в 19 веке общественное движение развивалось, и в 40-х годах в нём происходит чёткое размежевание трех идейных направлений: консервативного, либерального и революционного. Трезвомыслящие люди задумывались: по какому пути пойдёт развитие России.Первое буржуазно-либеральное течение в России было представлено западниками. Они считали, что Россия и Запад идут одним путём - буржуазным, и единственное спасение России от революционных потрясений видели в заимствовании посредством постепенных реформ буржуазной демократии. Западники верили в неделимость человеческой цивилизации и утверждали, что Запад возглавляет эту цивилизацию, показывая примеры осуществления принципов свободы и прогресса, чем привлекает внимание всего остального человечества.
Славянофилы утверждали, что единой человеческой цивилизации нет и быть не может. Каждый народ живет своей «самобытностью», основу которой составляет идейное начало, пронизывающее все стороны народной жизни. Для России таким началом являлась православная вера, а ее воплощением - община, как союз взаимной помощи и поддержки. В русской деревне можно обойтись без классовой борьбы, это убережёт Россию от революции и буржуазных «отклонений». Будучи убеждёнными монархистами, они всё же выступали за свободу мнений и возрождение Земских соборов. Для них также характерно неприятие революции и социализма.
Народники 70-х гг. отрицали государственность, политическую борьбу, верили в возможность радикальной революции в ближайшем будущем. Изначально в народничестве присутствовали две тенденции - революционная и реформистская.