пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

I семестр:
» ///
» шур
» Религия
» Стилистика

Предпосылки возникновения религии.

Осмысление человеком мира и своей судьбы порождало примитивные религиозные представления и культовую практику. Предполагают, что простейшие формы религиозных верований существовали уже 40 тыс. лет тому назад. Именно к этому времени относится появление человека разумного (гомо сапиенс), способного к формированию абстрактного суждения о мире и о самом себе.

Об основных чертах первобытных верований писал известный английский этнограф Э.. Тайлор (1832-1917) в своем труде "Первобытная культура". Основной формой первобытной религии он считал "анимизм" (от лат. анимус – дух), т.е. веру в существование духов. По Тайлору, именно анимизм был первой религией и первой философией первобытного дикаря. Тайлор называл анимизм "минимумом религии". Впоследствии, в более развитых религиях, по мнению ученого, анимизм трансформировался в спиритуализм.

Анимизм у первобытных народов развивался в тесной связи с аниматизмом. Слово "аниматизм" происходит от латинского термина "анима" – душа и обозначает веру в существование души и одушевленной природы. По выражению Тайлора, аниматизм есть "младенческая философия", приписывающая личную жизнь всей природе вообще.

Представления анимизма и аниматизма у первобытных людей были основаны на двух догматах: на вере в существование духов, доведенной до веры в существование богов; и – на вере в души отдельных существ, способных продолжить жизнь после смерти или уничтожения тела. При этом анимизм отражал веру в духа как тень и призрак (этнографы это наблюдали у тасманийцев, индейцев и других примитивных народов). А аниматизм – веру в душу как кровь (это можно наблюдать у караибов, папуасов). Примитивные верования были тесно связаны с архетипическими представлениями. Так, у перуанцев было известно представление о небесных архетипах (пастухи поклонялись некой звезде, по имени "овца"). Видовые архетипы индейцев Америки могут быть сравнимы с идеями-первообразами греческого мыслителя Платона.

Итак, согласно этнографическим исследованиям, первыми формами религии были анимизм и аниматизм. Анимизм – вера во всеобщее духовно-разумное начало. Это представление, согласно которому, признается наличие разумной или чувствующей психической субстанции не только в человеке, но и во всем. Аниматизм – представление о тотальной, всеобщей одушевленности как жизненности (все – живое, мертвой материи не существует).

Другой формой первобытного верования был тотемизм. Название происходит от термина североамериканских индейцев племени оджиове – "ототеман" ("род его"). О психологии тотемизма писал З.Фрейд в своем известном труде "Тотем и табу". Животные назывались "отцами" или "дедушками" и считались прародителями, основателями рода. Согласно этому верованию, человек после смерти воплощался в тотемное животное. В качестве таковых выступали любые животные (леопард, обезьяна, змея, антилопа, муравей). Австралийцы Меланезии носили повязки из шерсти тотемного животного, чтобы постоянно ощущать его присутствие.

Фетишизмтакже форма древнего верования (порт. фетико – магическая вещь; фр. фетиш – идол, талисман). Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства неодушевленного предмета. Вера в личных и родовых фетишей отражала эволюцию индивидуального и коллективного сознания людей.

Шаманство, магия - формы древних верований, способствовавших формированию жречества.

Другими формами были культы вождей и племенных богов.

Египетские культы, к примеру, возвышали правителя-фараона до божества. Вся религия была обращена к почитанию загробной жизни, которую и страшились, и прославляли. Не говорили "он умер", а – "он отплыл к другому берегу". Символом загробной жизни и бессмертия (как уже упоминалось выше) был "анк" (солнечный крест). А главной сакральной книгой – "Книга Мертвых". Символом (Домом) вечности считалась Пирамида фараона. Символом вечного человека – Сфинкс. Боги символизировали вечность и связь двух миров (природного и потустороннего). Анубис (с головой шакала) – бог царства Мертвых. Атон – солнечный диск и бог Солнца. Баст – кошка и богиня любви, гармонии. Маат – богиня истины и вечности. Осирис – умирающий и воскресающий бог загробного мира. Ра – бог Солнца, путешествующий в ладье по небесному Нилу. Тот – бог мудрости и писцов. Искусство писцов высоко ценилось в Египте, их символом была священная птица Ибис. Хор – бог-сокол и хранитель людей.

Древние религиозные верования и их формы не ушли в прошлое безвозвратно, а сохранились и как элементы современных религий, и как общекультурные традиции. Вера в духов, нечистую силу, амулеты, бессмертную душу – все это можно встретить и в жизни современных людей.

Современным религиям, как мы это увидим, свойствен синкретизм, т.е. смешение развитых религиозных представлений и культов с древними, примитивными, природными верованиями и культами.


 


05.05.2014; 13:34
хиты: 1732
рейтинг:0
Общественные науки
науки о гендере и сексуальности
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь