1)Дискуссия об экономических формациях в 20-30-е годы.
Соц.-эк. отношения и классовой борьба в феод.россии в 20-н.30гг.
2я пол. 20-х - утверждается единый подход к освящению истории - формационный. Вместо понятия обществ-эк формации использ понятие общественная форма: дородовое общество, родовое, феодализм, капитализм, социализм. Выпадал рабовладельческий строй, феодализм = феодальная раздробленность, капитализм - смена торгового капитализма промышленным, затем финансовым.
1929 год - дискуссия об общественно-экономических формациях. Дубровский «К вопросу о сущности азиатского способа производства, феодализма, крепостничества и торгового капитала». (до 1931). Азиатский способ производства (Маркс) - особая формация: отсутствует частная собственность на землю, деспотич гос-во собственник земли и воды, форма эксплуатац- налог. Азиатский способ отличается от рабовладель. и феод. Дубровский против понимания азиатского способа производства как особой формации.
Он противопоставляет феодализм крепостничеству и считает их разными формациями.
Основа феодального способа производства - натуральное хозяйство. Производимый в нем прибавочный продукт присваивается земельным собственником в форме оброка - вырастает феодальная надстройка, которая характеризуется децентрализацией власти. Признак крепостнич формации - барщинное хозяйство, где прибавочный продукт присваивается землевладельц. в форме отработочн. ренты. Такая система порождает крепостное право - диктатуру крепостников в форме единого централиз. гос-ва.
С 1926 года критика Покровского торгового капитализма.
Томсинский подверг его критике. (В основу периодизации истории надо класть отношения производства, а не отношения обмена. Торговый капитализм не может быть отдельным этапом, так как ничего не производит).
С.В.Юшков изучал древнюю Русь и смердов. Смерды - категория феодально-зависимого населения, соц. отношения в древней Рус были феод.
Советские историки отказались от представлений Ключевского и Покровского о Киевской Руси как торговой стране и стали рассматривать её социально- экономические отношения с точки зрения формаций.
1932 год - в Ленинграде дискуссия о характере общественн. строя в др Руси.
Смирнов: в древней Рус на основе разложения первобытного строя сложилось рабовладельческ. общество.
Победила точка зрения Грекова: славяне как и германцы миновали стадию рабовладения и перешли к феодализму.
Греков и Тихомиров разрабатывали историю закрепощения крестьян в связи с развитием феод отношений. Греков «Очерки по истории феодализма в России» 1934 год. Тихомиров «Феодальный порядок на Руси» 1930 год.
2)Основные труды Энгельса и Маркса, их суть.
Хронологические выписки: Слово о полку Игореве, Ледовое побоище, Правление Калиты, Иван 3, Куликовская битва – оценки. Маркс (Эконом. развитие и соц. история) изучение реформы 1861 г. 2 статьи: Вопросы об отмене крепостного права в России, Об освобожд. крестьян в России. Энгельс занимался соц. и военной историей. Много статей о внешней политике России, о вост. вопросе, о крымской войне. По мнению маркса и энгельса победа россии в крымской войне привела бы к уселению реакции в европе, но поражение россии выявило ее социально-экономическую отсталость, привело к отмене крепостного права. маркс отмечал что реформа 1861 года означало вступление россии на путь капиталистического развития, что она создала предпосылки для развития крупной промышленности, роста пролетариата и развития рабочего движения. Энгельс изучал вопросы пореформенного развития россии. Посвящено развитию капитала, формированию промышленного пролетариата. Маркс и энгельс обращались к истории крестьянских войн россии. в трудах маркса и энгельса нашло отражение история русской в поземельной общины. Маркс и энгельс высказали свое мнение о перспективе русской общины. Сделали вывод что общего может стать зародышем социализма, но при условии если в россии произойдет революция и она будет поддержана революцией на западе.
3)Общества которые появились в 20-х годах.
1920 всесоюзная организация - общество историков – марксистов. 1926 - журнал «Историк-марксист» (сейчас это Вопросы истории).
1921 - по инициативе Дзержинского создано общество бывших политкаторжан и ссыльных переселенцев.
Благотворит.и просветит организац.
Устраивали лекции, семинары, вечера воспоминаний. Журнал «Каторга и ссылка» - действует до 1935 года.
1922-1935 - общество старых большевиков - благотворит и просветит организация при истпарте.
4)Исторический Материализм.
Исторический материализм название теории развития общества, разработанной в XIXXX веках втрудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Исторический материализм - наука о наиболее общих законах развития общества. Материалистическое понимание истории: первично - общественное бытие - материальная жизнь общества, общественное сознание - вторично