пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Софисты - первые теоретики и практики красноречия

Софи́сты (от др.-греч.— «умелец, изобретатель, мудрец, знаток[1], мастер, художник, создатель») — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции во 2-ой половине V — 1-й половине IV веков до н. э. В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека. 

 

Изначально софистом называли каждого, кто отличался выдающимися познаниями или редкими умениями (например, Пифагора). С середины V в. до н. э. так стали называть себя странствующие учителя мудрости. Платон упрекал софистов в том, что они ищут не истины, а собственной славы и богатства (запрашивая высокие гонорары за индивидуальные или групповые занятия). Кроме этого, он критиковал их самовосхваление, болтливость и стремление победить противника любой ценой (не всегда при помощи корректных аргументов). Большая часть сочинений софистов утрачена. Сохранились только некоторые произведения Горгия, отрывки из Протагора, Двойные речи неизвестного автора и пара других фрагментов. Софисты полагали, что занимают среднее положение между философами и политиками или философами и риторами.

 

Однако софисты еще с античных времен заслужили репутацию лжемудрецов. Софисты допускали использование эристики (полемики), т. е. любых средств для достижения своих целей, для победы в споре. Однако эристика подверглась запрету даже со стороны греческих софистов в некоторых риторических ситуациях (запрещена ложная молва, запрещались слухи, интриги, ересь).

 

Широкую известность получила критика софистов у Сократа и сократиков, а также Платона.

 

Риторика софистов была:

 

- манипулирующей

 

- словесного состязания (спор направлен на победу одного и поражение другого)

 

- главное не достижение истины, а победа на словах.

 

Черты, общие для большинства софистов:

 

1) Тенденция обучать житейской мудрости и добродетели. Правда, они различались методами софистического воспитания (например, некоторые считали, что напрасно изучают арифметику, астрономию, геометрию и музыку), но все они учили риторике (искусству доказательства) и эристике (искусству ведения спора). Целью софистов было формирование политических лидеров, умеющих убедительно выступать перед толпой. Софисты сами писали учебники по риторике (например, Горгий). 

2) Энциклопедическая эрудиция. Протагор, Горгий, Продики прежде всего Гиппий рассказывали в своих трудах о различных областях знания. 

3) Лингвистические интересы. Занись этимологией, лексикографиейи синтаксисом, они заложили основы античного языкознания. Занимались они также эстетикой и поэтикой. 

4) Убежденность в противоречии между природой и условностями . Сочинения Геродота объяснили грекам, что в разных государствах господствуют разные, часто противоречащие друг другу обычаи и законы, которые не могут происходить от богов и должны быть делом людей. Этим человеческим законам софисты противопоставляли законы природы. Человеческий закон стали считать либо выдумкой слабых людей, сдерживающей развитие выдающихся личностей (Калликл в Горгии Платона), либо созданием сильных личностей для подчинения слабых (Антифон). Софисты также начали размышлять над происхождением религии и дали два риционалистических ответа . Они создали концепцию развития общества от примитивных, почти животных, форм ко все более совершенным (следы этих взглядов - у Крития, Продика, Протагора), отбросив старое представление о золотом веке человечества (выступающий у Гесиода).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


05.07.2014; 02:53
хиты: 94
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь