пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» История Востока
» История Европы
» Нормативно Правовое
» История Псковского Края
» История востока 1917-1945 шпора1
» Новейшая история европы и Америки. Хришкевич
» Историография Отеч. Истории
» контрольная по историографии отеч. истории
» историография
» История Европы. 45-наше время
» История Востока самая последняя
» Историография Последняя
» Философия истории
» История и философия науки Ч. 1.
» История и философия науки Ч. 2.

22.Цивилизационные теории 20 века. Предшественники. Основные характеристики.

С 19 века термин цивилизация прочно вошел в научно-понятийный аппарат. Но все равно его толковали по-разному. Представления о локальных цивилизациях были не очень велики, так как уровень развития обществоведческих наук был не очень высокий. Но накапливался этноисторический материал. Был взгляд, что цивилизация – идеал прогрессивного развития или стадия в развитии единого человечества. Вместе с ним стал утверждаться взгляд, что цивилизации – качественно различные уникальные исторические общественные образования. Поэтому термин цивилизация стал употребляться и во множественном числе. 1. Французский историк Гизо (1787-1874), книги «История цивилизаций в Европе», «история цивилизаций во Франции от падения Западной Римской империи», высказал интересные идеи из области философии истории. Заложил основы этноисторической концепции цивилизаций. Основная идея цивилизационного развития у него – идея прогресса. Человечество имеет общее предназначение. Закономерность исторического развития трактовал как целесообразность, некая руководящая разумная сила. Развитие цивилизаций определяется, прежде всего, идейно-нравственным фактором: нравы, верования, чувства, идеи определяют отношения между людьми. Также на развитие цивилизации влияют материальные условия. Таким образом, есть локальные цивилизации и существует некая Цивилизация как прогресс человеческого общества в целом. 2. Конт (1798-1857), французский философ, развил идею трех стадий интеллектуальной эволюции цивилизаций, равно как и отдельного индивида. Первая – теологическая, все явления объясняются на основе религиозных представлений. Вторая – метафизическая, природа объясняется через сущности и причины (это критическая стадия). Третья – позитивная, научная, возникает наука об обществе (именно Конт вводит в научный оборот термин социология), содействующая его рациональной организации. 3. Гегель (1770-1831), немецкий философ. Обостренное внимание к истории человеческой духовной культуры. Согласно его учению, история – это прогресс духа в сознании свободы, к-я разворачивается через дух отдельных народов, сменяющих друг друга в историческом процессе, как выполнят свою миссию. Некая сверхиндивидуальная целостность (объективный дух) проявляется через различные отношения между людьми. Семья, гражданское общество, государство – стадии развития нравственности, в которых, по Гегелю, последовательно проявляется Объективный дух. Цивилизация – позднейшая форма воплощения творческой силы духа (мышления). 4. Маркс (1818-1883) и Энгельс 91820-1895) – теория общественно-экономических формаций в рамках идеи линейного прогресса. Сильная сторона марксизма – серьезная разработка значения материального фактора в общественной жизни. Базовым понятием для понимания сути общественной жизни считали не цивилизацию, а общественно-экономическую формацию. Смена этих формаций происходит через классовую борьбу и революции и обеспечивает движение общества к высшей стадии – коммунистической. Цивилизация, по их мнению, это уровень общественного развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономической формацией. На эту точку зрения очень повлияла книга Моргана «Древнее общество» (американский историк первобытного общества). Предложил разделить всю историю человечества на три этапа: дикость (детство человеческого рода, применение огня, использование лука и стрел), варварство (человек знает гончарное дело, орошение, использует кирпич-сырец, одомашнил животных, умеет плавить железные руды), цивилизация (вместо рисунков использует буквенное письмо, создал порох, пользуется огнестрельным оружием). Энгельс: цивилизация – ступень общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и товарное производство на пике расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе. Перевороты неизбежно содержат революционное насилие, которое вполне целесообразно со стратегическими целями человечества. 5. Географический фактор. Привлек внимание исследователей второй половины 19 в. как значимый и определяющий развитие цивилизаций. Выделяли его, а иногда преувеличивали его роль английский философ Спенсер, английский историк и социолог-позитивист Бокль, французский географ, социолог Реклю, русский ученый (написал труд «Цивилизация и великие исторические реки») Мечников. Бокль писал, что климат, пища, почва, общий вид природы имеют самое могущественное влияние на человека. Рассуждал о различных путях развития цивилизаций- в Европе климат побуждал работника совершенствовать навыки и умения, в Азии и Африке – плодородная почва давала щедрое вознаграждение за труд. 6. Демографический фактор. Развитие цивилизаций через действие естественного закона народонаселения. Английский экономист Мальтус. С ним связывал революцию и диктатуру, перенаселение. 7. Идея культурно-исторических типов. Данилевский, русский социолог и естествоиспытатель. Не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций (культурно-исторических типов). Идея славянской исключительности. Цивилизации имеют индивидуальный замкнутый характер. Три основные фазы развития: этнографическая, государственная, собственно цивилизация. В своей работе «Россия и Европа» выделял 11 основных культурно-исторических типов: египетский, китайский, древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитический, германо-романский, славянский, 2 преждевременно погибших – мексиканский, перуанский. Развил Леонтьев, добавил византийский, попытался выделить этапы внутри культурного цикла: первичная простота, цветущая сложность, вторичное упрощение и смешение.19 век не дал единого понимания цивилизации, которое бы вытеснило все другие точки зрения. Разные подходы к уяснению сути цивилизационных процессов. Либо увязывались воедино понятия цивилизация и прогресс, либо разграничивались .Ученые пытались уяснить, какие факторы определяют развитие цивилизации, выделяли как приоритетные материальные (экономику), природные (географическую среду), демографические (рост народонаселения) и иные. Существует линейный подход. Дальнейший толчок к развитию понимания истории получает теория циклов.

В 20 веке обществоведческие науки вышли на более высокий уровень, дали больше возможностей подходов к пониманию цивилизации. В 19 веке цивилизация часто употреблялась как характеристика капитализма в целом, как образ индустриальной Европы. В 20 веке глобализация исторических процессов, все более активное взаимодействие людей, все меньше малоизученных, неизвестных уголков на Земле – это основа для более глубокого осознания истории.

Самые крупные теоретики цивилизационных процессов 20 века – Вебер, Шпенглер, Тойнби, Бродель. Объект научных исследований – общественная жизнь всего человечества. Стало очевидно, что объяснить уникальность культурно-исторических типов через действие какого-либо одного влияющего на общество фактора невозможно. Только рассмотрение факторов в их взаимодействии позволяет понять общественный организм.

1. Вебер. Немецкий социолог (1864-1920). Введение в проблематику общественных наук проблематику ценностей. До него ученые рассматривали ценностные установки как нечто надысторическое. Вебер трактовал ценность как установку той или иной исторической эпохи, как свойственное эпохе направление интереса. Невозможно объяснить ценностную ориентацию той или иной цивилизации с позиций детерминизма (т.е. какого-то одного фактора). Социальное поведение важно, так как оно имеет смысл, вложенный личностью. Индивид осознает, к какой цели стремится, и асм выбирает подходящие для этого средства. Этот тип поведения Вебер называл целерациональным и рассматривал его как всеобщий тип действия. По Веберу, рационализация – всемирно-исторический процесс, определяющий судьбу человечества. Ценностные ориентации – важнейший элемент общественной жизни. Вебер пользовался сравнительно-историческим методом. Указывал на связь религии с социально-политическим строем той или иной общественной системы. Дал характеристику религиозно-этических систем, социальных слоев, являющихся их носителями, типологию городов (города потребителей и города производителей). Характеристика мировых религий, выделял пять: религиозную этику конфуцианства, индуизм, буддизм, христианство, ислам. Обращал внимание на значительную роль иудаизма как решающей исторической предпосылки для понимания христианства и ислама. Разграничивал исторический и социологический идеальный типы. Социология создает понятия типов и ищет общие правила событий. История стремится к анализу индивидуальных, важных в культурном отношении действий, образований, личностей.

2. Шпенглер. Немецкий философ истории и культуры (1880-1936). Через его воззрения все более утверждается идея уникальности развития общественных единиц. Использовал культуру как универсальную категорию. Являлся сторонников теории замкнутых культур. Указывал на наличие в истории человечества 8 культурных единиц: египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, византийско-арабской, майя, пробуждающейся русско-сибирской. Развитие каждого культурного типа рассматривал в биологическом ритме: рождение и детство, молодость и зрелость, старость и закат, выделяя два главных этапа в развитии культуры: период восхождения (собственно культура) и период нисхождения (цивилизация). Главным в цивилизации является форма и стиль культуры. Для цивилизации характерно развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, скопление людей в больших городах, бесконечная череда войн, глобализация форм человеческого существования. Благодаря Шпенглеру утверждается идея множественности цивилизаций. Мировая цивилизация все более рассматривается как производное от локальных социокультурных систем.

3. Тойнби. Английский историк и философ. Определил этапы жизни каждой цивилизации: возникновение, рост, надлом, упадок, разложение. Причину развития цивилизаций объяснял формулой «Вызов-Ответ». Вызов обществу могут давать природные условия, социальные обстоятельства (историческая ситуация). По ответу видны возможности и уровень развития общества. Творческое меньшинство каждой цивилизации ведет за собой инертное большинство, берет на себя задачу сформулировать адекватный вызов обществу. Цивилизация – целостная система, все структурные элементы которой (народы, государство, экономика, культура и др.) взаимосвязаны и взаимозависимы. Цивилизация – достигшая пределов самоидентификации культура, определенные типы человеческих сообществ. «Если вы идете от Греции, Сербии или России, пытаясь понять их историю, - писал он, - вы приходите к православному христианству или византийскому миру». Все известные локальные цивилизации – ветви единого древа истории. История как поиск человечеством некоего надприродного Универсума. Называл 21 цивилизацию, позднее – 13 основных: среднеамериканскую, андскую, шумеро-аккадскую, египетскую, эгейскую, цивилизацию Инда, китайскую, сирийскую, античную, индийскую, православную, западную, исламскую – и цивилизации-спутники каких-либо развившихся. Российскую до Петра I считал спутником православной цивилизации, а после Петра I – спутником западной. К 20 веку 5 цивилизаций – западная, византийско-ортодоксальная (русско-ортодоксальная), арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская.

4. Ясперс, немецкий философ. Связь времен обеспечена достижениями «осевого времени» (8-3 вв до н.э.). В это время появились мировые религии вместо язычества, философия заменила мифологическое сознание. Начало всемирной истории - пробуждение духа.

5. Школа Анналов. В основу рассуждений историков ее легли идеи Дюркгейма. Основана в 1919 г. Дюркгейм, французский социолог, философ. Утверждал идею множественности локальных цивилизаций. Цивилизация появляется с развитием общественного труда. Новая история в духе «Анналов» отлична от традиционного взгляда на жизнь общества. Был: историк концентрировался на восстановлении хода политических событий. Для него описание событий, основанное на документах, прежде всего, официальных. Характеристика великих деяний великих людей – самые существенные. Новая историческая наука - французы, у истоков Марк Блок и Люсьен Февр. На первый план творческая активность историка. Их сторонники Бродель, Ле Гофф. В настоящее время целая отрасль знания – исследования цивилизаций. Даются определения цивилизации, в которых приоритет получает социокультурная сущность цивилизации. Другие – организационно-регулятивный аспект человеческой деятельности. Большинство исследователей считают цивилизацией совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии. Показатели меры цивилизованности – уровень материального обеспечения, экологического благополучия и общения. Хантингтон, американский политолог и теоретик цивилизационных процессов, среди параметров цивилизации назвал язык, историю, религию, обычаи, институты, самоидентификацию. Современные западные вузовские учебники (прежде всего, американские) дают набор параметров цивилизации: производственная специализация, передовые технологии, рост городов, наличие письменности, комплекс социальных институтов. Новые понятия. Бахтин – хронотоп (время-пространство). Используется понятие архетип Юнга – общечеловеческие первообразы (матери-земли, героя, демона) из коллективного бессознательного начала опыта прежних поколений. Яковец выделяет 7 исторических стадий – цивилизаций: неолитическая, восточно-рабовладельческая, античная, раннефеодальная, прединдустриальная, идустриальная, постиндустриальная.


20.04.2015; 13:14
хиты: 178
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь