и главные(с 5-л. курсом) народные училища.В уч.план гл.уч-щ включ-сь :чтение, счет, свящ.история, чистописание, арифм, истор, геогр, геом, физ,грамматика.При гл .уч-щах откр-сь библ-ки.К концу 18в.в Р.откр-сь>300 малых и гл.уч-щ.Уч .работа во вновь созданных уч-щах проводилась на основе ПРЦ-пов и МТ-ов,разраб-ных Я. Совместно с рус. У.-ми. Радищев.Крупнейшим предс-лем пед.мысли в Р.2пол.18в.явл.Р.Осн. задачей восп-я считал форм-е ч-ка,обладающего гражд. созн-ием, высокими нравст. качествами.В своем осн. произв-ии’’ Путеш. из Пб. в М.’’он рисовал тяжелую картину страданий, кот. Подвергают помещики крест. детей. Был против креп. права, требовал восп-я д/всех детей вне зав- ти от их сословного положения. Р. выступал против слепого подчинения детей воле род-й. Настаивал на том, что отечест. язык стал языком науки и обр-я. Главное в формир-ии чел-ка не его природные данные, а обстоят-ва жизни, все те соц. факторы, кот. окружают чел-ка. Критикуя закрытые воспит. образ-е учреждения, Р. указывал на необход-ть такой организации восп-я, кот. могла бы наклонять чел-ка к обществу.

 

 

14. Шк. Реформы в России 19в.

В 1 четв-и 19 в. В этот период в силу историч. усл-ий в России царское прав-во провело реформу просвещения. В 1802 г. б. создано Мин. нар-го просвещ-я. В 1804 г. опубликован «Устав учеб. заведений». Этим документом была узаконена новая сист. шк. образ-я в составе 4-х типов учеб. заведений. В этой СИме была завис-ть низких от высоких звеньев. 1) Приходские училища – курс обуч-я 1 год, м. открываться во всех приходах городов и селений. Цель: подготовить учащ-ся к уездным училищам, дать детям низших слоев религиозн. восп-е, навыки чтения, письма, счета. Содержались за счет пожертвований, поэтому они почти не развив-сь. 2) Уездные училища – 2 года обуч-е. Цель: подготовить уч-ся д/поступления в гимназию. Изуч-ли з-н божий, российск. грамматику, географ., историю, арифметику, нач. правила геометр., физики, технологии, рисования. Всего 15 предметов, что содавало непосильную нагрузку на уч-ся. Частично финансир-сь из гос. бюджета. 3) Гимназии – обуч-е 4 года. Цель – подготовка к универ-ту. Предметы – лат., немец., фран., яз-ки, географ, истор-я, статика, философия, словесность, мат-ка, история, технология, рисование. Отсутствует з-н божий, рус. яз. Содержало гос-во. 4) Универ-ы – высш. ступень нар. образ-я. Ун-ты имели право создавать науч. общ-ва, i типографию, издавать газеты, журналы, студенты м. созд-ть различ. общ-ва, кружки. Унив-ты готовили чиновников д/всех родов гос. службы. Таким образом создана сословн. сист. образ-я. Министерство провело работу по созданию учебнников. После войны 1812 г. передовые идеи декабристов стали проникать в ШК-у, распространялась запрещ-я лит-ра. Д/затруднения обуч-я простых людей в 1819 г. ввод-ся плата за обуч-е. В 1817 г. министер-во переименовали в  Мин-во духовных дел и народ. просвещ-я, целью j-ого б. усиление религиозного воспит-я. Исключ-сь предметы, способств. развитию у уч-ся вольных настроений – филос-я, эстетика, право. Сильная критика унив-тов ( Казанский, Питер.) за воспит-е вольнодушия. Увольнение лучших профессоров.

Устав 1828 г.

Правительство считало одной из причин восстания декабр-в распространение просвещения и обвиняло в этом науку и ШК-у. Николай 1 указывал, что главной задачей ШК-ы должна стать подготовка чел-ка к выполнению его сословных обязанностей. В 1828 г. издан Устав гимназий и училищ, состоящих в ведении универ-в. Каждый тип ШК-ы был предназначен д/обслуживания опред. сословия. В целях укрепления сословного характера шк. СИмы преемственная связь м/у учеб. заведениями, введен. в 1804 г., была отменена. Приходские училища, расчитан-е на детей из самых низших сословий, не д. б. готовить их к уездным училищам. Уездные училища (д/детей купцов, ремесленников, мещан) стали 3-классными. Предметы – з-н божий, история, рос. яз., арифметика, геометрия, география, чистописание, черчение, рисование. Не стали препод-ть физику, естествозн-ие. Ч/ы  отвлечь детей непривилегированных сословий от гимназий разрешалось открывать курсы д/желающих получить какую-либо профессию. Гимназии (д/дворян  чиновников) сохранили преемствен-ть с унив-ми. Они  д. б. давать подготовку к унив-му образ-ю. Предметы – словесность, логика, лат., немец., франц. яз-ки, мат-ка, географ., статистика, история, физика. Гимназии стали классическими. Устав 1828 г. обращал внимание на установление надзора за деят-тью учеб. заведений, на введение в них палочной дисциплины. Царизм стремился превратить все ШК-ы в казармы, а уч-ся в солдат. Б. разрешено в ШК-ах применение физич. наказаний. В учеб. заведениях увелич-ся штат чиновников, следивших за уч-ся и учит-ми. Проводилась решительная борьба с домашним обуч-м и деят-тью частных уч-ей. Главн. Задачей воспит-я была подготовка верноподданных граждан, внушение уч-ся их обязанностей по отношению к богу и поставленным над ними властям.

 

 

15. Пед. Деят-ть и мировоз-ие К.Д.Уш-го. У. о цели восп-я, принц-х

У.(1824-1870) род-ся в Туле законч- л МГУ Юр.фак. В 22г. наз начен профессором в Яросл. юрид. Лицей. Был уволен за прогрессивные убежжения. Вынужден был служить чиновником в МВД. В 1854г.У. получил наз-е  сначала уч-ем,а затем инспектором Гатчинского сиротского инс-та.В 59г назначен инспектором классов Смольного инс-та благородных девиц, где провёл ре-форму, ввёл нов. учеб.план применял наглядность в обуч-и. В1860-61 У. редактировал «Журнал мин-ва нар. просвещения», где поместил свои пед.статьи: «Труд в его психич. и восп-м значении» «Родное слово» и т.д.. Также в 61г составил хрестоматию по рус.яз. «Детский мир». В 62г. уволен из-за обвинения его в безбожии, свободомыслии и полит. Неблагонадёжности. Царское прав-во направило его в длительную командировку за границу, где он изучил состояние жен образов-я. После возвраще ния в Россию 1867г он прожил недолго. В основе пед. СИмы У. лежит идея народности. Под народ-ю он понимал своеобразие каждого чел-ка. У. подчеркивает, что одно из характерных черт восп-я рус.народа явл. развитие у детей патриотизма, глубокой любви к родине. В основу обуч-я рус. детей д.б. положен рус.яз., рус. ист, география России. Основаное на народности восп-е д. при учить проявлять этот патриотизм всегда. Это восп-е призвано развить у детей чувство национал. гордости, восп-ть у детей чувство долга перед родиной. У. выдвинул требования, ч/ы дело народ ного ОБР-ия б. предоставлено самому нар оду и оно б. освобождено от тягостной и тормозящей его развитие правительст опеки. Восп-е У. определял как целеустремленный, сознательный ПЦ-с формирования гарманически развитой личности. Главное место в восп-и отводил нравственности. Нрав. восп-е по его мнению, д. развивать в ребёнке гуманность, честность, трудолюбие, дисципл-ть и т.д. По отношению ПД- д. проявлять разумную требовательность. Средствами нрав. восп-я явл: 1- обуч-е 2- личный пример уч-я 3-пед.такт 4-меры  предупреждения 5- убеждение 6- поощрение и взыскания.

 

 

16. К.Д Ушинский о ПД-ике как науке и искусстве В-ия, психологических основах обуч-я.

Уш. Подошел к разработке теории пед-ки как широко ОБР-ный мыслитель. Он указывал, что теория пед-ки д.б. основана на использовании законов анатомии, физиологии, психологии, философии и др. наук. Она должна открывать законы В-ия, а не давать какие-то пед-кие рекомендации. Уш. отвергал кабинетное построение пед-кой теории. Он требовал единства теории и практики. Уш. утверждал, что ПД-у недостаточно усваивать ПРЦ-пы и конкретные правила В-ия, ему необходимо знать основные законы чел-ческой природы и уметь применять их в каждом конкретном случае. Он говорил что если мы хотим воспитывать чел-ка во всех отношениях, то мы должны узнать его также во всех отношениях. Пед-ка как и любая наука не м. развиваться без опыта. Уш. стремился исходить из опыта, придавал большое значение наблюдению. Так же он стремился рассматривать психику не абстрактного чел-ка, j-ый находится отдельно от времени и пространства, а живущего, развивающегося в определенной среде. Он верно считал, что В-ие зависит от исторического развития народа, т.е. нельзя выдумать СИму В-ия или заимствовать ее у других народов, необходимо создавать ее творческим путем. Уш. требовал построения обуч-я на основе учета возрастных этапов развития детей и их психологических особенностей. Обуч-е д.б. построено на ПРЦ-пах посильности и по=>сти. Большое значение придавал ПРЦ-пу наглядности. Единственным источником зн-ий м. б. опыт, сообщаемый нам ч/з посредство внешних чувств. В наглядности Уш. видел одно из условий, j-ое обеспечивает получение учащимися полноценных зн-ий, развивающих мышление. Много внимания уделял осмысливанию, основательности и прочности усвоения детьми учебного материала. Уш. был против разделения функции В-ия и обуч-я м/у воспитателем и уч-ем. Он рассматривал обуч-е как важное средсво В-ия. Уш. в своих трудах показывал, что пед-ка явл-ся особой областью необходимых и полезных зн-ий, что у нее есть свой предмет исследований, что без пед-кой теории нет и не м. б. успеха в деле В-ия детей. Сравнивая искусство с наукой, Уш. обращал внимание на то, что наука лишь изучает существующее и существовавшее, а искусство стремится творить то, чего еще нет. Как наука о В-ии (антропология - наука о чел-ке и сама пед-кая наука - МТ-ы, приемы) Как искусство (любовь к детям, умелое правильное, научное применение пед-кой теории к пед-кой практике).

 

 

 

17. Советская ШК-а и ПД-ика в 1917 1920гг.

Период 17-20гг заним  важн место в истории совет педаг. ВОР17года. положила. нач. перестройки. общств. жизни, нар. образ. Задачи:1. строитво. трудов. политики.шк,основой кот явл синтез.науки и труда;2.сделатьшк .действит.массовой,доступн,народной(все насел-е от 8 до50 лет обязано обуч-ся грамоте-б. установл сроки ликвидац безграмот,созд усл-я д/обуч-я раб-х); 3.обучене.д.б. совмест (маль. И дев.), бесплат и обязат на всех ступенях(един трудов шк).В нояб 17г. былаорг-на госкомиссия по просвещ., кот. занялась. созд. новой. сист. Образов (нар. КомиссарЛунач.й). Подписаны. дикреты. о:отделен-и церкви от шк  и гос-ва(созд совет шк),уничтож сослов и национ огранич-й,неравноправ-ть женщин в образов-ии,вв-е обуч-я на родном языке. Единство. шк. рефмы. обеспечсь.единым.руковм(наркомпрос).разрабно.им.полож. о. единстве. трудов шк.в.2. ступени (5л+4г=9летняя.шк), опред.сь. содер. образов, формы и МТ-ы. обуч-я. И .воспит. детей.наркомпрос опубл первые уч планы и прграммысов шк.Провод-сь съезды и совещ-я учит-й ,выделилось неск типов.шк:ФЗС (фабрзавод. семилетка),ФЗУ(проф..училища),ШКМ(шк.крестьян.молодежи),позже.появ-сь раб фак-тыдлля детей раб-х и крест,кот вышли из шквозр-та,но неполуч образ.До конца 20гг была созд сист образ:дошк восп.,нач обуч (5л), шк(4г),высш.шк.Б..организ.ясли.для.того.ч/ыженщины.м..участв.в.жизни.страны.1921-30гг после окон-я гражд войны,страна парешла. на. мирное. строит..во, т.е.нужны..б.Рабочие,слесари,плотники,строители,их.необх.б..готовить,исходя из сист 9-летней шк(до 17 лет учились).В 20-х ггсозд глав комитет по проф образ. котсократил срок. Обуч (4+3), до15.лет. стали, техникум (4г). ОШИБКИ: отмена. клуроч. сист, дом.зад, отметок, работу. С книгой,переводные.экзамены.Все.б. заменено лепкой, рисов-м, музыкой. Разрабка. программ. ТУСа, кот. отменили. предмете. образе.

НЕДОСТАТКИ:прогр-ма не способ-ла выраб-ке навыков. письма. и.чтения.

ПЛЮСЫ: дети.росли.самост,инициат,глубже знали. обществ. и.трудов. жизнь., была возможть. реалть. идеи.межпредм..связей.

ПОСЛЕДСТВИЯ:дети,получ 4,7,9 .летнее. образе. не. готовы. к. обучю. в. ВУЗе.

ОСН. ЧЕРТЫ :всеобщ, бесплатн, гуманное, самоуправ. детей, отсуте .дисциплины .и.отметок, единство. трудов. и. полит. шк. Становление и. развит. Педаг (Крупск, Лунач, Покровский).

К 1922 г сложилась > гибкая шк-ая сист. по срав. с принятой в 1918:начальная шк(4 г обуч-я), основноа общеобраз-ая шк и старшая ступень общеобраз-й шк , всего 9-10 лет обуч-я. Полож-ой стороной этой шк. сист б. то , что кождый концентр являлся основанием д/дальнейшего проф-но-технич-го ОБР-ия. ШК-а 1 ступени явл. базой д/ШК- низшего проф. Образ-я: профШК-, учебно- производ-х мастерских и тд Семилетняя шк-д/средних и проф-но-технич. учеб. заведений (техникумов); 9-,10-тилетние шк служили основой д/высшего образ-ия С 1923/24 в сельских местностях на базе шк 1 ступ. стали возникать шк крест-ой молодежи(ШКМ) с 3-хлетним сроком обуч. Цел: подготовить культурных землевлад-ев и хороших общественников. В 1925 создаются 1-ые фабрично заводские 7-милетки(ФЗС). Это была попытка приблизить д/детей рабочих ШК-у к производству. Значит-но увелич. в это вр. кол-во рабочих фокул-в, игравших важнейш. роль в подгот-ке рабоче-крест. молодежи к поступл. в высш. уч. завед. Развив-сь шк фабрично-завод-го ученичества (ФЗУ): подготовка высококвалиф-ных рабочих д/пром-ти и транспорта (4 г. обуч) Основным контингентом сов.шк. стали дети трудящ-ся, резко увелич. число учащ-ся из среды рабочих и крестьян во всех учеб. завед. Значит-но улечшается матер-но-технич. база шк. Была осуществлена идея компл-ного построения программ,т.е. не б. разрыва м-ду предметами. В них закрепл-ся обязат-ый min СИматич-х зн-ий по предметам. В шк. б. перенесен америк-ий «МТ- проектов»: ликвидачия шк-х классов, замена их звеньями и бригадами. Группируя материал различных учебных пред-в вокруг комплексов-проектов, прог-мы стали на путь «клочкообразного» сообщения уч-ся зн-ий. Т.о. шк. не могла обеспечить уч-ся необход-го объема СИм-х зн-ий.

При шк. стали созд-ся мастерские по труду(столярные, слесарн), ШК-ьные  производ-е музеи. Попытки сделать стержнем учеб-х занятий изучение ближайшего произ-ва приводили к нарушению проц-са обуч-я и содерж-ия уч-ых предм-в, отрывали политехнизацию шк от осн-х наук. ПД-ика Октябр.револ вызвала к жизни великие пед. идеи.В первые гг б. сформул-ны общие цели воспит-ия. Идейная борьба проходила вокруг осн-х ?-в: о сущности проц-са воспит-я, его основной направл-ти; о целях и задачах сов шк; о содержании обуч-я и его МТ-ах. Большая заслуга в разраб-ке сов. дидактики принадл-т Крупской. Она рассм-ла не только общие проблемы этой обл-ти пед-ки, но и проблемы част МТ-ик. Касаясь проблемы МТ-ов обуч-я, К требовала, ч/ы частные м-ки обеспечивали активность и самост-ть шк-ов на ураках, учили их действовать коллективно и организованно. Задача уч-ля состоит не только в тьом, ч/ы вооружить уч-ся зн-иями, но и в том, ч/ы развить их наблюд-ность , познавательные способности и инициативу, прививать навыки самост-ой работы.Шацкий С Т особое внимание уделял трудовому В-ию детей, соединению обуч-я с трудом, с общественно полезной работой. В 1-ое десятилетие строительства трудовой шк сов. дидактика добилась заметных успехов в этом направлении. Но в то же вр б. некритическое отношение к неj-ым теориям западноевр-ой ПД-ики, отрицавшим классно-урочную сист. учебных занятий, пренебрегавшим словесн-ми МТ-ами обуч-я. К числу важнейших проблем, кот.решала сов. пед-ка в 20-х гг, относилась проблеме шк-го самоуправления. Нов шк созд-сь при активном участии самих учащихся. Повышение общественнр-пол-ой активности детей и подростков, их стремление принять посильное участие в строительстве новой жизни и ШК-ы побудили сов. пед-ку помочь комсомолу выработать ПРЦ-пы, СИму и формы пионерской организации. Общественно-политич. активность уч-ся старших классов развивалась и направлялась в 1-ую очередь усилиями комсомольских шк-х организации.

 

 

18. Теория Макаренко

М. родился в семье мастера молярного цеха в 1888г. Работал в ШК-е, где учились дети рабочих. Имея 10 летний стаж пед. работы , поступает в учит. институт и зак-ет его с зол. медалью. А. С. Макаренко считал, что четкое зн-ие ПД-ом целей В-ия — самое непременное условие успешной ПД-ической деятельности. В условиях советского общества целью В-ия должно б., указывал он, В-ие активного участника социалистического строительства, чел-ка, преданного идеям коммунизма. Макаренко доказывал, что достижение этой цели вполне возм.. “... В-ие нового чел-ка — дело счастливое и посильное д/ПД-ики”,— говорил он, имея в виду марксистско-ленинскую ПД-ику. Уважение к личности ребенка, благожелательный взгляд на его потенциальные возм.сти воспринимать хорошее, становиться лучше и проявлять активное отношение к окружающему неизменно являлись основой новаторской ПД-ической деятельности А. С. Макаренко. К своим В-никам он подходил с горьковским призывом “Как м. больше уважения к чел-ку и как м. больше требования к нему”. К распространенному в 20-е годы призыву к всепрощающей, терпеливой любви к детям Макаренко добавил свой: любовь и уважение к детям обязательно должны сочетаться с требованиями к ним; детям нужна “требовательная любовь”, говорил он. Социалистический гуманизм, выраженный в этих словах и проходящий ч/з всю ПД-ическую СИму Макаренко, явл-ся одним из ее основных ПРЦ-пов. А. С. Макаренко глубоко верил в творческие силы чел-ка, в его возм.сти. Он стремился “проектировать” в чел-ке лучшее. Сторонники “свободного В-ия” возражали против каких бы то ни б. наказаний детей, заявляя, что “наказание воспитывает раба”. Макаренко справедливо возражал им, говоря, что “безнаказанность воспитывает хулигана”, и считал, что разумно выбранные, умело и редко применяемые наказания, кроме, конечно, телесных, вполне допустимы. А. С. Макаренко решительно боролся с педологией. Он одним из первых выступил против сформулированного педологами “закона о фаталистической обусловленности судьбы детей наследственностью и какой-то неизменной средой”. Он доказывал, что любой советский ребенок, обиженный или испорченный ненормальными условиями своей жизни, м. исправиться при условии создания благоприятной обстановки и применения правильных МТ-ов В-ия. В любом В-ном советском учреждении В-ников => ориентировать на будущее, а не на прошлое, звать их вперед, открывать им радостные реальные перспективы. Ориентировка на будущее составляет, по мнению Макаренко, важнейший закон социалистического строительства, целиком устремленного в будущее, он соответствует жизненным стремлениям каждого чел-ка. “Воспитать чел-ка — значит воспитать у него,— говорил А. С. Макаренко,— перспективные пути, по j-ым располагается его завтрашняя радость. М. написать целую МТ-ику этой важнейшей работы”. Работа эта должна организовываться по “СИме перспективных линий”.

 

 

19. Макаренко о трудовом В-ии

Необх-м фактором восп-я в пед. сис-ме М. явл-ся труд. Он считал, что трудолюбие и спос-ть к труду не даны реб-ку от природа, а восп-ся в нем. В учреждениях, кот. рук-дил М., труд. деят-ть занимала большое место, она развивалась и соверш-сь. Сначало в колонии им. Горького  он начал с простого с/х труда д/нужд своего кол-ва,  а затем в аомуне им. Дзержинского перешел к орг-ции произв-го труда  в мастерских. В комунне воспит-ки работали со сложн. техникой, кот. треб-ла высокой квалификачии.

  Труд. деат-ть учит планир-ть работу, бережно относиться к орудиям произ-ва, добиваться высокого качества работы.М. говорил о труд. восп-ии детей в семье. Труд всегда был основанием д/чел, жизни  и культуры:  1Труд. подготовка- это подгот-ка и восп-е не только будущего хорошего или плохого гражданина, но и восп-е его будущего жизнен. уровня .2Труд д.б. полезным и творч. Он возможен тогда когда чел-к относится к работе с любовью , понимает пользу труда. Но такое отношение к труду возм. только когда образовалось глубокая привычка к труду, люди не д. бояться труд-го пота.3Труд д. сочитаться с нравств.-политич- восп-м. В труде восп-ся подготовка тов-ща, т.е. восп-ся прав. отношение к др. людям в кол-м труде.4 Труд- это физич. развитие. Но гл. польза труда- психич. и дух. развитие чел-ка.5Труд влияет и на личн. жизнь.

Родитель д. учесть  кажд. из указ-х обст-в М. Советует давать детям в любом возрасте не разовые задания, а постоянные, расчитанные на год, месяц. Труд-ое участие детей в жизни семьи д. начинаться очень рано. Начинаться оно д. в игре (он отвечает за чистоту, целость игрушек). С возрастом труд. поручения д.б. усложнены и отделены от игры. Способ борьбы с ленью ед-ый : постепен-е втягивание реб-ка в обл-ть труда. Родители д. следить ч/ы в семье не б. труд-го нер-ва (старшие польз-ся трудом младших) Не нужно ругать реб-ка за плохую раб-ту, стыдить и упрекать его . Нужно просто и спокойно сказать, что работа неудовл-на, что она д.б. переделана или сделана заново. Только в редких случаях м. сделать эту работу за реб-ка.

 

 

20. Макаренко о В-ии детей в семье.

Восп-ю в семье М. придавал >значение. Восп-е детей самая важная обл. нашей жизни. Дети это будущее страны, родителей, и от их восп-я зависит будущее. М. подчеркивал, что восп-ть реб-ка нормально и правильно легче чем перевоспитать. Перевосп-е требует >сил, терпения, зн-ий. Восп-е ед-го реб-ка > трудное дело, чем восп-е нескольких детей. Единств. реб-к центр семьи , за него все переживают, трясутся над ним. К чему реб-к быстро привыкает и становится деспутом.  Большая семья- маленький кол-ив, где старшие заботятся о младших, а младшие уч-ся на примерах старших. Большое влияние на восп-е оказывает структура семьию. У счастливых родителей – счастливые дети. У род-ей д.б. цель и прогр-ма восп-я.  Нужно знать что хотите восп-ть в реб-ке.  Реб-к восп-ся постоянно, а нетолько  под присмотром родителей. Поведение род-ей самая важная вещь в восп-ии (одежда, разговор, радость…)Восп-е детей требует самого серьезного тона простого и искренного. Род-ли д доверять реб-ку, но в тоже время б. требовательными к нему не нада лишний раз ограждать детей от ударов судьбы. Д/восп-я нужно не > время, а разумное использование малого. Факторы влияющие на сем. восп-е: Род-ий авторитет, пример род-ей, климат семьи,пед. полготовка род-ей. М. рекомендует исп-ть в восп-ии игру (игра i важное значение в жизни чел-ка, она явл-ся подготовкой к труду и д. постепенно заменяться трудом), восп-е в труде (д. начинаться рано), восп-е культурных навыков. Анализ 5главы “Книги д/родителей” В ней он говорит о ед-ом реб-ке в семье, что это очень плохо. Говорит о  единстве семьи Целостность и ед-во семьи необх-ое усл-е хор. восп-я. Кто хочет провильно восп-ть детей д. береч это ед-во. Если род-ли не м. > i детей , то они д. взять  чужого реб-ка и восп-ть его как своего.

 

 

 

21. Cоветская ШК-а и ПД-ика в 1931-1958 гг. 1931-1941 гг.

30-е гг. – строит-во соц-зма. Страна превращ-я в передовую индустриальную державу. Достиж-я соврем-го народа закреплялись в конститиуции СССР. В области ОБР-ия б. достижения: всеобщее обязат-ое начальное обуч-е, общее политех-ое обуч-е, вводят форму уч-ой работы – урок, идет учет зн-ий, постан-е о препод-и геог-и и истории, повышается роль уч-ля (кл. рук-ель), развитие ШК-ы в союз. Республиках, сов. Уч-ль: уч-льные институты (заоч.), инст-ы усоверш-ия уч-лей, повышение пед. уровня уч-ей, авторитет уч-ей, зарплата. Но не уделили внимания связи обуч-я с жизнью. В это время перед сов. пед. наукой встали задачи: изучение и обобщение опыта лучших ШК- и уч-ей, повышение уровня ком. В-ия. Появились новые уч-ки д/пед.институтов и училищ. 1941-1945 гг. ШК-ы развернули работу: строит-во оборонных сооружений, уборка урожая, сбор металлолома и лекарст-х растений, оказание помощи раненым. => отметить аспекты: война затормозила осущ-ие 7-летнего ОБР-ия, д/эвакуир-х детей создавались интернаты, борьба с безнадзорством детей, забота о здоровье детей (улучшение питания), обуч-е с 7 лет (ликвидировали разрыв м/у детскими садом и ШК-ой), ШК-ы работали и сельские молодежи, т.о., проводилась борьба за всеобщее обуч-е. В ШК-ах велось обуч-е патриотического характера. 1945-1958 гг. Задача – восстанавливать народное хозяйство: переход к любому ОБР-ию, технического училища, ШК-ы раб. И сельской молодежи, ШК-ы интернаты, политехническое ОБР-ие в ШК-е, новые учебные планы и приемы. После ВОВ не хватало уч-ей. Важной задачей б. В-ие патриотизма. Был принят закон об укреплении связи ШК-ы с жизнью и о дальнейшем развитии СИмы ОБР-ия. Масштабы ср. ОБР-ия д.б. увеличены путем широкого развития ШК- д/ОБР-ия молодежи. Необходима, ч/ы люди имели возм.сть получить высшее и ср. ОБР-ие или повысить свою квалификацию. Верх. Совет постановил, что детей сразу нужно готовить к тому, что они должны принимать участие в общ. последнем труде. С 15-16 лет каждый долен включаться в посильный труд.

 

 

22. Развитие клас-но уроч. Сис-мы (от братских ШК- до наших дней).

В 16 в. территория Зап. Украины и Зап. Белорусии входили в состав Польского гос-ва. Поляки хотели окатоличить Укр. и Белоруссию, поэтому русские создавали Братские ШК-ы, где преподавали рус.яз. и рус.словесность. Там б. эл-ты клас-урочной сис-мы. В то время в Зап. Европе учение шло индивид-но с каждым учеником. В братских ШК-ах б. точно опред-ны сроки обуч-ия, нач.уч.года (конец полевых работ с октября) и конец (начало полевых работ до мая). Делился на 4 части-четверти, комплектовался класс по возрастному ПРЦ-пу. Разница была не > 2 лет. Б. введены д /з всему классу, обуч-е носило фронтальный хар-р. Контрол-ся посещаемость и выпол-ие д /з.(Уч-ь выяснял , почему уч-к не пришел на урок). Еще до великой дидактики Каменский задумался:

1.Как увеличить пропускную сп-ть ШК-ы

2. Как увел-ть кол-во уч-ков на каж-го уч-ля при одновременном обуч-ии.

3. Как обуч-е сделать > доступ. и проще+ малоутомляем.

К. на глаза попались Уставы 2-х ШК- 1686 и Лутский устав 1624. Проанализ-л эти уставы и обобщил их в своей Великой Дидактике. Сформир-ал ПРЦ-пы кл-ур сис-мы. Твердое расписание, комплек-ие класса, д /з, четверти, фронтал. обуч-е , экзамены.Потом его Вел.Дид. была забыта до сер 19 в. В россии в 70-х 19 в переведена Дид-ка  Миропольским. Кон 18 в-нач 19 в в шк-х Англии  и Зап Европы стали исп-ся ШК-ы взаимного обуч-я . Кл-ур-ая сис-ма позволяет одновременно обучать до 500 чел-к (невозм.). Поскольку обуч-ие сложно, они делили большую массу  на 10-ки, а затем выбирали самого лучше лучшего из этой  10-ки (монитор). Собирали этих мониторов и обучали их, а затем они обучали  этому  материалу свою 10-ку.  В России эта сис-ма исп-сь д/распростр-ия религии. А впервые как передача грамот-ти исп-на Воронцовым д/обуч солдат. Декабристы Орлов и Киселев (открывали в дворянских поместьях д/крест-ян ) исп-ли содер-е и МТ-ы д/решения политич задач.  1822 была создана Гос комиссия о проверке этих ШК-. Т к револ настроения –закрыли эти ШК-ы. Ушинский добавил признаки кл ур сис-мы:: уч-ль явл-ся рук-щей фигурой на уроке и др. Он разработал и типы уроков: урок ознак-ие с новым материалом, устные упр-ия, урок письм упр-ий, урок проверки зн-ий и смеш-ый урок.  Кон 19 в Дальтоплан, МТ- проектов (бригадно-лабор  МТ-). Субь.индивид.опыт явл-ся единств.источ-м позн-ия.Этой идеей воспользовался Дж.Кьюн: обуч-е д. основ-ся на спонтан. интересе и индивид.опыте.Обуч-е он заменяет игровой  и  труд-ой деят-тью, где кажд движение реб-ка явл-ся инструментом открытия и средством позн-ия. Под инд-ым опытом он понимал представления, ощущения и субъ. опыт чел-ка вне времени и простр-ва . Он считал, что учение и обуч-е д основ-ся на делании . Восп-ие- реорг-ия инд опыта реб-ка , по его мнению, значение инд опыта важнее , чем  получение зн-ия. Спонтан-ые интересы  реб-ка д/него ставились в центр (не уч-ль, не программа , а сам уч-к выбирал, что ему изучать) и пришел к МТ-у практич зн-ий. Много негативного принес в кл-ур сис-му. С 60-х гг 20 в кл-ур сис-ма соверш-ся.Новые МТ-ы обуч-я : проблем-е и программир-е обуч-е, нагляд приборы , комп-зация обуч-я.  

 

 

 

20.01.2014; 16:10
хиты: 83
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь