пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 30. Социально-нравственная сторона буддизма

Нравственные принципы буддизма
Буддийская мораль
Как всякая религиозная мораль, буддийская мораль направлена на обеспечение их спасения в загробном мире и обосновывается основными догматическими положениями этой религии. Несмотря на относительную сложность буддийской схоластики, основанная на ней мораль проста и доступна пониманию широких масс.

Что касается моральных ценностей, то буддисты подходят к ним, учитывая следующие принципы:
Очищение разума и развитие мудрости;
Следование наставлениям;
Непреложность закона кармы и перерождения;
Направленность и искусные методы;
Развитие участливой доброты и сострадания;
Если человек ориентируется в жизни на эти принципы, то все его дела являются благословением миру.

Для буддистов нет высшего авторитета, разбирающего, что правильно и что неправильно в каждом конкретном случае. Человек может пользоваться руководством и прибегать к определенным ограничениям, однако ответственность за принятие решений, пусть даже они опираются на наставления, лежит только на самом человеке.

Поскольку идея реинкарнации (перевоплощения)13 непосредственно связана с теорией непричинения вреда, то понятно, почему буддизм делает особый упор на необходимости сострадать всем живым существам.

Буддисты подчеркивают важность гармонии и указывают, что экологическое равновесие должно распространяться на весь природный мир. Они рассматривают необходимость обеспечения равновесия в природе как этический приоритет.
Социальная роль буддизма
Социальная роль буддизма определяется идеей равенства людей в страдании и в праве на спасение. Еще при жизни человек мог добровольно встать на праведный путь, вступив в монашескую общину (сангха), что означает отказ от касты, семьи, собственности, приобщение к миру строгих правил и запретов (253 запрета), пять из которых обязательны для каждого буддиста (панча-шила)14: отказ от убийства живых существ, от воровства, лжи, употребления спиртных напитков, соблюдение супружеской верности.
Пол и равенство полов
Во всех основных мировых религиях это не простой вопрос, что объясняется причинами исторического и социального характера. В те времена, когда сформировались традиции, женщина по своему положению была подчинена мужчине. В индийской культуре кастовая система жестко закрепляет за женщиной определенную роль в обществе.
Как бы то ни было, женщина не вытеснялась из буддийского социума – ни из мирской, ни из монашеской среды. Буддийское учение подчеркивало важность роли матери, дающей жизнь и поэтому заслуживающей сострадания.
Вот некоторые высказывания Будды по поводу обязанностей супругов: «Жена, – учит он, – должна умело вести хозяйство, с уважением относиться к друзьям и знакомым мужа, быть приветливой и сохранять целомудрие. В обязанности мужа входит соблюдение супружеской верности, нежное и обходительное обращение с женой. Муж должен заботиться о своей жене, наряжать и украшать ее, доставляя ей радость и удовольствие».15 Можно ли из этих слов сделать вывод о предубеждении Шакьямуни против женщин? Нет, его взгляды на роль жены в супружеском союзе разумны и благородны.
Аборт и убийство из сострадания
В этой области буддисты снова руководствуются пятью наставлениями – особенно первым из них, которое подразумевает такое качество как страдание. Поскольку для буддистов нет высшего авторитета, когда речь идет о морали, то каждый человек сам принимает окончательное решение по поводу ситуации, в которой он оказался.
Убийство
В принципе, следуя первому предписанию, буддисты считают предосудительным отнимать жизнь у живого существа при любых обстоятельствах. Но в некоторых буддийских странах, особенно в Таиланде и Мьянме (Бирме), смертная казнь как наказание иногда практикуется.
Притом, что на акт убийства наложен запрет, поскольку убийство является уголовно наказуемым, важно проявлять сострадание в любых случаях. Следует с состраданием относиться к любому человеку в любых обстоятельствах – независимо от действий, им совершенных.
Иные насильственные действия
Едва ли надо говорить, что все мировые религии выступают в принципе против насилия. На практике же встает вопрос, что делать, когда применение насильственных действий необходимо для того, чтобы сохранить конкретную веру или культуру?
Буддисты всегда занимали позицию однозначного непротивления насилию, злу в исключительно жестоких ситуациях. И в священных текстах, и в буддийском учении указывается, что социальная гармония является результатом мира и покоя в душе человека. «Дхаммапада» (буддийский труд, содержащий этические заповеди) провозглашает: «Пусть один человек в битве даже тысячу раз победит тысячу человек, величайшим будет тот, кто победит самого себя… Лучше власти над землей, лучше небесного царства, лучше владычества над всеми мирами, – первый шаг по пути благородства. Ненависть нельзя прекратить посредством ненависти, ненависть можно остановить только посредством любви. Это вечный закон»18.
 Конечно, этот идеал не всегда воплощается в действительность.
Суицид
Строго говоря, суицид нельзя отнести к разряду нравственных проблем, поскольку речь о морали заходит, когда наши действия затрагивают других людей. Самоубийство, так же как все прочие осознанные действия или волевые акты, подчинено закону кармы. Самоубийство – это глупый поступок, продиктованный желанием прекратить собственное существование. Результат такого поступка – последующее рождение в царстве сансары и, значит, дальнейшее страдание20.
Тем не менее, если речь идет о благородном существе, о человеке, который уже избавился от всех желаний, то акт самоубийства может быть оправдан. Последствия поступков такого человека для него самого уже не имеют никакого значения. Смерть в данном случае выступает как способ уничтожения его истончившейся связи с миром, за тем следует переход в нирвану.
Существует еще и такая форма религиозного суицида, как самосожжение, осуществлявшегося буддийскими монахами во Вьетнаме в знак протеста против режима. Важным моментом здесь, конечно, является не сам по себе акт, но вопрос о его мотиве и о состоянии души, повлекшем к нему.
Соблюдение этических норм
Кодекс поведения жаждавшего достичь нирваны буддийского монаха сводился главным образом к соблюдению строгих норм этики. И первые пять основных обетов и все остальные запреты и ограничения сводились преимущественно к этому. Применительно к буддизму кастовая система упразднилась, и, тем не менее, Будда сдержанно относился к тому, чтобы принимать в монашеский орден женщин. В монастырях четко оговаривалось разделение мужчин и женщин с той целью, чтобы исключить ситуации, провоцирующие похотливые желания.


22.04.2014; 01:21
хиты: 127
рейтинг:0
Общественные науки
науки о гендере и сексуальности
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь