пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 24. Сущность и эволюция конфуцианства

Конфуцианство — это этико-философское учение, разработанное его основателем Кун-цзы, Конфуцием 551 — 479 до н. э., развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуций заимствовал первобытные верования: культ умерших предков, культ Земли и почитание древними китайцами своего верховного божества и легендарного первопредка — Шан-ди. В китайской традиции Конфуций выступает хранителем мудрости золотого века — древности. Он стремился вернуть монархам утраченный престиж, улучшить нравы народа и сделать его счастливым. Для Конфуция важны пять постоянств: ритуал, гуманность, долг-справедливость, знание и доверие. В ритуале он видит средство, выступающее как основа и уток между Небом и Землей, позволяющее вписать каждую личность, общество, государство в бесконечную иерархию живого космического сообщества. . В контексте конфуцианской этики положение нижестоящего никогда не воспринималось как унизительное. Как политик Конфуций осознавал ценность ритуала в деле управления страной. Приобщая подданых к соблюдению чувства меры в большом и малом, ритуал адаптировал человека к внешней средена личностном и социальном уровне, способствовал профилактике назревавших коллизий. Ритуал способствовал сохранению разнообразия в социуме, открывал личности перспективу совершенствования, был настоящим оберегом жизни, помогал выжить в любых экстремальных условиях. Мэн-цзы 372 — 289 до н. э. заново осмыслил наиболее важный тезис учителя о сущности добродетельного правления. В идеальном государстве соблюдается баланс средств: власти получают все необходимое, а население при этом не страдает от неурожаев и непосильных поборов. В случае нарушения справедливости Мэн-цзы настаивал на праве народа на восстание и передачу повеления Неба новому, добродетельному избраннику. На рубеже новой эры в конфуцианстве обнаруживаются новые тенденции: к ритуалу как средству управления подданными из арсенала бывших политических оппонентов конфуцианцев — легистов прибавляется институт закона. При объединении этих некогда несовместимых понятий делается оговорка: ритуал следует применять премущественно в отношении к верхам общества, низами же можно управлять, полагаясь исключительно на закон и наказание. В II в. до н. э. конфуцианец и государственный деятель Дун Чжуншу 120-104 до н.э. придал конфуцианству характер государственной идеологии. Он свел традиционное учение о двух началах инь и ян и пяти первоэлементах вода, металл, дерево, почва, огонь, составляющих все сущее, в единую систему, охватывающую весь универсум, дал космологическую интерпретацию общественного и государственного устройства, исходя из учения о незримой связи Неба, человека и социума. Культ основателя учения повлек за собой все большее обожествление императора. Сын Неба считается высшим жрецом и совершенством лишь потому, что венчает социальную пирамиду общества. Воля императора возводится в непреложный закон. Трепет и суеверный страх внушал и символ императорской власти Дракон. После 1949 г. и в годы культурной революции учение Конфуция было полностью отброшено.


22.04.2014; 01:21
хиты: 147
рейтинг:0
Общественные науки
науки о гендере и сексуальности
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь