Экзистенциализм – философия существования. Слово "экзистенциализм" произошло латинского "exsistentia" - существование. Различают экзистенциализм религиозный (Ясперс, Марсель, Бердяев, Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). "Экзистенция" - основное понятие экзистенциализма. Оно обозначает наше собственное, неповторимое и индивидуальное бытие, наше истинное "Я". Структура экзистенции выражается в ее направленности на нечто. Важнейшим определением экзистенции является трансцендирование, т.е. выход за свои пределы.
Основной вопрос в экзистенциализме - есть ли еще сверх существующего нечто, трансцендентное. В центре внимания стоит проблема человеческой свободы. Человек, как утверждают экзистенциалисты, свободен в том смысле, что он сам проектирует, создает себя, выбирает себя, не определяясь ничем, кроме собственной субъективности. Человек - одинок; единственный способ общения - это единение индивидов в бунте против абсурдности мира. В своей программной работе "Экзистенциализм - это гуманизм" Сартр выставляет тезис: Существование предшествует сущности. Что следует под этим понимать? "Это значит, - пишет Сартр, - что человек сначала существует, оказывается, появляется в мире и только потом он определяется... человек не поддается определению, он первоначально ничего собой не представляет. Он станет человеком лишь позже и станет таким человеком, каким он себя сделает" (Сартр). Следовательно, только человек порождает область трансцендентного.
Что есть человек, по Сартру?
1. Человек - это замысел; человек станет тем, чем он запроектировал себя сделать. Человек, следовательно, есть проект.
2. Человек есть ряд его поступков.
3. Человек есть выбор. Мы не можем a priori решить, что надо делать и как поступать. Все возможно выбрать, если это выбор свободный. Ценность есть ни что иное, как выбираемый смысл. Человек всегда ответственен за то, что он выбирает; именно человек решает совершит ли он хороший или дурной поступок.
4. Человек весь в движении вовне: человек не замкнут в себе, а всегда присутствует в человеческом мире, он всегда трансцендирует себя, растворяется в окружающем.
5. Человек становится человеком не тогда, когда он замыкается в себе, но когда он преследует какую-либо цель вне себя.