Новые культы в СССР стали появляться в 70-е годы. Среди новых религиозных движений, возникших непосредственно в России, можно выделить два преобладающих направления. Во-первых, существенной силой стало неоязычество с откровенным национализмом и политическими амбициями доктрины, широко обращающееся к наследию доавраамических этнических культов. Во-вторых, высока доля новых религиозных движений, основанных на сакрализации региона своего появления и бытования Бажовское движение на Урале, Древнерусская Инглиистическая Церковь в Омске, учение Виссариона в Красноярском крае и т.
д.. Такие религиозные движения могут стать существенным фактором усиления децентрализации и сепаратистских тенденций в России, хотя пока в большинстве случаев они остаются на периферии политической жизни.
Неохристианские течения — Церковь Христа, Новоапостольская церковь, Богородичный центр, Церковь последнего Завета виссарионовцы, многочисленные группы харизматической направленности. Лидеры этих групп заявляют о новом прочтении христианства, полученными ими в результате озарения или откровения.
Неоязычество. Славяноязычкская община перуна, Союз венедов, родноверие. К новым религиозным движениям данного типа принадлежат группы, выступающие за возрождение дохристианских верований как основы гармонического взаимодействия с природой и обществом. Ближе всего к язычеству стоит направление, у истоков которого — П. Иванов.
Неориенталистские объединения — Международное общество Сознания Кришны, Брахма Кумарис, Миссия Божественного света, Ананда Марг. Объединения такого типа ведут свою родословную с Востока, модернизируя различные варианты индуизма, буддизма.
Синкретические и универсалистские движения — Церковь объединения, Вера Бахаи, Саентологическая церковь, Аум Синрике. Одни из данных движений призывают к объединению всех церквей и всего человечества, другие претендуют на открытие тайн психики.
Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж Нового века. Представлены внушительным конгломератом самых разнородных групп, вероучительные доктрины которых не имеют жестких формулировок и обязательных ритуалов. Последователи движения Нового века разделяют представления восточных религий о безличности Бога, божественности человека. Особое место занимает учение о близости рождения нового века, которое связывается с приходом Спасителя.
Сатанинские группы — Церковь сатаны, Зеленый орден, Южный Крест, Общество сатаны. В центре доктрины находится поклонение силам зла. Сатана понимается как личностное существо или как символ, олицетворяющий все темные силы человеческой природы .