1)Сущность критики, концепции и методологии дореволюционной истории.
Критика дореволюц. шк. в к.20х гг. Петрушевского, Рожкова. «Академическое дело».
С утверждением единого формац подхода признаются ошибочными др подходы к освящению истории.
С конца 20-х историки-марксисты критикуют концепции и методологии историков дореволюц. школы.
1928 - обсуждение работы Петрушевского «Очерки по экономической истории средневековой Европы». Критиковали методологию Петрушевского, который придерживался неокантианской системы взглядов. Исходил из того, что историч законы не отражают действительность, а являются средством познания конкретных явлений. Открыть законы развития общества человек не может. Создать науку о развитии общества невозможно. феодализм или капитализм следует рассматривать не как ступени исторического развития, а как логические категории мыслительные конструкции, которые имеют условный характер.
Петрушевский выступал против натурального характера феодального хозяйства.
Работы Петрушевского -показатель кризиса в буржуазно-историч. науке, проявление идеалистической идеологии.
Рожков. После 1й рев. он отошел от большевиков, сошелся с меньшевиками. Пытался соединить концепции дореволюци-историч. школы с марксистскими положениями. В 20-х годах вышел 12-т. труд Рожкова «Русская история в сравнительно историч. освящении». Пытался определить ступени общественно- историч. развития, которые проходят все народы. Ведет сравнительную характеристику по второстепенным признакам. Периоды истории: первобытное общество, общество дикарей, дофеодальное (варвары), феодальная революция, феодализм, дворянская революция, господство дворянства, буржуазная революция, капитализм. Попытка Рожкова соединить марксизм с буржуазной теорией - это эклектическая попытка.
С конца 20-х годов сталинизм наступает на интеллигенцию. Коренная ломка научных учреждений. Автономия научных и учебных центров ликвидируется.
2)Работы Ленина по реформе 1861 года, отношение к реформам.
Реф-мы 1861 года: «50-летие падения крепостного права в России», «По поводу юбилея», «Крестьянская реформа и пролетарско-крестьянская революция».
Это была буржуазн реф-ма, тк Р вступила на путь капитализ., это была крепостнич реф-ма, тк проводилась помещиками, и сохранялись значит крепостнич пережитки.
3)Формы подготовки кадров историков в конце 20-х.
Подготовка специалистов велась на историко-филологических факультетах.
В 20е - проверка истфаков. (решили, что в гуманит. учебн. заведен. много старых специалистов, многие ф-ты закрыты).В 1921 году создан институт красной профессуры (инициатор - Ленин),
Подготовка преподавателей общественн дисциплин для ВУЗов. Секции по русской и всеобщей истории. (там учились члены партии с Зх летним парт стажем, способные к научным исследованиям). Срок обучения — 3 года.
В 1924 году создан НИИ общественных наук (был объединён в ассоциацию при Моск университете, она в 1926 году выведена из состава МГУ и стала самостоят. учреждением: РАНИОН - российская ассоциация НИИ общественных наук.
Задача -развёртывание научных исследований, подготовка научных кадров, аспирантура.
Коммунистические институты:
1919 ин-ут им. Свердлова в Москве, Коммунистический университет трудящихся Востока. Готовили кадры парт и сов работников.
1920 всесоюзная организация - общество историков – марксистов. 1926 - журнал «Историк-марксист» (сейчас это Вопросы истории).
1921 - по инициативе Дзержинского создано общество бывших политкаторжан и ссыльных переселенцев.
Благотворит.и просветит организац. Устраивали лекции, семинары, вечера воспоминаний. Журнал «Каторга и ссылка» - действует до 1935 года.
1922-1935 - общество старых большевиков - благотворит и просветит организация при истпарте.
20е годы - золотой век краеведческого движения. Широкая сеть краеведческих организаций. Создано центральное бюро краеведения, журнал «Краеведение».
4)Теория двух революций. Создатель и сущность.
Создание теории 2х революций:
Изложена С. М. Дубровским в работе «Очерки русской революции»: в городе и в деревне произошли 2 различных по характеру революции. В городе пролетариат совершил социалистич революцию, в деревне крестьяне типично буржуазную.