Платоновский корпус (Corpus Platonicum) — то есть исторически сложившаяся совокупность сочинений, которые со времён античности связываются с именем Платона и значительная часть которых представляет собой диалоги, — формировался на протяжении долгого времени. Вероятно, на протяжении долгого процесса формирования классического «собрания сочинений» философа случались как потери, так и приобретения, определявшиеся в известные моменты не только состоянием рукописной традиции, но и уровнем и направлением современной ему филологической критики.
Первой важной вехой на пути формирования корпуса можно считать собрание платоновских сочинений, составленное в III веке до нашей эры выдающимся филологом античности Аристофаном Византийским. Уже к этому времени под именем Платона ходили сочинения разного объёма и качества, часть которых была отклонена Аристофаном, тогда как ещё некоторая часть была помещена в собрании, правда, в качестве сомнительных или, при всех достоинствах, недостоверно платоновских произведений. Основу издания составили те сочинения, которые и сегодня определяют лицо Платоновского корпуса.
Тот же Аристофан Византийский положил, вероятно, начало систематизации сочинений Платоновского корпуса, поскольку в его издании они располагались трилогиями. Так, в одной трилогии объединялись «Государство», «Тимей» и «Критий», в другой — «Законы», «Минос» и«Послезаконие», в третьей — «Критон», «Федон» и «Письма», что свидетельствует о тематическом принципе классификации сочинений, весьма далёких друг от друга по объёму, структуре и по художественному уровню. Сочинения, которым не находилось тематических аналогов, в трилогии не включались и располагались беспорядочно.
Следующий важный этап истории Платоновского корпуса связан с деятельностью Трасилла[7] (I в. н. э.), чьим собранием, по существу, пользуется и современная наука. У Трасилла платоновские сочинения были объединены в тетралогии.
Современное состояние Платоновского корпуса определяется изданием англ. Стефана, выдающегося французского филолога-эллиниста XVI века. В научной литературе цитирование платоновских текстов производится с указанием пагинации этого стефановского издания, которая сохраняется на полях любого новейшего издания сочинений Платона, как по-гречески, так и в переводах, независимо от принятого в том или ином издании порядка их расположения.
Ранний период (приблизительно 90-е гг. IV века до н. э.)
- «Апология Сократа»
- «Критон»
- «Евтифрон»
- «Лахет»
- «Лисид»
- «Хармид»
- «Протагор»
- 1-я книга «Государства»
Переходный период (80-е гг.)
- «Горгий»
- «Менон»
- «Эвтидем»
- «Кратил»
- «Гиппий меньший»
и др.
Зрелый период (70—60-е гг.)
- «Федон»
- «Пир»
- «Федр»
- II—X книги «Государства» (учение об идеях)
- «Теэтет»
- «Парменид»
- «Софист»
- «Политик»
- «Филеб»
- «Тимей»
- «Критий»
Поздний период
- «Законы» (50-е гг.)
- Послезаконие (редактор — Филипп Опунтский)
Первой опубликованной работой Канта был трактат “Мысли к истинной оценке живых сил”. Эта работа, посвященная одной физической проблеме, была представлена на цензуру декану философского факультета еще весной 1746 г., но из-за ряда причин опубликована только в 1749 г. на деньги его дяди сапожника Рихтера.
Следующая важная работа Канта - “Всеобщая естественная история и теория неба”, которую он публикует в 1755 г. вскоре после возвращения в университет. В этой работе Кантом была выдвинута знаменитая гипотеза, объясняющая образование Солнечной системы из первоначальной газо-пылевой туманности при помощи только сил притяжения и отталкивания. В том же 1755 г. Кант представляет философскому факультету латинскую диссертацию “Новое освещение первых принципов метафизического познания” - первую собственно философскую работу.
Далее Кант публикует ряд естественнонаучных сочинений, а в 1762 году появляется его большая работа “О единственно возможном доказательстве бытия Бога” а также небольшой трактат по логике «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма».
В 1763 г. он в качестве работы, представленной на соискание премии Берлинской академии наук, публикует “Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали”. Правда, работа не получила первой премии, зато была опубликована в числе лучших.
В конце 1763 г. или в начале 1764 г. выходит чисто философская работа, к тому же написанная в блестящем, “легком” стиле “Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного”. В 1766 г. появляется работа Канта “Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики”, содержащая критику теософических взглядов шведского ученого и духовидца Эммануэля Сведенборга (1688-1772).
В 1770 г. в связи с вступлением в должность ординарного профессора логики и метафизики Кант готовит еще одну латинскую диссертацию “О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира”. Эта работа имела важное значение в философской эволюции Канта, поскольку в ней впервые могут быть ясно прослежены идеи философии, составившей эпоху в развитии человеческой мысли - “критической философии” Канта.
С 1770 г. по 1781 г. наступает практически полное молчание. За это время было опубликовано всего лишь три небольших работы. Главной задачей Канта становится выработка собственной философской концепции, которая и была сформулирована в знаменитой работе Канта, совершившей коперниканский переворот в философии, - “Критике чистого разума”(1781). Наступает эпоха критической философии. Вскоре Канту понадобилось разъяснить более популярно идеи своей новой философии, и он издает “Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может рассматриваться как наука”.
В середине восьмидесятых годов были также опубликованы небольшие, но важные работы, знаменующие переход Канта к проблемам, связанным с рассмотрением общественных процессов “Идея всеобщей истории с всемирно-гражданской точки зрения” (1784) и “Ответ на вопрос: Что такое просвещение?” (1784). За ними следует первая работа, посвященная собственно морали - “Основы метафизики нравов” (1785), подготовившая почву для второй критики Канта - “Критики практического разума” (1788), в которой в полном объеме рассмотрены проблемы практической философии, включающей в себя философское обоснование морали.
Вскоре следует третья критика - “Критика способности суждения” (1790), в которой Кант рассматривает учение о целесообразности в природе и человеке и тем самым закладывает основы критической эстетики. В 1793 г. выходит книга “Религия в пределах только разума”, где Кант попытался дать теорию религии, основанную на его критической философии. В 1795 г. появляется небольшая, но важная работа “К вечному миру”, в которой Кант попытался сформулировать философские принципы, принятие которых могло бы способствовать установлению на земле вечного мира.
В 1797 г. появляется “Метафизика нравов”, состоящих из двух частей: “Метафизических начал учения о праве” и “Метафизических начал учения о добродетели”, в этой книге Кант не только развивает свое учение о морали, но и строит философскую теорию права.
В 1798 г. появляется большая последняя работа Канта “Антропология с прагматической точки зрения”. В 1800 г., возможно, с участием Канта появляется изданная Йеше “Логика. Пособие к лекциям”. В 1802-1803 гг. появляется “Физическая география”, изданная Ринком, а в 1803 г. “О педагогике” под редакцией того же Ринка.
На этом заканчивается прижизненная история издания сочинений Канта.
Сочинения
- Философские начала цельного знания (1877)
- Критика отвлеченных начал (1880)
- Россия и Вселенская церковь (1889)
- Об упадке средневекового миросозерцания (1891)
- Смысл любви (1894)
- Оправдание добра (1897)
- Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории (1900)