Древнейшей дошедшей до нас исторической записью является египетская летопись, высеченная на плите, именуемой по месту своего музейного хранения Палермским камнем. В летописи царские династии и додинастические цари расположены в хронологической последовательности, а их правления — по годам (иногда указываются даже номера месяцев и дней). Наряду с рождением царских детей и воцарениями, которые именуются «воссиянием», называются некоторые дела царей: постройка крепостных стен, храмов и судов, разорение вражеских земель, захват военной добычи и пленных, объединение Верхнего и Нижнего Египта, служение богам, жертвоприношения и дарения в храмы. Одновременно в летописи говорится о рождении богов и богинь.
Фараон-раб богов
Люди рабы – фараонов
Но в отдельных случаях памятники Древнего Востока повествовали о цепи исторических событий. Так, в законодательном документе хеттского царя Телепина, относящемся к XVI в. до н. э., имеется историческое введение о завоеваниях его предшественников, о постепенном расширении их «маленькой» страны и даже о том, как рабы стали неверными и «начали сговариваться против господ своих и начали проливать их кровь»
" К типу исторических произведений приближается в некоторых своих разделах Ветхий завет. В нем, наряду с мифами, рассказами о чудесах, религиозных предписаниях и законах, благодеяниях и карах божьих, содержатся сообщения о действительно происходивших исторических событиях и много реальных подробностей из жизни израильских племен и Израильского царства XI—X вв. до н. э., а также других периодов.
Ветхий завет, как и вся Библия, оказал значительное влияние на средневековую историографию. Влияние Ветхого завета заключалось и в том, что он явился своеобразным каналом, по которому в средневековую историографию вливались мифы о сотворении мира, о всемирном потопе, о Вавилонском столпотворении и др. В Библии, даже в наиболее достоверных и историчных ее частях, постоянно присутствуют божественные решения, благодеяния и кары. Эти черты и явились образцом провиденциалистской концепции средневековых историков.
Наконец, из Библии средневековые историки позаимствовали свою периодизацию всемирной истории по четырем царствам. Удобство этой периодизации заключалось в том, что в соответствии с подъемом и упадком государств можно было произвольно называть эти четверки и, поскольку автором периодизации по четырем монархиям был пророк Даниил, можно было, ссылаясь на его дар предвидения, включать в четверку даже те государства, которые превратились в великие державы после его смерти (например, Римскую империю). Книга пророка Даниила, которая представляет собой первое эсхатологическое учение (в строгом смысле этого термина, т.е. как учение о последних временах). Таким образом, Библия сыграла в историографии двойственную роль: появление ее было одним из шагов на пути становления исторических знаний, а огромное последующее влияние на всю идеологию средневекового общества способствовало консервации элементов мифологического сознания, лишь преобразованного, но не ликвидированного победой единобожия над древним многобожием.
- Божественное провидение (воля богов: военные походы, военная политика). Мифы и наблюдения + рассказы очевидцев
- Персонификация правители всего населения и всего государства
Циклы текстов (Ветхий Завет)
- Впервые бог не вмешивался в историю людей (люди главные, их выбор, деят., моральный облик)
- 1ая концепция всемирной истории