НАСЛЕДНИЦЕЙ ГРЕЧЕСКОЙ АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ И В ЧАСТНОСТИ РИТОРИКИ БЫЛА ВИЗАНТИЯ, С КОТОРОЙ ДРЕВНЯЯ РУСЬ ПОДДЕРЖИВАЛА ТЕСНЫЕ СВЯЗИ. ЭТО ОКАЗАЛО СЕРЬЕЗНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ДРЕВНЕРУССКОЕ КРАСНОРЕЧИЕ. С ПРИНЯТИЕМ ХРИСТИАНСТВА В 988 ГОДУ, РУСЬ ПОЛУЧИЛА ДОСТУП К ОСНОВНЫМ ПАМЯТНИКАМ ГРЕЧЕСКОЙ, ЛАТИНСКОЙ И ВИЗАНТИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ, НО И В САМОЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ ОРАТОРСКАЯ ПРАКТИКА БЫЛА РАЗНООБРАЗНОЙ И ОТЛИЧАЛАСЬ ВЫСОКИМ УРОВНЕМ МАСТЕРСТВА. В 12 ВЕКЕ ОТМЕЧАЕТСЯ “ЗОЛОТОЙ ВЕК” ДРЕВНЕРУССКОГО КРАСНОРЕЧИЯ И ЛИТЕРАТУРЫ.
ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОГО РИТОРИЧЕСКОГО ИДЕАЛА.
ВОЗНИКЛА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ АНТИЧНОГО С ХРЕСТИАНСКИМИ ЗАПОВЕДЯМИ:
1) БЕСЕДУЙ ТОЛЬКО С ДОСТОЙНЫМ
2) ВЫСЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА
3) ПРАВДИВОСТЬ
4) КРОТКОСТЬ И СМИРЕНИЕ (ОСНОВНОЙ ЗАКОН)
5) ХВАЛА – ЭТО ДОБРОДЕЯТЕЛЬ
Таким образом, русский риторический идеал исторически сформировался и содержал в себе такие черты, как правдивость, кротость, смирение, умеренность, ровность, сдержанность. Предпочтение отдавалось безмолвию, умиротворению, похвале.
Древнерусский риторический идеал отличался следующими чертами:
1) Преемственность античной и византийской риторической традиции с существенным добавлением оригинального компонента;
2) Как и в Европе, древнерусская риторическая традиция опирается на христианскую веру и берет ее этические и эстетические принципы за руководство, «Божественная природа» слова;
3) Гармония без излишней украшенности как ведущий эстетический принцип, действенность как ведущий технический принцип;
4) Правдивость и утверждение истины в основе этики древнерусского оратора;
5) Диалогичность как проявление национально специфических черт взаимодействия русского народа (соборность).