Утверждению социалистической идеи на Востоке способствовал также ряд конкретных причин:
- антикапиталистическая направленность марксизма соответствовала настроениям традиционного населения Востока;
- антиимпериалистическая направленность марксизма импонировала национальной буржуазии Востока;
- приверженность социалистической идее гарантировала советскую помощь в антиколониальной борьбе.
Комплекс базовых факторов и конкретных причин обусловил большую роль идеи социализма, чем можно было ожидать в условиях слаборазвитого региона. Специфика социализма на Востоке проявляется в следующем:
- социалистическая идея эксплуатировалась не только КП, но и мелкобуржуазными деятелями и партиями, что привело к появлению множества "оттенков" и разновидностей социализма;
- если на Западе и в России социализм для его сторонников был целью, то на Востоке прежде всегосредством решения других, первоочередных задач (на этапе НОД - средство мобилизации масс для политического освобождения, на этапе независимого развития - средство ликвидации отсталости).
Ряд особенностей имеет и коммунистическое движение на Востоке:
- отсутствие адекватной социальной базы в виде многочисленного рабочего "класса для себя" обусловило базирование КП в традиционной, крестьянской среде, что не могло не оказать обратного влияния на идеологию и практику КП;
- КП набрали силу и авторитет среди традиционного крестьянства на этапе НОД не в социальной борьбе, а как наиболее последовательные борцы против колонизаторов, как твердые "националисты";
- в тех странах Востока, где КП в результате деколонизации не пришли к власти, их влияние в политической жизни на новом этапе развития осталось на прежнем уровне, несмотря на перенос активности КП в социальную сферу. Это объясняется воздействием цивилизационной специфики указанных стран:
1) индо-буддистская концепция кармы делала эти общества слабовосприимчивыми к теории классовой борьбы;
2) в исламском мире эгалитаристские тенденции традиционно находили выход в левомусульманских религиозных движениях, и попытки атеистических КП перехватить руководство ими не имели успеха. Тем более эти попытки обречены в условиях так называемого "исламского ренессанса";
- КП смогли возглавить после II мировой войны только страны дальневосточно-конфуцианской цивилизации, в которых идеология социальной справедливости и равенства пустила глубокие корни;
- особенностью комдвижения на Востоке, как движения "интернационального", является большое влияние КП среди национальных меньшинств (или более развитых по сравнению с основным населением, или угнетаемых им) - евреи и курды в Ираке, евреи в Палестине и Египте, христиане в Сирии и Ливане, китайцы в Юго-Восточной Азии). На этапе независимого развития такой интернационализм КП не способствует усилению их позиций в основной массе населения.
После ликвидации социалистической системы в Восточной Европе КП развивающихся стран лишились не только ее поддержки, но и не имеют былого образца развития. Тем не менее, социальные процессы, происходящие на Востоке, способствуют сохранению роли КП в политической жизни примерно на прежнем уровне. Существование же социалистической идеи и партий, ее проповедующих, даже полезно - для того, чтобы капитализм в этих странах развивался с "человеческим лицом".