пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

24. Образные средства и способы организации образности в художественной речи.

 

Стилистика рассматривает образность речи как особую стилевую черту, которая получает наиболее полное выражение в языке художественной литературы. Попадая в художественный контекст, слово включается в сложную образную систему произведения и неизменно выполняет эстетическую функцию

Образность речи создается благодаря употреблению слов в переносном значении.  Образность и образ – два теснейшим образом взаимосвязанных, неотделимых друг от друга понятия. Под образом в широком смысле слова понимается способ выражения поэтической мысли, картина действительности, созданная творческим сознанием автора. В лингвистической литературе наблюдается некоторая диффузность в подходе к определению образности и образа. Как правило, эти понятия рассматриваются неразрывно друг с другом и определяются одно через другое.

В языкознании термин «образность» понимается более узко. Образность рассматривают  как способность слова вызывать в индивидуальном сознании некоторый чувственный образ, зрительные, слуховые, осязательные, моторно-двигательные и другие представления об обозначаемом. Слова и выражения, употребленные в переносном значении и создающие образные представления о предметах и явлениях, называются тропами. Выделяются следующие виды тропов

 1. Эпитет (греческое epitheton, латинское appositum) — определяющее слово, преимущественно тогда, когда оно прибавляет новые качества к значению определяемого слова (epitheton ornans — украшающий эпитет) . Ср. у Пушкина: «румяная заря» ; особое внимание теоретики уделяют эпитету с переносным значением (ср. у Пушкина: «дней моих суровых» ) и эпитету с противоположным значением — так наз. оксюморону (ср. Некрасова: «убогая роскошь») .
 

2. Сравнение (латинское comparatio) — раскрытие значения слова путем сопоставления его с другим по какому-то общему признаку (tertium comparationis). Ср. у Пушкина: «быстрее птицы младость» . Раскрытие же значения слова путем определения его логического содержания называется истолкованием и относится к фигурам (см.) .

 3. Перифраза (греческое periphrasis, латинское circumlocutio) — «способ изложения, описывающий простой предмет посредством сложных оборотов» . Ср. у Пушкина пародийную перифразу: «Юная питомица Талии и Мельпомены, щедро одаренная Аполлоном» (вм. молодая талантливая актриса) . Одним из видов перифразы является евфемизм — замена описательным оборотом слова, по каким-либо причинам признаваемого непристойным. Ср. у Гоголя: «обходиться с помощью платка» .

 4. Метафора (латинское translatio) — «употребление слова в переносном значении» . Классический пример, приводимый Цицероном — «ропот моря» . Стечение многих метафор образует аллегорию и загадку.  (метафора – это скрытое сравнение)

5. Синекдоха (латинское intellectio) — «случай, когда целая вещь узнается по малой части или когда по целому узнается часть» . Классический пример, приводимый Квинтилианом — «корма» вместо «корабль» .

 6. Метонимия (латинское denominatio) — «замена одного названия предмета другим, заимствуемым у родственных и близких предметов» . Ср. у Ломоносова: «читать Вергилия» .

7. Антономасия (латинское pronominatio) — замена собственного имени другим, «как бы извне заимствованным прозвищем» . Классический пример, приводимый Квинтилианом — «разрушитель Карфагена» вместо «Сципион» .

8. Металепсис (латинское transumptio) — «замена, представляющая как бы переход от одного тропа к другому» . Ср. у Ломоносова — «десять жатв прошло... : здесь через жатву разумеется лето, через лето — целый год» .   Таковы Т. , построенные на употреблении слова в переносном значении; теоретики отмечают еще возможность одновременного употребления слова в переносном и прямом смысле (фигура синойкиозы) и возможность стечения противоречащих друг другу метафор. 

9. Гипербола — преувеличение, доведенное до «невозможности» . Ср. у Ломоносова: «бег, скорейший ветра и молнии» . 

10. Литота — преуменьшение, выражающее посредством отрицательного оборота содержание положительного оборота («немало» в значении «много») .  (простым языком – чрезмерное преуменьшение)

11. Ирония — выражение в словах противоположного их значению смысла. Ср. приводимую Ломоносовым характеристику Катилины у Цицерона: «Да! Человек он боязливой и прекроткой...»

 



10.06.2014; 22:54
хиты: 200
рейтинг:0
Гуманитарные науки
лингвистика и языки
языки
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь