пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» История Востока
» История Европы
» Нормативно Правовое
» История Псковского Края
» История востока 1917-1945 шпора1
» Новейшая история европы и Америки. Хришкевич
» Историография Отеч. Истории
» контрольная по историографии отеч. истории
» историография
» История Европы. 45-наше время
» История Востока самая последняя
» Историография Последняя
» Философия истории
» История и философия науки Ч. 1.
» История и философия науки Ч. 2.

32. Афганистан в конце XX - начале XXI вв. Моджахеды, талибы, контртеррористические операции.

 

(с учебника Родригерса).

В апреле 1992 г. в столице утвердилось временное правительство. Афганистан был провозглашен исмламским государством. Затем в декабре 1992 г. Бурхануддин Раббани, давний поборник мусульманских идеи, был избран главой государства Исламская Республика Афганистан.

С оформлением новой государственности мир, однако, не пришел на афганскую землю. На ней развернулась междоусобная борьба, в основе которой лежали и сламский, и этнический факторы.

Раббани - таджик по национальности, заняв пост президентая, продолжал возглавлять партию "Исламское общество Афганистана", чей национальный состав смешанный, но ядро тем не менее срставляли таджики. Главу государства поддерживал другой таджик, некогда один из известнейших полевых командиров, - Шах Масуд.

Пушиунский лидер Г.Хекматьяр, бывший главой коалиционного правительства, отстаивал лозунг "Афганистан для пуштунов" и являлся лидером "непримиримых", возглавляя "Исламскую партию Афганистана". Она состояла на позициях исламского фундаментализма экстремитского толка. Ее цель - создание в Афганистане исламского государства по типу соседнего Ирана.

Если Хекматьяр, выступая против Раббани, преследовал цель восстановления в государстве власти пуштунов, то бывший "красный генерал"Наджибуллы узбек Дустум всеми силами стремился сохранить максимум власти над шестью северными провинциями с центром в Мазари-Щариф. Чтобы быть независимым от Кабула,Дустум создал местный фронт, объеденивший все политические силы - от коммусничтов жо фундаменталистов.

 И  наконец, к 1995 г. на военно-политической арене Афганистана появилось пуштунское в своей основе движение Талибан, инсприррованиное в Пакистане. Его лидерами(прежде всего М.Умар)являлись слушатели исламских семинарий. Поэтому движение носит крайне религиозный характер борьбы за "чистоту ислама". Пакистанска военная и финансовая помощь позволила им с удивительной быстротой добиться впечатляющих успехов. Захватив ряд провинций, в сентябре 1996 г. они овладели Калубом.

В 1997 и 1998 гг. боевые дейтсвия не закончились, наоборот, приняли более ожесточеннный характер. В мае 1997 г. отряды талибов сумели на несколько дней занять города Мазари-Шариф и Шибирган, но были вынуждены отступить, понеся тяжелые потери.

 В июне 1997 г. противники талибов создали "Объединенный исламский фронт освобождения Афганистана", в который вошли:Национальное исламское движение Афганистана(НИДА), руководимое А.Р.Дустумом; Исламское общество Афганистана, возглавляемое Б.Раббани и Шах Масудум; Исламская партия Афганистана, во главе которой стоял Г.Хекматьяр, и еще две организации.

В ответ 28 октября 1997г. Совет(Шура) движения талибов провозгласил Афганистан эмиратом, т.е.реставрирвал в стране монархию. Председатель Совета Махаммад Умар Ахундзала стал правителем, приянв титул эмира.

Летом 1998 г. формирования талибов, несмотря на тяжелые протери, сумели овладеть некоторыми выжными администартивными и экономическимим центрами северного Афганистана. Военные действия продолжаются до сих пор в непосредственной близости от южных границ СНГ.

Последствия незатихающей войны и остутсвия реальной центарльной власти ужасны. Многокрастно усугубилась и ранее существовавшая экономическая отсталость. Полностью разрушены общенациональное хозяйственое простравнство и единая система управления экрономикой. Разрушены города, уничтожены сотни кишлаков, несколько тысяч школ, ококло 200 больниц. Из-за острой нехватки сырья, перебоев в электроэнергией, дефицита кадров нарушена деячтельность абсолютного большинства экномических объектов. Серьезно пострадало сельское хозяйство, составляющее основу экономики: в десятки раз сократилась площадь обрабатываемых земель(4,5 млн га до начала граждсанской войны), разрушены системы искуственного орошение, в упадке находится животноводство.

Одним словом, Афганистан, несмотря на кажущиеся успехи талибов, превратился в страну, разделенную на сферы влияния, в условиях фактического отсутсвтия единой государственной власти. Альянс вчерашних врагов и кровавые столкновения бывших друзей обычным явлением афганиской действительности.

(из интернета)

Образование государства моджахедов и формирование органов власти

Моджахеды стали хозяевами в стране, экономике которой был причинен значительный ущерб в ходе длившейся около полутора десятилетий гражданской войны. К 1992 году многие промышленные предприятия не функционировали, наземные коммуникации и сельскохозяйственные угодья заминированы, до половины рабочего и продуктивного скота было уничтожено или угнано за рубеж. Объем продукции сельского хозяйства по сравнению с 1978 годом уменьшился на 27%. Обострилась зерновая проблема: в 1993 году Афганистан был вынужден импортировать около 600 тысяч тонн пшеницы. Объемы контрабандной торговли по сравнению в 1978 годом выросли в 4 раза. Средняя продолжительность жизни в стране не превышала 45 лет, детская смертность составляла 190 случаев на 1 тысячу новорожденных. Свыше 80% населения оставалось неграмотным1.

В первые дни после провозглашения Исламского государства.Афга-нистан (ИГА) были сформированы высшие органы власти. Законодательную власть должен был представлять Совет джихада, в который вошли лидеры партий моджахедов, а исполнительную - Руководящий совет. Кроме того, продолжали действовать Совет полевых командиров («Совет командующих джихада») и Наблюдательный совет А.Ш.Масуда. Функции сове-тов не были строго определены, и они не имели четкой иерархии . Форма правления в новом государстве была унаследована от прежнего режима и осталась президентской.

Моджахеды, которые почти полтора десятилетия вели кровопролитную борьбу против просоветского режима, довольно мягко обошлись со своими бывшими идейными врагами. После установления власти исламской оппозиции над Кабулом было объявлено об амнистии всем, кто находился на руководящих должностях, проходил службу в вооруженных силах, органах государственной безопасности или работал в государственных учреждениях Республики Афганистан. Руководители прежнего партийно-государственного аппарата были уволены со своих постов, но работники среднего и низшего звена имели возможность остаться на службе.

Многие высокопоставленные деятели теперь уже запрещенной партии НДПА — «Ватан» эмигрировали за границу, другие присоединились к партиям моджахедов. Основным признаком их политических симпатий была национальная или клановая принадлежность. Функционеры фракции «Хальк» в основном примкнули к ИЛА Г.Хекматьяра и частично - к ИПХ, НФСА СМоджаддеди и НИФА С.А.Гилани. Парчамисты, среди которых было много представителей национальных меньшинств, присоединились к сторонникам таджика Б.Раббани и узбека А.Р.Дустума. Процесс перехода деятелей режима Наджибуллы в лагерь бывших идеологических и политических врагов оказался почти безболезненным. Это во многом объяснялось тем обстоятельством, что борьба моджахедов за власть была завершена, и лозунг джихада уже потерял ту актуальность и популярность, которую он имел в 1980-х годах. Теперь уже между самими партиями моджахедов началось ожесточенное соперничество, в ходе которого они стремились найти как можно больше союзников в борьбе против своих бывших единомышленников. Функционеры старого режима, обладавшие опытом управления и политическими связями, могли оказаться полезными каждой из партий моджахедов, претендовавшей на верховную власть или хотя бы на то, чтобы быть причастной к ней.

Первым президентом ИГА на двухмесячный срок стал СМоджаддеди. Период его президентства ознаменовал начало правления моджахедов в Афганистане, одной из главных черт которого было отсутствие политической стабильности. За время своего пребывания на посту главы государства СМоджаддеди не смог обеспечить нормальное функционирование государственного аппарата. Прежде всего, это касалось силовых ведомств и армии, которые после падения режима Наджибуллы не имели единого командования. Подразделения министерств обороны, внутренних дел и государственной безопасности примкнули к группировкам моджахедов на основе национальной или региональной принадлежности. Большая их часть присоединилась к наиболее сильным и многочисленным партиям «пешаварской семерки» - ИОА и ИПА3. В этих условиях С.Моджаддеди остался практически без военной поддержки, так как число его соратников из НФСА в Кабуле было невелико, а сам город находился под контролем формирований других партий - ИОА, ПИЕА, ИСОА и отрядов узбеков А.Р.Дустума. Наиболее боеспособными из них были преобразованные в конце 1980-х годов в так называемые «исламские полки» боевые подразделения ИОА под командованием А.Ш.Масуда, который не был заинтересован в тесном сотрудничестве с С.Моджаддеди, так как ожидал перехода президентского поста к своему политическому руководителю - Б.Раббани. Поэтому действующий президент был вынужден опираться на А.Р.Дустума, которому присвоил звание генерала армии, и частично - на ПИЕА и исмаилитов при решении многочисленных проблем, с которыми столкнулась новая власть.

 

(тоже из интернета)

В третьей главе «Афганистан во власти ислама (1992 - 2001 гг.)» рассмотрен опыт создания «исламского государства» моджахедами и пришедшим им на смену движением «Талибан».

Захватив власть в 1992 г., моджахеды получили возможность реализовать свои программные установки в соответствии с теми принципами, которые, по их мнению, были истинно исламскими. Они объявили о создании Исламского государства Афганистан (ИГА) и отменили все законы, противоречившие исламу. Было восстановлено судопроизводство на основе норм шариата, афганцев-мусульман обязали соблюдать религиозные ритуалы и нормы поведения, часть общеобразовательных школ была перепрофилирована в религиозные учебные учреждения, осуществлялись попытки ограничить влияние чуждой, неисламской культуры на население путем закрытия кинотеатров и запрета трансляции ряда программ по радио и телевидению. Были ограничены права женщин, в первую очередь жительниц больших городов, многие из которых прежде работали в государственных учреждениях, системе образования и медицины.

Вместе с тем политика исламизации оказалась непоследовательной и не была доведена до логического завершения - полного соответствия программным установкам исламистов. Во многом это было связано с сохранением традиций, заложенных модернизациониыми преобразованиями предыдущих правящих режимов, а также незаинтересованностью региональных лидеров и полевых командиров в глубокой исламизации общественно-политической структуры в подконтрольных им областях.

Политическая обстановка в Афганистане в течение всего периода правления моджахедов оставалась нестабильной. Власть центра над регионами ослабела настолько, что наиболее сильные в военном отношении полевые командиры смогли создать на местах свои администрации и проводить практически независимую от Кабула внутреннюю и даже внешнюю политику. Афганистан потерял единое экономическое пространство и превратился в конгломерат фактически самостоятельных территориальных образований.

Моджахеды, продемонстрировав свою несостоятельность в деле создания эффективного государственного аппарата и отсутствие способности управлять страной, вместе с тем не хотели делиться властью с представителями других политических сил и социальных слоев, с которыми они сотрудничали в период 1980-х гг. Сторонники экс-короля, технократы - специалисты, получившие образование на Западе, представители высшего исламского духовенства и лидеры традиционалистов не получили значимых постов ни в одном из правительств моджахедов, где ключевые посты занимали соратники Б.Раббани.

Внутриафганский конфликт после 1992 г. стал многогранным, перейдя из религиозной плоскости в этническую (пуштуны против непуштунов, таджики против узбеков и хазарейцев), конфессиональную (шииты против суннитов) и региональную. Мотивацией враждующих сторон был уже не религиозный фактор, а стремление к власти. В этих условиях на политической арене Афганистана появилась новая сила — Исламское движение «Талибан» (ИДТ).

Движение сформировалось в 1994 г. на территории Пакистана при активном участии его властей, обеспокоенных нестабильной ситуацией в соседнем Афганистане и стремившихся создать в Кабуле подконтрольный себе режим. У истоков ИДТ стояли учащиеся религиозных школ - медресе, которых называли талибами. Основатели Движения участвовали в свое время в отрядах моджахедов в «священной войне» против советских войск и кабульского режима.

В период движения к власти (ноябрь 1994 - сентябрь 1996 гг.) талибы выступали под лозунгом прекращения междоусобиц и установления в Афганистане мира и стабильности, чем привлекли к себе симпатии части населения, уставшего от беспредела моджахедов. Захватив Кабул, лидеры ИДТ создали собственное правительство, провозгласив на подконтрольной

территории Исламский эмират Афганистан (ИЭА) во главе с муллой Омаром.

Остановив процесс территориально-политической дезинтеграции страны, талибы показали себя пуштунскими националистами. Этнические чистки, широко проводившиеся ими в районах компактного расселения национальных и религиозных меньшинств (таджиков, узбеков, шиитов-хазарейцев), вызвали сопротивление жителей этих областей. Непуштунское население северных и западных провинций оказывало поддержку группировкам моджахедов, в 1997 г. объединившимся в «Объединенный исламский национальный фронт спасения Афганистана» (ОИНФСА), более известный как «Северный альянс» во главе с лишившимся власти в Кабуле президентом Б.Раббани.

Талибы установили в Афганистане режим исламской теократии, подвергнув жизнь общества жесткой исламизации. Политика, экономика, общественная, бытовая и культурная сферы оказались подчинены нормам ислама, форма которого была неким симбиозом идей и религиозно-политической практики саудовских ваххабитов, пакистанских и иранских исламистов, теоретических взглядов фундаменталистов, в первую очередь организации «Братьев-мусульман», а также собственно афганских ортодоксальных норм, уже забытых многими афганцами.

Религиозный экстремизм талибов противоречил многим национальным обычаям и традициям жителей Афганистана. Насаждавшиеся нормы в сфере быта и морали отрицали современные достижения науки и культуры - кинематограф, телевидение, Интернет, музыку, а также многие виды изобразительного искусства. Ярким проявлением радикализма и косности талибов стала их политика в отношении женщин, которым было запрещено не только работать и получать образование, но и появляться на улице без чадры и сопровождения родственников. Мероприятия правительства ИЭА, по сути, были направлены не на исламизацию Афганистана, а его «талибанизацию», навязывание обществу порядков, царивших в медресе, откуда вышли лидеры талибов.

Непримиримость, жестокость, мракобесие талибов и их нежелание идти на компромисс с моджахедами, поощрение производства наркотиков, жестокая политика в отношении женщин предопределили настороженное отношение к ИЭА со стороны мирового сообщества. Режим талибов получил официальное признание всего трех государств - своего ближайшего союзника и покровителя - Пакистана, Объединенных Арабских Эмиратов и Саудовской Аравии.

Внешнеполитические ориентиры талибов во многом явились воплощением разработанных ранее программ исламских фундаменталистских организаций. Важнейшую роль играла идея создания «всемирного исламского халифата». Поддержка радикальных исламистов в разных странах в конечном счете превратились в дестабилизирующий фактор для стран

Центральной Азии и ряда государств мусульманского Востока, обострила некоторые региональные конфликты и усилила действие в них религиозного фактора (Балканы, Северный Кавказ, Кашмир).

Установление тесных связей с террористом № 1 Осамой бен Ладеном, в 1980-х гг. оказывавшим помощь моджахедам и тесно сотрудничавшим с американскими спецслужбами, а после войны 1991 г. в Персидском заливе объявившим США джихад, способствовало радикализации внутри-и внешнеполитического курса правительства ИЭА.

Поддержка бен Ладена, стремившегося к военной конфронтации с США, предрешила падение режима талибов. После террористических атак в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 г., в организации которых был обвинен бен Ладен, руководство ИЭА отказалось выдать его США. Ни одно из исламских государств не выступило в поддержку талибов, а Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Пакистан объявили о разрыве дипломатических отношений с ИЭА.

В октябре 2001 года против режима талибов была начата международная военная операция. К концу года силы международной коалиции во главе с США, опираясь на поддержку формирований «Северного альянса», установили контроль над всей территорией страны, и Исламский Эмират Афганистан прекратил свое существование.

В четвертой главе «Религиозно-политические организации в Афганистане на современном этапе» проанализированы роль и место исламских партий и движений в стране после 2001 г.

Решения Боннской конференции, состоявшейся в начале декабря 2001 г., и заседания Лоя Джирги в июне 2002 г. определили вектор развития Афганистана в начале XXI в. Страна была провозглашена Исламским Государством Афганистан (с января 2004 г. - Исламская Республика Афганистан), во главе которого находился глава Временного правительства, затем - Переходной администрации, а с 2004 г. - Президент. Осенью 2005 г. прошли выборы в парламент.

Новая власть провозгласила курс на построение общества на основе демократических ценностей. Закон о печати декларировал право на издание свободной, независимой прессы, а Закон о политических партиях предоставил возможность гражданам Афганистана создавать политические и общественные организации. Было отменено большинство введенных талибами запретов и ограничений, связанных с внешним видом и нормами поведения, представители религиозных меньшинств снова обрели свободу вероисповедания. Женщинам было возвращено право учиться и работать, возрождена система общеобразовательных школ, Возобновилась трансляция передач по телевидению, в страну стали проникать элементы современной культуры. Вместе с тем, сохранились консервативные тенденции, влияние которых ощутимо в сферах судопроизводства и соблюдения морально-нравственных норм и правил.

При этом политическая роль большинства партий моджахедов, их цели и задачи изменились по сравнению с периодом 1970-х - 1980-х гг. Сейчас они вполне сосуществуют с режимом президента Х.Карзая, пользующимся военной и политической поддержкой США и других западных государств, хотя и оппозиционны ему. Современные моджахеды в большинстве своем интегрированы в действующую политическую систему Афганистана, являясь ее частью.

Курс на демократизацию общественно-политической жизни Афганистана, проводимый правительством, требует от сегодняшних моджахедов новых подходов, пересмотра своих идеологических ориентиров. Моджахеды, стремящиеся дистанцироваться от идеологии и политической практики талибов, уже не призывают к созданию в Афганистане «исламского государства» в его фундаменталистской трактовке. Они предлагают решать насущные проблемы - обеспечения социальной справедливости, верховенства закона, развития системы просвещения, ликвидации нищеты и безработицы, не настаивая при этом на исламизации всех аспектов жизни общества. Они открыто не выступают против присутствия американских и других иностранных военных на территории Афганистана, отдавая должное роли США и государств антитеррористической коалиции в свержении режима талибов. Идея джихада как вооруженной борьбы против присутствия в стране иностранных войск во многом утратила актуальность для сегодняшних моджахедов.

В настоящее время происходит трансформация лидеров моджахедов в публичных политиков, они вынуждены изменять свои взгляды, адаптироваться к новым, современным реалиям. Однако это сложный процесс, который требует отказа от многих прежних убеждений, прежде всего тех, которые касаются роли ислама в обществе. Пока что многие моджахеды не готовы к этому и выступают за сохранение ортодоксальных исламских норм в судопроизводстве, культурно-бытовой сфере, образовании и в вопросе о правах и статусе женщин. Но они уже утратили значительную часть своего влияния на политику и вынуждены довольствоваться тем, что государство является исламским скорее атрибутивно, чем фактически, так как основы государственного устройства сегодняшнего Афганистана в большей степени светские, нежели религиозные.

Современные афганские моджахеды не едины во взглядах в отношении правящего режима и будущего развития Афганистана. Традиционалистские лидеры - С.Моджаддеди, С.А.Гилани, а также А.Р.Саяф занимают лояльную позицию по отношению к Х.Карзаю и его правительству. Другая группа моджахедов, многие из которых ранее входили в «Северный альянс», в апреле 2007 г. создала широкое политическое объединение - «Национальный фронт», наметивший в качестве своих основных целей усиление роли парламента и превращение Афганистана из президентской рес-

публики в парламентскую, а также введение принципа выборности губернаторов.

В непримиримой оппозиции официальному Кабулу находятся ИПА Г.Хекматьяра и движение талибов во главе со своим духовным лидером М.Омаром. Противники Х.Карзая умело используют слабость правительства, недостатки и просчеты в действиях его западных союзников, недовольство населения боевыми действиями войск антитеррористической коалиции, в результате которых страдают и гибнут мирные жители. Талибы пользуются негласной поддержкой некоторых влиятельных полевых командиров моджахедов и региональных лидеров, а также паркобаронов, не заинтересованных в усилении власти Кабула на местах.

Получая значительную прибыль от производства и торговли наркотиками и пользуясь покровительством некоторых представителей правящих кругов и спецслужб Пакистана, последователи М.Омара прочно обосновались в афгано-пакистанском приграничье. В течение нескольких последних лет они постепенно расширяют географию своих боевых действий. Сейчас в зоне их влияния находятся южные и восточные области Афганистана, отряды талибов действуют в центральных и даже северных провинциях.

Идеологические взгляды талибов не претерпели заметных изменений с периода их правления в Афганистане. От населения по-прежнему требуют не носить одежду европейского типа, мужчинам запрещают брить бороду, а женщинам - показываться на улице без чадры. Нарушителей этих правил ждут жестокие наказания, а всем, кто сотрудничает с новыми властями, угрожают смертью.

Непримиримая позиция талибов по отношению к действующему правительству Афганистана является основной причиной эскалации военного конфликта в стране после 2001 г. Продолжающаяся уже семь лет вооруженная борьба не приносит существенных результатов ни Кабулу, ни его противникам. Попытки склонить хотя бы часть последователей М.Омара на сторону правительства неэффективны, так как талибы в качестве условия для начала переговоров требуют вывести иностранные войска с территории Афганистана. А Х.Карзай, в свою очередь, не готов отказаться от военной поддержки извне. В этой связи сложившаяся в Афганистане общественно-политическая ситуация может быть охарактеризована как тупиковая, и единственной возможностью для выхода страны на новый этап общественно-политического развития представляются поиски альтернативного, мирного пути выхода из кризиса, постепенное сворачивание военного присутствия США и стран НАТО.

В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы, положенные в основу тезисов к защите диссертации.

Исламские политические партии в Афганистане были и остаются неотъемлемой частью политической системы страны. В период своего ста-

новления и борьбы за власть они испытывали сильное идейное влияние извне, ориентируясь на теоретические разработки и политическую практику некоторых мусульманских государств - Исламской республики Иран и Саудовской Аравии, а также исламских радикальных организаций - прежде всего, египетских «Братьев-мусульман», «Исламского общества» и «Общества мусульманских богословов» из Пакистана.

В рядах афганских исламских партий, как и других общественно-политических объединений, не было единства. При общем объединяющем факторе - приверженности идеям ислама, между ними было много различий, касавшихся роли религии в общественно-политической жизни (традиционалисты и фундаменталисты, или исламисты) и ее основных направлений (сунниты и шииты, а также исмаилиты и последователи суфийских орденов).

В период борьбы за власть (вторая половина 1970-х - 1980-е гг.) партии моджахедов, и особенно фундаменталисты, стремились максимально использовать деструктивные, разрушающие тенденции, которые возникли в афганском обществе после свержения монархии, и на этом фоне надеялись как можно выигрышнее представить свою программу «исламского пути» развития страны.

В это время афганские моджахеды установили связи с правительственными кругами и спецслужбами других государств - Пакистана, Ирана, Саудовской Аравии, США и стран Западной Европы, оказывавших им материально-финансовую поддержку и одновременно использовавших в качестве проводников своих интересов. Участие иностранных государств во внутриафганском конфликте в разные периоды был неодинаковым. Если в 1980-х гг. заметное место в отношениях с партиями моджахедов «Пеша-варской семерки» играли США, то в 1990-х гг., с уменьшением интереса Вашингтона к событиям в Афганистане, эта роль перешла к наиболее влиятельным государствам мусульманского ареала - Пакистану, Саудовской Аравии и в меньшей степени Ирану.

После падения просоветского режима Афганистан стал площадкой для эксперимента по созданию «исламского государства» в трактовке моджахедов, а затем их идейных преемников - талибов. В период нахождения у власти моджахедов влияние ислама в обществе заметно возросло, выразившись в восстановлении позиций мусульманского духовенства в традиционных областях его деятельности - судопроизводстве и образовании, а также в повседневной жизни афганцев. Но восстановление позиций ислама было больше атрибутивным, чем фактическим, что во многом объяснялось отсутствием идейно-политического единства лидеров партий, различной трактовкой природы «исламского государства», личным соперничеством, а также заметным влиянием либерально-светских ценностей, сохранившихся среди жителей крупных городов.

Хотя Афганистан после победы моджахедов был провозглашен исламским государством, структура власти и общественно-политические институты сохранили в целом светский характер, а ислам стал идеологическим стержнем нового режима, при этом не определявшим характер и существо внутренней и внешней политики. Тем самым моджахеды продемонстрировали, что их главной целыо было не построение «истинно исламского государства», а захват власти, в то время как лозунги джихада, исламского возрождения и другие идеологические установки использовались ими в популистских целях.

Талибы, идейные преемники моджахедов, претворили в жизнь их идеи в наиболее радикальной форме, создав режим исламской теократии и в максимальной степени подвергнув исламизации жизнь общества. При этом и моджахеды, и талибы в период своего нахождения у власти доказали свою неспособность эффективно управлять государством. Если правление моджахедов привело к территориально-политической дезинтеграции Афганистана, то талибы поставили страну на грань 1-уманитарной катастрофы, одновременно превратив ее в центр исламского экстремизма и международного терроризма. И моджахеды, и талибы не только не смогли эффективно решить политические и социально-экономические проблемы Афганистана и успешно применить на практике свои идеологические проекты, но и в значительной степени дискредитировали их, наглядно продемонстрировав, насколько неудачной может быть попытка создания режима «исламского правления» в отдельно взятой стране.

Провал планов по созданию «подлинно исламского государства» привел к идейному кризису большинства партий моджахедов в Афганистане. В настоящее время они заняты поиском новых форм политической самоидентификации, а свои старые идеологические установки постепенно подменяют соображениями политического прагматизма.

В условиях слабости нынешнего правящего режима в Кабуле и его зависимости от военно-политической поддержки извне многие моджахеды могут претендовать на то, чтобы под новыми (возможно, даже западно-либеральными) лозунгами войти во властные структуры и занять там влиятельные, а затем и лидирующие позиции. Как представляется, они имеют на это больше шансов, чем талибы, в настоящее время пользующиеся поддержкой незначительной части населения Афганистана.

 


15.04.2015; 12:50
хиты: 127
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь