пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Экономическая мысль средневековья.

Августин блаженный (353–430) – был выразителем экономической мысли раннего Средневековья, в период, когда хозяйство имело натуральный характер, феодальная система и классы феодального общества находились в стадии зарождения.

Августин считал необходимым ориентировать хозяйственную деятельность на удовлетворение потребностей людей. Опираясь на Библию, он доказывал необходимость заниматься трудом, трудовой деятельностью. При этом физический труд, который в рабовладельческом обществе был в основном уделом рабов, Августин оценивает также высоко, как и умственный. Трудом надо создавать только необходимое; создание же излишнего богатства Августин осуждал.

Крупная торговля и ростовщичество осуждались. В отрицательном отношении Августина к торговле, ростовщичеству отразились свойственные его эпохе неразвитость товарно-денежных отношений, преобладание натурального хозяйства.

Итальянский богослов Фома Аквинский (1225-1274) – крупный представитель экономической мысли Средневековья. В его время феодальная система отношений уже сложилась, и значительное развитие получили товарно-денежные отношения. Фома Аквинский был известным богословом, учение которого стало официальной философией Ватикана. Им был создан обширный труд «Сумма богословий», в котором изложены его экономические воззрения.

В средние века католическая церковь, обладая колоссальным богатством и экономическим могуществом, оправдывала господство крепостничества и для его защиты использовала церковные правила (каноны). Фома Аквинский был завершителем теории канонистов.

Фома Аквинский исходил в своем учении из того, что люди рождаются неравными и что на этом основано общественное разделение труда, деление общества на сословия.

Собственность – естественное и необходимое условие человеческой жизни.

Частная собственность – основа хозяйства, экономической деятельности. Он враждебно относился к крупной торговле, хотя некоторые виды торговли считал «чистой» и полезной для общества (например, ввоз в страну предметов первой необходимости). Фома Аквинский в целом осуждал взимание процента.

Справедливая цена – соответствующая трудовым затратам. Однако отступление от этой цены правомерно, если цена не гарантирует каждому участнику сделки приличное его социальному положению существование.

В основе всей теории Фомы Аквинского лежало оправдание сословных привилегий феодалов и купцов. Именно на это была направлена его безоговорочная защита земельной ренты.

 


29.06.2014; 23:13
хиты: 0
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь