три основные черты отечественной философии-мировоззрения.
1.Интуитивность, т.е. в России не было разделения философии на эмпиризм и рационализм, а всегда искали единство знания в виде веры: вера – это высшее знание в виде его синтеза. В России всегда искали глубину скрытого смысла.
2.Богоискательство, где под Богом понимают высшее живое начало смысла. В России нет своего исторического центра, отсюда тяга к новым просторам, поискам своей земли (града Китежа) , что привело к освоению космоса.
3. Конкретность, под которой понимается связь с жизнью – это поиски не отвлеченной истины, а правды; не закона, а справедливости. Отсюда тема судьбы России, о смысле жизни, социальный радикализм русских мыслителей (примером может Александр Николаевич Радищев, 1749/1802).
В России философия существовала не в виде системы понятий, а в виде образов, поэтому первыми по значению философами были поэты, писатели, художники, музыканты. Например, мнение Трубецкого, который заметил, что русское мировоззрение хорошо выражено в иконах и храмах, это мировоззрение в красках.
Западничество – это такое идейное направление в России, которое рассматривает Запад в качестве образца для развития и подражания. Это- прежде всего кружок «Общество любомудров» во главе с Владимиром Федоровичем Одоевским (1803-1869) и Дмитрием Владимировичем Веневитиновым (1805-1827) и кружок Николая Владимировича Станкевича (1813-1840), в этих кружках изучалась немецкая философия.
Кружок Александра Ивановича Герцена (1872/1870) и Николая Платоновича Огарёва (1813/1877); русские позитивисты – Петр Лаврович Лавров, Николай Константинович Михайловский (1842/1904); марксизм. Первым западником называют Петра Первого, который насаждал западную культуру в России. Манифестом русского западничества считается письмо Белинского Гоголю. В нем Белинский осуждает Гоголя за приверженство православию.