В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей. В работе «О граде Божьем» один из наиболее видных мыслителей средневековья, Аврелий Августин (354-430), изложил основы христианской политической доктрины. Вся история человечества представлялась Августину борьбой между «градом Божьим» и «градом земным». Высшим выражением «Града Божьего» является церковь, а «Града земного» - государство. Естественное спасение человека - в приобщении к Богу, к христианской добродетели.
Не менее авторитетным богословом был Фома Аквинский (1225-1274). Он исходил из того, что государственная власть происходит от Бога и поэтому должна быть подчинена духовной власти. Несмотря на божественную природу государственной власти, ее приобретение и использование, согласно Фоме Аквинскому, зависит от людей. Однако возмущение народа против власти монарха признавалось им смертным грехом, поскольку было равносильно возмущению против Бога.
Светская политическая мысль средневековья отражается в воззрениях Марсилия Падуанского (ок. 1275-1343 гг.). Его идеи – отделения церкви от государства, народа как источника власти и верховного законодателя, разделения законодательной и исполнительной власти не утратили своей актуальности и в настоящее время.