пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» История Востока
» История Европы
» Нормативно Правовое
» История Псковского Края
» История востока 1917-1945 шпора1
» Новейшая история европы и Америки. Хришкевич
» Историография Отеч. Истории
» контрольная по историографии отеч. истории
» историография
» История Европы. 45-наше время
» История Востока самая последняя
» Историография Последняя
» Философия истории
» История и философия науки Ч. 1.
» История и философия науки Ч. 2.

1.Общая х-ка Африки в XII-XIXв.

Большая часть Северной Африки входила в состав Османской империи. Египет был завоеван турками в начале XVI в. К это­му времени там господствовала своеобразная военно-феодаль­ная каста мамлюков, из которых состояла гвардия египетских султанов. После турецкого завоевания страной стал управлять назначаемый османским султаном паша. По мере ослабления Османской империи господство турецкого султана над Египтом становилось все более формальным. К концу XVII в. мамлюкам удалось восстановить свою политическую власть. В средние века арабские географы объединяли страны Се­верной Африки, расположенные к западу от Египта, т. е. Ли­вию, Алжир, Тунис и Марокко, под общим названием Магриб, которое сохранилось до настоящего времени. Коренное насе­ление Магриба — берберы (в древности их называли ливийца­ми). В VII в. началось арабское проникновение в Магриб, став­ший частью халифата. Арабы смешались с основной массой берберского населения, которое восприняло у пришельцев язык и религию. Народы Магриба превратились в составную часть арабского мира. В дальнейшем вслед за Египтом Ливия, Тунис и Алжир были завоеваны турками. Расположенное на северо-западе Африки Марокко в XV— XVI вв. было объектом колониальной агрессии Португалии и Испании. В XVI в. Марокко пыталась завоевать Османская им­перия.  Благодаря упорному  сопротивлению марокканцев это ей не удалось, а в начале XVIII в. все побережье Марокко было освобождено также и от европейских захватчиков Расположенный на крайнем востоке Африканского матери­ка полуостров Сомали в XVII в. находился под номинальной властью правителей Омана. К западу or Сомали, на Абиссинском нагорье, и далее на се­вер, до побережья Красного моря, простиралась Эфиопия. Она была раздроблена на феодальные уделы, правители которых нередко вели междоусобные войны. Обширные территории современного государства Судан на­селяли к началу нового времени многие племена и народно­сти.. Народности северной части страны вос­приняли ислам и арабский язык. Юг населяли племена нило­тов. Социально-экономический строй народностей Судана был неоднороден. В некоторых районах преобладающим занятием было земледелие, в других — кочевое скотоводство. Нилоты и значительная часть населения Северного Судана жили перво­бытнообщинным строем. Но в ряде районов страны уже утвердились феодальные отношения. На территории Судана к XVII в. существовало несколько феодальных султанатов. Наи­более значительными из них были Дарфур (столица — Эль-Фашер), расположенный к западу от Нила, и Сеннар, находив­шийся между Белым и Голубым Нилом. В этих государствах наряду с ведущим феодальным способом производства и при наличии весьма значительного рабовладельческого уклада еще сохранялись остатки первобытнообщинных отношений. Лучшие земли принадлежали феодальной знати, использовавшей труд зависимых крестьян и рабов. В Дарфуре и Сеннаре существо­вало ирригационное земледелие, большое развитие получило ремесленное производство. В Сеннаре выращивался хлопок и производились хлопчатобумажные ткани, которые вывозились в соседние страны. Город Сеннар, столица одноименного сул­таната, в конце XVI столетия насчитывал более 100 тыс. жи­телей. Территории к западу от современного государства Судан и к югу от Ливии, на которых теперь расположены Республика Чад, Центральноафриканская Республика, Камерун, а также северо-восточную часть Нигерии населяли народности хауса, фульбе и канури. Канури образовали близ оз. Чад государство Борну, расцвет которого относится к XVI в. Борну было госу­дарством раннефеодального типа с наличием сильного рабо­владельческого уклада. Хауса создали несколько рабовладельческих городов-государств — Кано, Кацина, Даура и др.,— на­ходившихся в северной части современной Нигерии. Богатые рабовладельческие города-государства вели широкую торговлю тканями и кожаными изделиями, изготовленными рабами. Арабские источники сообщают о существовавшем в верховь­ях Сенегала и Нигера большом государстве Гана. В XI в. правители Ганы приняли ислам и распространили его среди подвластных племен. Вместе с исламом распространилась письменность, воз­никли школы, города стали центрами культуры. На смену Гане пришло новое госу­дарственное объединение — Мали, включавшее в XIII—XV вв. всю обширную область верховьев Сенегала и Нигера.

Восточнее Ганы и Мали, на территории современной Ниге­рии, находилось государство Сонгаи, подчинившее себе в XV— XVI вв. большую часть Западной Африки. Имеющиеся источники не позволяют дать исчерпывающий ответ на вопрос о социально-экономической структуре средне­вековых государств Западной Африки. В них широко приме­нялся труд рабов. Цари Сонгаи раздавали знати и духовен­ству земли вместе с рабами. Рабы, посаженные на землю, вы­плачивали феодальную ренту натурой, и положение их мало чем отличалось от положения крепостных. Потомки рабов, по существовавшим обычаям, получали известные права и, по сути дела, превращались в крепостных крестьян. Очевидно, боль­шинство сельского населения составляли свободные общинни­ки, но источники не содержат материалов, характеризующих их положение. Власти царей Сонгаи были подчинены также на­родности и племена, находившиеся на стадии родового строя. Таким образом, есть основания считать, что средневековые го­сударства Западной Африки, и в частности Сонгаи, были госу­дарствами раннефеодального типа, в них большой удельный вес сохраняло рабовладение, а значительная часть населения продолжала жить родовым строем. В XV—XVI вв. Сонгаи достигло наивысшего расцвета. Мно­гие арабские ученые, врачи, архитекторы, бежавшие из Испа­нии после изгнания мавров, переселились в Сонгаи. Располо­женный на Нигере город Томбукту (Тимбукту) наряду с Каи­ром и Багдадом стал одним из крупнейших центров мусуль­манской культуры. В его университете кроме Корана изучались юриспруденция, литература,  история,  география,  математика, астрономия. Но Сонгаи было непрочным объединением различных тер­риторий и народностей, созданным в результате завоеваний. В конце XVI в. в его пределы вторглись марокканские вой­ска. Одновременно начались восстания крепостных — потомков бывших рабов, посаженных на землю. Сонгаи распалось на многочисленные владения, управляемые племенными вождями и феодальными князьками. На побережье Гвинейского залива к началу нового време­ни сложилось несколько небольших а народностей йоруба (на территории совре­менной Нигерии), объединившиеся вокруг Ойо, Дагомея (ныне Народная Республика Бенин) и государство Ашанти (на тер­ритории современной Ганы). Европейцы, посещавшие Гвиней­ское побережье в XV в., нашли здесь крупные торговые города. Голландский географ Даппер, описывая города Западной Африки в XVII в., сравнивал их с городами Голландии. Он утверждал, что улицы Бенина превосходили по размерам улицы Гаарлема (Харлем), а дворец бенинских царей был не меньше здания амстердамской биржи. Тропическую и Южную Африку населяли к началу нового времени племена и народности, большинство которых находи­лось на различных ступенях первобытнообщинного строя. Лишь отдельные народности Тропической и Южной Африки вступили в стадию формирования классового общества и создали на­чальные формы государственности.

 


20.01.2014; 02:55
хиты: 389
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь