Человек, будучи наделенным от рождения соответствующими биологическими предпосылками (т.е. нормальным морфологически развитым организмом, включая мозг, способный к дальнейшему развитию), становится личностью по мере усвоения социального опыта во всех его проявлениях (способов и средств производства, духовной культуры, приемов чувственного познания, абстрактного мышления и т.д.). Человек приобретает новые личностные качества, когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения становятся «образующими» его личность. У индивида в момент рождения еще нет этих приобретаемых личностных качеств. Личность – это человек, выступающий как субъект познания и преобразования мира. Это человек как носитель сознания (К.К. Платонов).
Активная разработка проблем личности началась с конца 30-х годов 20 столетия. Ко второй половине 20 века сложились различные подходы к исследованию личности: бихевиористская, биогенетическая, психоаналитическая, когнитивная и гуманистическая.
Бихевиористская теория исходит из доминирующей значимости тех или иных моделей поведения в формировании личности.
Биогенетически ориентированная теория связывает развитие человека и его личности с его онтогенезом (процесс индивидуального развития организма) с заложенной в ней филогенетической (исторически обусловленной) программой.
Психоаналитическая теория личности, разработанная З.Фрейдом, анализирует поведение личности исходя из глубинной структуры подсознания, выделяя сексуальную энергию в качестве основного движущего фактора.
Самосознание З. Фрейд сравнивал с вершиной айсберга, считая что лишь незначительная часть того, что характеризует его как личность, осознается им актуально. Человек в состоянии правильно понять и объяснить только небольшую часть своих поступков. Только специальные процедуры, разработанные в психоанализе, позволят проникнуть в бессознательное и снять напряжение.
Социогенетическая ориентация ставит во главу угла процесса социализации и научения в широком смысле слова, утверждая, что психологическое возрастное изменение личности зависит от изменений в общественном положении, социальных ролей, прав и обязанностей, т.е. от структуры социальной деятельности индивида.
В соответствии с бихевиористкой теорией личности социальные роли людей и большинство форм социального поведения личности являются в результатом наблюдений за социальными моделями, которые задают родители, учителя, товарищи и другие члены социума. Индивидуальные различия в поведении людей выступают составляющей взаимодействия и взаимоотношений между людьми.
Личность при таком подходе – это результат воздействия на индивида окружающей среды и социальной ситуации.
Когнитивная теория личности. Основную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Персонологическая (личностно-центрированная) ориентация на первый план выдвигает сознание и самосознание субъекта, считая, что основу развития личности составляет творческий процесс реализации ее собственных жизненных целей и ценностей.
Гуманистическая теория личности объясняет поведение личности исходя стремления человека к самоактуализации, реализации всех возможностей. Это направление ассоциируется с такими именами, как К. Роджерс и А Маслоу и др. Суть этого направления состоит в изучении личности и ее рассмотрения в качестве высшей социальной ценности. Согласно этому подходу, человек может проявить своеобразие и неповторимость собственного «я» лишь при полной открытости в выражении своих чувств, отказе от психологической защиты.