Интегрирующая функция. Она заключается в том, что философия посредством своих категорий, законов и принципов объединяет человеческие знания в цельную картину мира - мировоззрение. Благодаря этому всё знание о мире (обыденное, научное, художественное, историческое, религиозное, политическое и др.) становится системным и внутренне обозримым, что повышает познавательные творческие способности людей. Человек может иметь какие-то знания по физике, медицине, педагогике, экономике, истории, но если они не связаны Друг с другом, то их трудно использовать, особенно в творческих процессах. Более того, обилие фактических и эмпирических данных при отсутствии четких ориентирующих принципов их систематизации может даже тормозить познание (недаром имеется термин «ползучий эмпиризм»).
Помимо философии интегрирующую функцию в науке и культуре выполняют и научные теории: каждая более общая теория выполняет интегрирующую роль в отношении менее общих. Философия представляет собой самый высший уровень интеграции в отношении наук и других сфер культуры, она обеспечивает общее единство культуры.
Философия придаёт завершенность человеческому знанию, представляет его как некое гармоническое целое. Хотя и в частных науках присутствуют элементы красоты, эстетичности, но в философии они наиболее выражены. Может быть поэтому древнегреческий философ Аристотель (384-22 до н. э.) говорил своему воспитаннику Александру Македонскому, что «все науки более необходимы в жизни, нежели философия, но лучше её нет ни одной». И, быть может, философская культура Александра, воспринятая им от своего великого учителя, послужила одним из факторов его блестящего успеха в жизни.
Гуманистическая, или социально-аксиологическая (от греч. «аксиа» - ценность), функция. Создавая общее видение мира, в том числе и общества, их развития, места в нём человека, философия вместе с этим задаёт и наиболее важные векторы его познавательной и практической активности, ориентирует его на те или иные формы и способы деятельности. Тем самым философия способна придавать наиболее общий смысл человеческому существованию, одухотворять его. Русский философ Н. А. Бердяев (1874-1948) писал: «философия всегда была прорывом из бессмысленного, эмпирического, принуждающего и насилующего нас со всех сторон мира к миру смысла. Современные авторы справедливо отмечают, что «потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийствам, наркомании, алкоголизму, преступлениям». Чаще всего это бывает в периоды больших социальных потрясений, когда старые мировоззренческие идеи становятся неприемлемыми, а новые ещё не сформировались. В таких условиях, по словам русского философа В. С. Соловьёва (1853-1900), с исчезновением глубоких убеждений, всеобщих безусловных идей пустеет мир внутренний и теряет свою красоту мир внешний.
Духовный кризис, охвативший страны, составлявшие ранее СССР, заключается в первую очередь в том, что люди утратили многие старые жизненные смыслы: в служении отечеству - где оно теперь; в поисках истины - она теперь якобы у каждого своя; в воспитании умных детей, ибо «горе от ума» и т. д. Произошло также резкое сужение главного жизненного смысла и низведение его к задаче непосредственного выживания для большей части населения и к лихорадочному накоплению материальных благ для меньшей части населения. Существование ни первой, ни второй из этих групп не является подлинно человеческим, так как и те, и другие в значительной мере отчуждены от духовных ценностей и целей гармонического развития. В преодолении этого кризиса и обретении мировоззренческих ориентиров важную роль должна сыграть философия. По-видимому, одной из главнейших смысло-образующих идей развития современной России может быть идея правового государства, открывающая перспективу стабилизации общества и его прогресса через ограничение анархии и тоталитаризма и гармонизацию отношений индивида и государства.
Конкретно гуманистическая функция философии заключается в разработке представлений о высших ценностях цивилизации, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота, Любовь, Счастье, Свобода и др. К этой же функции относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале, признающем личность целью, а не средством социального прогресса. Указанный идеал служит в дальнейшем основой для разработки в рамках социологии, политологии, экономики, юриспруденции конкретных форм социально-политического, экономического и юридического устройства общества.
Охарактеризованная выше гуманистическая функция присуща не только философии, но и религии. Отличие философии от религии при выполнении этой функции заключается в том, что если философия ищет и обосновывает ценности и путь к ним в самой земной жизни, то религия переносит высшие ценности в потустороннюю область, не в земную, а в вечную загробную жизнь, где человека, по мнению представителей религии, ждёт встреча с Богом - творческой всемогущей силой мира.
Благодаря своей социально-аксиологической функции философия выступает как жизнеучение, как духовная руководящая сила. Раскрывая содержание главных духовных ценностей, она учит человека, особенно молодого, тому, что такое достойная жизнь.