пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

1) Хозяйство восточных славян.

1. Земледелие. Заметное место принадлежало подсечно-огневому земледелию. При этом участок, очищенный от леса, очень скоро истощался и переставал давать урожай через 3 – 4 года. Это заставляло славян оставлять старые участки и вырубать новые. Такая система земледелия требовала огромного количества земли и заставляла селиться сравнительно небольшими поселками. Основными земледельческими орудиями были рало, соха, мотыга, серп, коса. О составе культурных растений, возделывающихся восточными славянами в V - IX вв., можно судить по находкам зерна на поселениях. Славяне возделывали просо, мягкую пшеницу, овес, ячмень, твердую и мягкую, озимую рожь, а также горох, бобы и коноплю.  Собранный с полей урожай в южных землях хранился в зерновых ямах – специальных погребах, округленных в плане, колоколовидной или грушевидной формы, вырытых в грунте. Ямы такой формы, закрывающиеся деревянной крышкой, лучше сохраняли зерно. В северной полосе обмолоченное зерно, хранилось в специальных наземных постройках. Переработка зерна на муку осуществлялась при помощи ручных жерновов. Они делались из различных пород – известняка, песчаника, кварцита и т.п., были в плане круглой формы диаметром от 30 до 60 см. Вращение жернова производилось с помощью рычага, укрепленного в отверстии с верхней стороны жернова. Выпекали хлеб на глиняных сковородках, которые обычно имели круглую форму (диаметр 15 –20 см) и были снабжены невысокими бортиками.

2. Животноводство. Первое место отводилось крупному рогатому скоту. Очевидно, стада крупного рогатого скота были важнейшим богатством славянской общины. Мясо его употреблялось в пищу, кроме того, крупный рогатый скот использовался для получения молока и молочных продуктов, а в южных землях восточнославянской территории, и как тягловая сила в пашенном земледелии. Второе место принадлежало свиньям, третье – мелкому рогатому скоту, четвертое – лошади. Овцы и козы использовались для получения молочных продуктов и шерсти. В обычное время мясо лошади не шло в пищу, и это животное служило для хозяйственных надобностей. Помимо использования лошади как рабочей силы в хозяйстве и земледелии, ею пользовались для верховой езды.

3. Охота. О роли охоты у славян свидетельствуют прежде всего костные остатки, собранные при раскопках поселений. Среди них имеются кости кабана, лося, оленя, медведя, бобра, лисицы, куницы, зайца и некоторых других. Кабан и олень были основным объектом охоты. Охота на них давала наиболее ощутимые результаты. Преобладала охота в лесу. Постоянно охотились и на птиц. Главной целью охоты на кабана, лося, оленя, медведя и некоторых других зверей было получение мяса. Охота на куниц. Лисиц и бобров велась, прежде всего, ради пушнины. Основными орудиями охоты на зверя служили лук и копье. Для охоты на птицу и мелких зверей широко применялись силки и ловчие сети.

4. Рыболовство. О рыбной ловле свидетельствуют находки костей и чешуи рыб, а также орудия рыболовства.  Ловили щуку, сазана, судака, леща, сома, осетра и др. Для лова рыбы использовали железные, крупные крючки 6 – 10 см. в длину. Такие крючки предназначались для лова крупных рыб – щук, сомов, и т.п. Применялись и гарпуны, но более широко использовались сети, неводы и всевозможные плетеные приспособления.

5. Бортничество. Сбор меда. Борть – дуплистое дерево, в котором водились пчелы, или же дерево, в котором дупло для пчел специально выдалбливалось бортником.

6. Деревообработка. Строили жилища и хозяйственные помещения, изготавливали бытовой и хозяйственный инвентарь. С помощью тесла изготовляли долбленые изделия – лодки, корыта, колоды и т.п. Инструментами, называемыми ложкарями, изготавливали столовую посуду.

7. Обработка кости. Предметы из кости и рога изготовлялись почти в каждом доме, и этим делом занимались до IX – X  вв. ещё не ремесленники – специалисты. При изготовлении изделий кость или рог подвергались нескольким операциям – выпаривались, обрабатывались ножом, полировались, сверлились. На некоторые изделия наносилась орнаментация. На восточнославянских поселениях VI - IX вв. предметы из кости встречаются довольно часто. Это различные проколки, иглы, орудия для ремонта сетей, мотыжки – скребки, рукоятки ножей, накладные пластины луков, подвески – амулеты, гребни.

8. Прядение. Прядением занимались почти в каждом доме, каждой семье. Прядение волокна производилось при помощи деревянного веретена с пряслицами. Пряслица, сделанные преимущественно из глины, имели различную форму. Начиная с VII в. как на южных, так и на северных поселениях появляются пряслица, вырезанные из мягких пород камня. Для изготовления тканей употреблялся вертикальный ткацкий станок. В южнорусских землях славяне второй половины 1 тыс. н.э. уже знали горизонтальный ткацкий станок.

9. Металлообработка. Занимались ремесленники – кузнецы и литейщики. Исходным сырьем служили болотные руды, топливом – древесный уголь. Из железа изготовлялись прежде всего земледельческие орудия – наральники и сошники, мотыги, косы, серпы, а также орудия для обработки дерева – топоры, тесла, долота, ложкари. Значительную группу изделий из железа составляли бытовые предметы – ножи, шилья, гвозди, ножницы, пряжки, а также, конечно, оружие – наконечники стрел и дротиков, копья.

10. Гончарство. Гончарство распространяется с начала VIII в.

Культура восточных славян складывалась под  воздействием естественно-географических  факторов. Восточноевропейская равнина простиралась на 90 тысяч квадратных миль (площадь более чем десяти Франций), обладала богатейшими природными ресурсами. Главной отличительной чертой  равнины было однообразие, что обусловило схожесть хозяйственного уклада, общественной жизни, становления традиций. Как отмечает С.М.Соловьев: «… как бы ни было вначале разноплеменно ее население, рано или поздно станет областью одного государства: отсюда понятна обширность Рус­ской государственной области, однообразие частей и крепкая связь между ними».

Славянские племена занимали  преимущественно лесную и лесостепную зону со сложной системой рек, множеством озер и болот. Территории, пригодные для проживания были небольшими, где поселялось несколько семей (территориальная семейная община). Все владения общины делились на общественные и личные. Дом, приусадебная земля, скот, инвентарь составляли личную собственность каждого общинника. В общем пользовании находились земля, луга, леса, водоемы, промысловые угодья и т.п. Пахотная земля и покосы подлежали разделу между семьями. В задачу общины входило  следить за правильным распределением и использованием земли (община называлась «вервь»,  от слова «веревка», которой измеряли землю при разделах), а также  организовывать трудоемкие работы, которые надо было осуществлять в строго определенные сроки.

Важнейшие вопросы общественной жизни решались на вечевых сходах – народных собраниях, т.е. закреплялись  традиции относительной свободы, военной демократии,  которые были заложены еще в древности, когда племена, по словам В.О. Ключевского, «имели обычай собираться на совещания об общих  делах». Славяне «не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве…», – подтверждает Прокопий Кесарийский.

Во главе восточнославянских племенных союзов стояли князья, опиравшиеся на дружину и бывшую родовую верхушку. Князь передавал своим приближенным права на владение землей за службу. В бояр-вотчинников превращалась старая родоплеменная знать, подчинявшая себе общинников. Таким образом, в VI–IX вв. славянские народы переживают стадию разложения общинно-родового строя, формирования феодальных отношений и становления классового общества, завершившуюся образо­ванием Древнерусского государства в IX веке.

Природные условия обусловили и основные занятия восточных славян. Развивается земледелие и скотоводство. В южных районах ведущей системой земледелия был «перелог», когда  участки земли засевали в течение двух-трех и более лет. С истощением почвы переходили («перекладывались») на новое место. На большей части территории была распространена подсечно-огневая система (выкорчевывали деревья, сжигали и пользовались землей до ее истощения, через  2–3 года осваивали новый участок). С открытием железа появляются плуг и соха, начинают использовать рабочий скот в качестве тягловой силы, что позволило повсеместно перейти к более прогрессивному пашенному земледелию.

Жизненно   важными становятся промыслы –  ловля   пушных  зверей, рыбы, бортничество, что, в свою очередь, обеспечило развитие торговли. Русские реки были важнейшими международными артериями. Славянские земли оказались на пересечении торговых путей: со странами Востока – Великий Волжский путь, через Хвалынское (Каспийское) море и с Византией – Днепровский путь («Путь из варяг в греки»).

Русские города, по мнению В.О. Ключевского, тоже обязаны своим появлением торговле. Первоначально они возникают как сборные торговые пункты, где собираются охотники и бортники для обмена, которые получили название погостов (в христианской традиции – кладбища). Из этих крупных рынков выросли  Киев, Чернигов, Смоленск, Новгород. Ладога, Псков, Белоозеро, Ростов. Уже в VII в. иноземные путешественники называли Русь – «Гардарик», страна городов. Постепенно, вполне самостоятельно друг от друга формируются два центра северной и южной Руси – Новгород и Киев.

В городах развивается ремесленное производство: железоделательное,  кузнечное, ткацкое, кожевенное, гончарное; промыслы по обработке цветных металлов, кости. На Руси  изготовляли сложнейшие изделия из серебра,  золота и бронзы. Русские ювелиры занимались художественной отделкой оружия. С распространением городской культуры развивается деревянное зодчество. Кроме обыкновенных жилищ, плотники языческой Руси строили храмы, крепости, дворцы, украшенные тонкой резьбой по дереву.

Выгодное географическое  положение  земель  между  Европой  и Азией,  природные богатства привлекали на Русь  воинственных  соседей-кочевников (авар, хазар, печенегов, половцев). Славянские племена жили в условиях постоянной внешней опасности,  им   приходилось вести беспрерывные войны,  отражать набеги, защищать  собственную  землю  и  жизнь   сородичей.

Условия жизни определили быт и нравы наших предков. Внешняя опасность, готовность к немедленной перемене места обусловили очень простой и непритязательный быт славян. В большинстве своем они жили  в «дрянных избах», не имели ничего лишнего.

В древних источниках особенно подчеркивается простота нравов славянских народов. «Племена славян  и  антов  ведут одинаковый образ жизни, – утверждает византийский  писатель  Маврикий, –  у них одни нравы, любят свободу и не склонны ни к рабству, ни к повиновению, храбры, в особенности в своей земле, выносливы – легко переносят  холод и жару, недостаток в одежде и пище... Юноши их очень искусно владеют оружием». Не случайно, в русской традиции были спортивные состязания, сопровождавшие праздники. В те времена закладываются основы популярнейшей сегодня борьбы – русского рукопашного боя. Причем, в отличие, например,  от востока на Руси никогда не дрались на смерть. Существовало жесткое правило – «лежачего не бьют».

Славяне были гостеприимны, закон позволял даже украсть угощение для гостя. Весьма добродушно относились к своим пленникам, которые не рабствовали до конца дней своих, а только определенный срок, по истечении которого могли возвратиться к своим или остаться между славянами на равных правах. Похоже, что славяне вообще не были воинственны, они стали владельцами огромной территории, где всем хватало места, процесс расселения шел фактически безболезненно, они не изгоняли жившие здесь ранее народы, а селились с ними рядом, ассимилировались.

В.О. Ключевский отмечает еще одну интересную черту восточнославянских народов. Климат равнины умеренный, но здесь существуют значительные перепады температур, большая разница между временами года, погода не устойчива и не стабильна, то ливни, то засухи. Отсюда, привычка русского крестьянина «…работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдем такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии».

Духовная культура  наших предков была чрезвычайна богата. Как и в других древних культурах, все отрасли духовного творчества славян были теснейшим образом взаимосвязаны. Они покоились на языческих представлениях об окружающем мире. Изначально люди поделили все окружающее пространство на мир видимый и не видимый, реальный и ирреальный.

По всей видимости, вселенная представлялась состоящей из трех частей: небо – мир богов, земля, населенная людьми, и подземный мир, обитатели кото­рого держат на себе тяжесть земной толщи.

Збручский идол. Более ста лет тому назад в реке Збруч был найден знаменитый Збручский идол (хранится в Краковском музее). Это –  четырех­гранный высокий каменный столб, разделенный на три яруса, увенчанный четырехликой головой какого-то бога в шапке, очень похожей на головной убор русских князей, известный нам по позднейшим иконам и миниатюрам.

Славянский языческий пантеон богов возглавлял Перун – бог-громовержец. Почитались также Волос (Велес) – бог скота, богатства (слово скот имело значение денег);  Мокошь  –  богиня влаги,  плодородия;  Даждьбог – бог солнца, дающий бог, податель блага. Очень популярной у древних славян была Берегиня (Житная Баба, Роженица) – прообраз богородицы Оранты. Ее изображение до сих пор сохранилось в вышивке домотканых полотенец, в резьбе по дереву – женщина в широкой юбке колоколом, с поднятыми руками, неизменно сливается с символами жизни и плодородия, например, с деревом, цветами, солнцем и различными живыми существами.

Важное место  в  верованиях  славян  занимал  культ  предков, которые охраняли род. Обоготворенный предок – чур или щур оберегал от нечистой силы или неожиданной опасности. В различных сложных ситуациях и сейчас мы восклицаем:  «Чур меня!»,  т.е.  храни меня, дед.

Полная зависимость  людей от окружающей среды  привела к тому, что они стали обожествлять явления природы.  Деревья, камни, озера были наводнены добрыми и злыми духами.  Первых можно было призвать на помощь,  вторых задобрить и обезвредить. Для защиты от злых духов из толстых бревен строили жилища, окружали их прочным плетнем или частоколом. При постройке дома соблюдали множество пра­вил. Запрещалось применять бревна «буйных» деревьев – к ним относились, например, те, что росли у перекрестков дорог. Начало строительства обычно предварялось принесением в жертву до­машнего животного (коня, петуха, курицы), возможно были и человеческие жертвоприношения. Часто под угол дома закладывали конскую голову, а между бревен клочки шерсти – это должно было даровать жильцам благоденствие.

Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились священные предметы – печь, стол, «красный угол» с расши­тыми магическими узорами полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов отправлялись домашние священнодействия – родильные и погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось плюнуть в этот огонь, браниться при огне.

Проемы в стенах, двери, окна  окружали деревянной резьбой с изображениями, которые отпугивали темные силы. Так сложилась традиция украшения мастерами своих творений.  Самым распрост­раненным изображением был символ солнца – круг с прямыми или изогнутыми радиальными линиями внутри. Кровля венчалась коньком – резной головой коня или птицы. По представлениям славян, конь был связан со светлыми, огненными силами. Чтобы сделать дом еще более защищенным от темных чар, часто на шестах изгороди укрепляли конские черепа.

Местами поклонения богам и божествам были капища, круглые, под открытым небом святилища с идолами во внутреннем круге. Эти сооружения называли и хоромами (от «хоро» – круг) или храмами. Источники свидетельствуют и о существовании закрытых святилищ (храмах).

Языческие представления лежали в основе всей жизнедеятельности людей, ими определялись циклы работ, обычаи, обряды, что ярко показано в книгах Б.А. Рыбакова: «Смена времен года и смена сельскохо­зяйственных сезонов сопровождались торжественными празд­нествами. В декабре славяне встречали сурового бога зимы Ко­ляду… Весной начинался радостный цикл праздников солнца. На масленицу пекли блины – символ солнца, провожали соло­менное чучело божества зимы, сжигали его за пределами села, а иногда одновременно зажигали просмоленное колесо на высо­ком шесте – еще один символ солнца. Огненное колесо на повозке, запряженной двумя конями – спутниками солнца, проч­но вошло и в изобразительное искусство... На масленицу, помимо обрядовых плясок, проводились военные игры молодежи – кулачные бои. Прилет птиц ознаменовывался обрядовым пече­нием – хозяйки пекли из теста изображения жаворонков... Встреча лета происходила в русальную неделю. В эту неделю заключались браки, пелись песни в честь Лады и Леля – покровителей любви».

В недрах языческой культуры накапливались первые астрономические, медицинские, биологические, технические, географические знания. Истоки прекрасных русских сказок,  былин,  пословиц, народной музыки и драматургии, художественного творчества теряются в далеком прошлом. С незапамятных времен на Руси были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. Без музыки, песен, театральных представлений  были невозможны ни праздник, ни пиршество. Древняя скульптура была объектом поклонения в языческих капищах. На фибулах, бляшках, пластинах представляются нам изображения змей, коней, петухов, лосей, козлов (отзвуки скифского звериного стиля).

Древнеславянские племена объединяло общее древнее наречие – праславянский язык, из которого выросли отдель­ные славянские языки. Однако родство слов в языках оставалось столь явным, что даже послужило, по мнению некоторых исследователей, причиной общего названия говоривших на них народов – «славяне».

Восточные славяне задолго до крещения пользовались начатками письменности. Археологические раскопки открывают немало древних предметов (сосудов, надгробий, монет), которые покрыты изображениями, напоминающими письменность. Однако их объяснение, видимо,  дело будущего. О наличии у славян навыков письма сообщают древние греческие и арабские авторы: указывается, что славяне оставляли на могилах надписи с именами усопших, что знаки письма использовались при прорицаниях будущего, что у послов были некие «грамоты», что даже завещания составлялись в письменном оформлении. В житиях Кирилла и Мефодия говорится, что святой Кирилл в Херсонесе (Корсуни) познакомился с текстами Евангелия и Псалтыри, которые были записаны «русьскыми письмены».

Таким образом, языческая  Русь  к  моменту создания единого централизованного  государства  имела  достаточно высокий уровень материальной и духовной культуры. Общественное сознание строилось на традициях относительной свободы, коллективном труде в рамках общины. Однако в процессе формирования феодальных отношений появляется зависимость бедных от богатых и власть имущих. В славянских представлениях о мире соединились реальные и ирреальные начала. Человек чувствовал свою зависимость от природных и потусторонних сил.

Длительное время у славян сохранялся патриархальный племенной быт. Каждое племя состояло из родов – совокупности родственных друг другу семей, живших вместе, владевших общей собственностью и управляемых старейшинами. Родовые старейшины имели большую власть в своих родах, а навече (совете) решали все племенные вопросы. Постепенно, с обособлением хозяйственной деятельности семей, на смену родовой общине пришла община соседская (вервь). На вече уже собирались представители всех семейств и избирали для решения общих дел старейшин. Таким образом, в соседскую общину входили семьи, не только имевшие родственные связи, но и принадлежавшие к разным родам – родовое устройство постепенно заменялось соседскими общинами. С развитием торговли на землях славян возникают города: Киев – у полян, Чернигов – у северян, Любеч – у радимичей, Смоленск – у кривичей, Новгород – у ильменских славян и т. д. В городах для защиты торговых людей создавались дружины. Во главе таких дружин чаще всего стояли варяжские предводители – конунги (князья). Постепенно они захватывали власть в городах и становились владетельными князьями. Древнерусская летопись «Повесть временных лет» содержит предание о том, что такие варяжские княжества были основаны Аскольдом и Диром в Киеве, Рюриком в Новгороде, Рогволодом в Полоцке. Княжеская власть возникала у восточных славян и без участия варяжских конунгов. Основная масса славян жила в поселках (городищах). Они всегда были расположены вблизи от воды, на берегу реки или озера. Река была не только дорогой к соседям, она еще и кормила обитателей городищ. Главным занятием славян было земледелие. Пахали сохой на лошадях или на волах. Также славяне с давних пор занимались скотоводством, однако из-за климатических условий оно было не очень развитым. Широкое распространение получило бортничество – добыча меда и воска от лесных пчел – и охота. Славяне были язычниками  – они обожествляли силы природы и умерших предков, чтили небо и землю. Небо именовалось Сварогом, и все небесные явления приписывались его детям, сварожичам. Особым почетом пользовался у славян сварожич Перун, бог грома и молнии. Это был воинственный бог, покровительствовавший славянам в войне. Другой сварожич, Даждьбог, олицетворял благотворную силу огня и солнца, а губительную силу огня и солнечного зноя почитали под именем Хорса. Богом ветра и бури был Стрибог. Древний славянин любые изменения в природе и жизни приписывал воле богов и старался умилостивить их жертвоприношениями и празднествами. Храмов у славян не было. Изображений богов они долгое время не делали. Позднее появились идолы – грубо сделанные из дерева фигуры богов. Жрецов – особых посредников между людьми и богами – тоже не было. Жертвы мог приносить всякий, кто хотел. Зато у славян существовали волхвы-ведуны, или кудесники – люди, умевшие узнавать волю богов.

3) Язычество

В середине 1 тысячелетия н.э. на общей территории Восточной Европы, от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. В группу восточных славян входят: русские, украинцы и белорусы. Язычники смотрели на жизнь человека с чисто материальной стороны: при господстве физической силы человек слабый был существом самым несчастным, и опять жизнь у такого человека считалась подвигом сострадания. Религия восточных славян поразительносходна с первоначальной религией арийских племен: она состаяла в поклонении физическим божествам, явлениям природы и душам усопших, родовым домашним гениям. Но следов героического элемента, так сильно развивающего антропоморфизм, мы не замечаем у славян, а это может означать, что между ними не образовались завоевательные дружины под начальством вождей - героев и что переселение их совершались в родовой, а не в дружинной форме. Восточнославянское язычество накануне создания Киевской Руси и в его дальнейшем сосуществовании с христианством отражено в большом количестве материалов, являющимися источниками для его изучения. Это, прежде всего, подлинные и точно датируемые археологические материалы, раскрывающие самую суть языческого культа: идолы богов, святилища, кладбища без внешних наземных признаков («поля погребений», «поля погребательных урн»), а также и с сохранившимися насыпями древних Курганов. Кроме того, это - находимые в курганах, в кладах и просто в культурных слоях городов многообразные изделия прикладного искусства, насыщенных архиальной языческой символикой. Из них наибольшую ценность представляют женские украшения, часто являющимися в погребательных комплексах свадебными гарнитурами и в силу этого особенно насыщенные магическими заклинательными сюжетами и амулетами - оберегами. Около полутора столетий Киевская Русь была государством с языческой системой, нередко противостоящей проникновению христианства. В киевской Руси IX - X вв. сложилось влиятельное сословие жрецов («волхвов»), руководившие обрядами, сохранявшие давнюю мифологию и разрабатывавшие продуманную аграрно-заклинательную символику. В эпоху Святослава, в связи с воинами с Византией, христианство стало гонимой религией, а язычество было реформировано и противопоставлено проникновению на Русь христианству: так называемый «Пантеон Владимира» был, с одной стороны, ответом христианству, а с другой - утверждением княжеской власти и господства класса воинов - феодалов. Выполнение общеплеменных ритуальных действий («соборы», «события»), организация ритуальных действий, святилищ и грандиозных княжеских курганов, соблюдение календарных сроков годичного обрядного цикла, хранение, исполнение и творческое пополнение фонда мифологических и этических сказаний требовало специального жреческого сословия («волхвы», «чародей», «облакопроганителей», «ведуни», «потворы» и др.) . Через столетие после крещения Руси волхвы могли, в некоторых случаях привлечь на свою сторону целый город для противодействия князю или епископу (Новгород). Греческое христианство застало в 980-е годы на Руси не простое деревенское знахарство, а значительно развитую языческую культуру со своей мифологией, пантеоном главных божеств, жрецами, по всей вероятности, со своим языческим летописанием 912 - 980 гг. Прочность языческих представлений в русских феодальных городах средневековья явствует, во-первых, из многочисленных церковных поучений. Направленных против языческих верований и проводимых в городах языческих обрядов и празднеств, а во-вторых, из языческой символики прикладного искусства, обще желавшего не только простых людей городского посада, но и высшие, княжеские круги (клады 1230-х годов). Во второй половине XII в языческий элемент сказывался ещё в полной мере.

4) Зарождение государства на Руси. Норманнская теория

Норманская теория, направление в историографии, сторонники которого считают норманнов (варягов) основателями государства в Древней Руси. Н. т. была сформулирована немецкими учёными, работавшими в Петербургской АН во 2-й четверти 18 в., — Г. 3. Байером, Г. Ф. Миллером и др. Сторонником Н. т. стал позднее и приехавший в Россию А. Л. Шлёцер. Основанием для вывода о норманском происхождении Древне-Русского государства послужил рассказ "Повести временных лет" о призвании на Русь князей-варягов Рюрика, Синеуса и Трувора в 862.

Политический смысл Н. г. заключался в том, чтобы представить Древнюю Русь отсталой страной, неспособной к самостоятельному государственному творчеству, а норманнов — силой, которая с самого начала русской истории влияла на развитие России, её экономику и культуру.

В середине 18 в. с критикой Н. т. выступил М. В. Ломоносов, указавший на научную несостоятельность Н. т. и её враждебный России политический смысл. В дворянско-монархической историографии 18—19 вв. Н. т. приобрела характер официальной версии происхождения Русского государства (Н. М. Карамзин и др.). В той или иной степени "норманистами" являлось большинство буржуазных историков. С. М. Соловьев, не отрицая призвания варяжских князей на Русь, отказывался видеть в этом свидетельство неразвитости восточных славян и переносить на 9 в. понятия о национальном достоинстве, свойственные новому времени. Борьба между "норманистами" и "антинорманистами" и между славянофилами и "западниками" особенно обострилась в 60-х гг. 19 в. в связи с празднованием в 1862 тысячелетия России, когда вокруг многих вопросов русской истории развернулась полемика, имевшая ярко выраженный политический характер. Противниками Н. т. выступили некоторые дворянские и буржуазные историки — Д. И. Иловайский, С. А. Гедеонов, В. Г. Васильевский и др. Они подвергли критике отдельные конкретные положения Н. т., но не смогли раскрыть её антинаучность.

В советской историографии влияние Н. т. было преодолено в 30—40-х гг. Решаюшую роль в этом сыграли основанные на марксистско-ленинской методологии работы ряда советских историков и археологов: Б. Д. Грекова, Б. А. Рыбакова, М. Н.Тихомирова, С. М. Юшкова, В. В. Мавродина и др., которые установили, что восточно-славянское общество достигло в 9 в. той степени разложения общинного строя, когда созрели внутренние предпосылки возникновения государства. Наличие некоторых древне-русских князей варяжского происхождения (Олег, Игорь) и норманнов-варягов в княжеских дружинах не противоречит тому, что государство в Древней Руси сформировалось на внутренней общественно-экономической основе. Они почти не оставили следов в богатой материальной и духовной культуре Древней Руси. Норманны-варяги, находившиеся на Руси, слились с коренным населением, ославянились.

Начиная с 20-х гг. 20 в. положения Н. т. вошли составной частью в буржуазную концепцию русской истории, которой придерживаются некоторые историки Западной Европы и США. В капиталистических государствах появилось много монографий и статей по отдельным вопросам Н. т. Для современного норманизма характерна в целом оборонительная позиция по отношению к трудам советских учёных. Сторонники Н. т. стремятся отстоять позиции по отдельным вопросам: о составе господствующего класса в Древней Руси, о происхождении крупного землевладения на Руси, о торговле и торговых путях Древней Руси, об археологических памятниках древне-русской культуры и др., в каждом из которых норманисты считают норманский элемент решающим, определяющим. Современные сторонники Н. т. также утверждают, что имела место норманская колонизация Руси и что скандинавские колонии послужили основой для установления господства норманнов. Они считают, что Древняя Русь находилась в политической зависимости от Швеции. Н. т. несостоятельна в научном отношении.

5) первые русские князья в истории Киевской Руси

Деятельность первых русских князей. Первыми русскими князьями принято считать новгородских князей – Рюрика и Олега, и ряд киевских князей. Именно они сформировали основы русской государственности. Утвердили Русь на международной арене.

Князь Рюрик. (даты правления 862-879). Летописный основатель государственности Руси, варяг, новгородский князь и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Рюрика отождествляют иногда с конунгом Рёриком из ютландского Хедебю (Дания). По другой версии, Рюрик — представитель княжеского рода ободритов, а его имя — это славянское родовое прозвище, связанное с соколом, который на славянских языках назывался также рарогом. Также существуют попытки доказать легендарность Рюрика.

Именно при этом князе происходило вхождение племенных образований в состав Древней Руси. Словены ильменские, кривичи псковские, чудь и весь сохранили отношения по договору с Рюриком. Смоленские кривичи и меря были присоединены Рюриком, утвердившего в их землях своих «мужей»- наместников. Летопись сообщает о присоединении ранее плативших дань хазарам племен северян 884 г., радимичей в 885 г. и подчинении древлян в 883 г. В походе на Византию в 906 г. участвовали, вероятно, как союзники, хорваты, дулебы (бужане) и тиверцы.

В это же время - в 862 году (дата приблизительна, согласно ранней хронологии Летописи) варяги, дружинники Рюрика Аскольд и Дир, плывшие в Константинополь, стремясь установить полный контроль над важнейшим торговым путем «из варяг в греки», устанавливают свою власть над Киевом. В дальнейшем формируется центр будущей Киевской Руси.

В 879 в Новгороде умер Рюрик. Княжение было передано Олегу, регенту при малолетнем сыне Рюрика Игоре..

Олег (Вещий Олег) (годы правления: 879-912 гг.)— князь новгородский (с 879) и великий князь киевский (с 882). Нередко рассматривается как основатель Древнерусского государства. В летописи приводится его прозвище Вещий, то есть знающий будущее, провидящий будущее.

В 882 по летописной хронологии, князь Олег, родственник Рюрика, отправился в поход из Новгорода на югСобственноначалом образования единого для всех восточных славян государства является объединение князем Олегом в 882 г. двух центров зарождающейся государственности - северного и южного, с общим центром государственной власти в Киеве, захватом Смоленска и Любеча. Древнерусский летописец не зря охарактеризовал князя Олега “вещим”. Он объединил в своих руках жреческие функции наиболее почитаемых языческих культов ильменских словен и приднепровских русов. Именами Перуна и Велеса клялись послы Олега при заключении договора с греками в 911 г. Захватив власть в Киеве, Олег объявил себя князем от русского рода, тем самым подтвердил свою преемственность от предшествующей ему власти и утвердил законность своего княжения как русского, а не чужеземного князя.

Еще один важный политический шаг Олега – поход на Константинополь. Согласно летописным источником, в 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев VI Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом варягам возможность грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

В 911 году Олег отправил в Константинополь посольство, которое подтвердило «многолетний» мир и заключило новый договор. По сравнению с «договором» 907 года из него исчезает упоминание о беспошлинной торговле. Олег именуется в договоре «великим князем русским».

В результате победоносного похода на Византию были заключены первые письменные договоры в 907 и 911, предусматривавшие льготные условия торговли для русских купцов (отменялась торговая пошлина, обеспечивалась починка судов, ночлег), решение правовых и военных вопросов. Были обложены данью племена радимичей, северян, древлян, кривичей. Согласно летописной версии, Олег, носивший титул Великого князя, правил более 30 лет. Родной сын Рюрика Игорь занял престол после смерти Олега (по преданию, Олег умер от укуса змеи) около 912 и правил до 945.

Игорь Рюрикович (годы правления 879-945 гг. (самостоятельно с 912 г.).

Согласно «Повести временных лет» (начало XII века), основатель древнерусской княжеской династии Рюрик умер в 879, передав власть своему родичу Олегу. Рюрик оставил на попечение Олега малолетнего сына Игоря. Самостоятельно править Русью Игорь стал в 912 г.

Отправившись в поход на Византию (907), Олег оставил Игоря наместником в Киеве. После смерти Олега в 912 Игорь стал правителем Киевской Руси. После смерти Олега, почувствовав более слабую руку, древляне отказались было выплачивать установленную дань, но князь Игорь усмирил бунт и заставил древлян подчиниться.

Игорь совершил ряд походов. В 913 году под предводительством Игоря, был совершен поход на побережье Каспийского моря, подступы к которому находились под контролем хазар. Поэтому в качестве платы за пропуск им была обещана половина добычи. Добыча действительно была огромной. Половину русичи, как и обещали, отдали хазарам. Из-за второй половины, на которую также стали претендовать хазары, разгорелась страшная битва, в результате которой почти все войско князя Игоря было уничтожено.

 В правление князя Игоря территория русичей впервые подверглась нападению печенегов. В 915 году князю Игорю удалось заключить с ними союз, и 5 лет они не тревожили русские земли. В 941 году князь Игорь предпринял поход на Царьград, который закончился очень печально для русского войска: византийцами был применен так называемый "греческий огонь" и большая часть войска князя была уничтожена.

Желая смыть позор после поражения первого похода на Царьград, князь Игорь собрал второй поход. В 944 году объединенное войско русичей , варягов и печенегов отправилось на юг. Предупрежденные болгарами и хазарами "о руси без числа", византийцы предложили мир на выгодных для русичей условиях. Посоветовавшись с мудрыми дружинниками, князь Игорь принял предложение императора. На следующий год Киев и Царьград обменялись посольствами и заключили новый мирный договор.

После этого похода князь Игорь больше не воевал и даже на сбор дани отправлял дружину своего боярина Свенельда, что стало сказываться на уровне благосостояния дружины самого Игоря. В дружине Игоря скоро стали роптать: "Отроки (дружинники) Свенельда разбогатели оружием и платьем, а мы наги; пойди, князь, с нами за данью, и ты добудешь, и мы". (Карамзин) После долгих уговоров князь Игорь отправился со своей дружиной в древлянскую землю за данью. Посчитав дань недостаточной, князь Игорь решил собрать дань еще раз. Возмущенные таким произволом, древляне из Искорестеня перебили маленький отряд Игоря, а самого его убили. Это произошло в 945 году.

Князь Игорь был женат на псковитянке Ольге, которую по одной из легенд ему избрал Олег в 903 году, и имел сына Святослава.

Святослав Игоревич (957-972 гг. (самостоятельно с 962 г.)

Святослав Игоревич — князь новгородский, великий князь киевский, прославился как полководец. Русский историк Н. М. Карамзин назвал его «Александром (Македонским) нашей древней истории». По словам академика Б. А. Рыбакова, походы Святослава 965—968 годов «представляют собой как бы единый сабельный удар, прочертивший на карте Европы широкий полукруг от Среднего Поволжья до Каспия и далее по Северному Кавказу и Причерноморью до балканских земель Византии».

Формально Святослав стал великим князем в 3-х–летнем возрасте после гибели в 945 году отца, великого князя Игоря, но самостоятельно правил с 962 года.

Святослав был сыном князя Игоря и княгини Ольги. После убийства древлянами князя Игоря Святослав был слишком мал, чтобы править государством: ему было всего три года. До его совершеннолетия правила княгиня Ольга. Летопись сохранила описание начала военной карьеры Святослава. Желая отомстить за мужа, княгиня Ольга собрала большое войско и направилась в Древлянскую землю. Войско киевлян "встретилось с ними, и младый Святослав сам начал сражение. Копие, брошенное в неприятеля слабою рукой отрока, упало к ногам его коня; Асмуд и Свенельд, ободрили воинов примером юного героя и с восклицанием: "Друзья! Станем за князя!" – устремились в битву...". (Карамзин) Так с самого детства была определена жизнь Святослава – князя-воина.
Летописец так рисует Святослава. Это был прирожденный воин, "рыцарь без страха и упрека", необычайно выносливый в походах, неприхотливый в быту, он мог спать под открытым небом, подложив под голову седло, был невзыскателен в пище, быстр и решителен в движениях. Святослав никогда не нападал на врага, не предупредив его: 'Иду на вы".

Княгиня Ольга крестилась в 955—957 годах и пыталась обратить в христианство и сына. Но Святослав до конца остался язычником, объясняя, что христианин не будет пользоваться авторитетом у дружины. Летописец цитирует апостола Павла: «Для неверующих вера христианская юродство есть».

Около 962 года возмужавший Святослав принял власть в свои руки. Его первым мероприятием стало подчинение вятичей (964), которые последние из всех восточно-славянских племён платили дань хазарам. Начиная с 964 года, он совершил ряд походов на Оку, в Поволжье, на Северный Кавказ и Балканы, освобождая славянские племена от власти хазар и присоединяя к своим территориям новые земли.
Первым военно-политическим действием Святослава было решение хазарской проблемы.. В 965 году Святослав совершил поход на Хазарский каганат, взяв штурмом его основные города: город-крепость Саркел, Семендер и столицу Итиль. Русами был взяты Саркел и другие города и укрепленные форпосты на русско-хазарском пограничье, печенегами и торками разгромлены Семендер и многие другие города Хазарии. Хазарский каганат, объединивший в VII в. разноэтничные племена Предкавказья и Волго-Донского междуречья и отразивший в VIII в. арабскую экспансию, распался. Столица Хазарии Итиль была заброшена хазарским населением, основавшим на Волге новый город - Саксин. Святослав вывел с Северного Кавказа на поселение в бывшем русско-хазарском пограничье ясов (осетин) и касогов (черкесов). На месте Саркела была основана Белая Вежа, на Таманском полуострове - Тьмутаракань.

Также Святослав осуществил два похода в Болгарию, где намеревался создать собственное государство со столицей в придунайской области. . Святослав с войском русов и союзных печенегов и венгров нанес поражение болгарскому войску, но не стал разрушать болгарскую государственность, ограничившись утверждением своей власти в Переяславце в низовье Дуная. В 968 году в результате этого похода был захвачен ряд городов, в том числе Переяславец (Преславец) и Доростол (Дристор).

Постоянно находясь в длительных отлучках, Святослав все управление государством переложил на плечи своей матери – княгини Ольги. В 969 году, когда Святослав находился в своем центре - Переяславце, на Русь напали печенеги и осадили Киев. В городе уже начался голод, когда жители узнали, что на противоположном берегу Днепра, находится небольшой отряд из дружины Святослава под предводительством воеводы Претича. Воевода даже не подозревал о бедственном положении киевлян.

Летопись приводит легенду о юноше, который, рискуя жизнью, сумел предупредить отряд. Киев был спасен. А Великому князю было отправлено послание с упреком: "Ты, князь, чужой земли ищешь и блюдешь ее, а от своей отрекся: нас вместе с матерью и детьми чуть не взяли печенеги. Если ты не защитишь, то они возьмут нас. Неужели тебе не жаль ни твоей отчизны, ни старухи-матери, ни детей твоих?". (Карамзин) Святослав поспешил в Киев и отогнал печенегов в степь.Но мирная жизнь Киева не нравилась князю. После смерти матери – княгини Ольги (969 год) он вновь отправился в Болгарию. Перед походом Святослав поделил государство между сыновьями: Ярополку отдал Киев, Олегу досталась земля древлян, а Владимир ушел в Новгород. Так Святослав пытался укрепить великокняжескую власть, заменяя местных управляющих своими детьми.

Тем временем власть в Византии захватил Иоанн Цимисхий, которого не устраивал такой воинственный сосед, как Святослав. Объединившись с болгарами, император объявил войну Святославу. В сражении около Переяславца Святослав одержал победу. Жестоко наказав болгар за нерадушный прием, Святослав принял делегацию императора с предложением взять богатые дары и навсегда уйти из Болгарии. Но Святослав считал эту землю своей, и предложение императора с гневом было отвергнуто. Началась новая война князя Святослава с Византией и Болгарией (970-971 годы). Войска византийцев и болгар осадили Доростол, где находились главные силы Святослава.

23 апреля 971 года Цимисхий подошёл к Доростолу. В сражении русы были отброшены в крепость, началась трёхмесячная осада. Стороны несли потери в непрерывных стычках. 21 июля произошло ещё одно генеральное сражение, в котором Святослав, по данным византийцев, получил ранение. Сражение окончилось безрезультатно для обеих сторон, однако после него Святослав вступил в мирные переговоры.

Условия русов Иоанн Цимисхий безоговорочно принял. По договору Русь оставляла Болгарию, Византия выплачивала Руси установленную дань и подтверждала торговые отношения. Болгарский царь Борис II сложил с себя знаки царской власти и был возведён Иоанном Цимисхием в сан магистра. Вся восточная Болгария была присоединена к Византии, независимость сохранили только западные области.

После заключения мира с Византией, Святослав направился к днепровским порогам, по дороге зазимовав в Белобережье. Весной 972 года изнуренный походом отряд Святослава принял бой с печенегами. В этом бою Святослав был убит. Из черепа Святослава печенежский предводитель Куря велел сделать себе чашу и пил из нее во время празднеств.

У Святослава было трое сыновей: Ярополк и Олег (от гречанки Предславы) и Владимир (от ключницы княгини Ольги Малуши). По сути это был последний князь Языческой Руси, т. к. при князе Владимире в 988 году на Руси было принято христианство.

После смерти Святослава разгорелась междоусобица за право на престол (972—978 или 980). Старший сын Ярополк стал великим киевским князем, Олег получил древлянские земли, Владимир — Новгород. В 977 году Ярополк разбил дружину Олега, Олег погиб. Владимир бежал «за море», но вернулся через 2 года с варяжской дружиной. В ходе междоусобицы свои права на престол отстоял сын Святослава Владимир Святославич (годы правления 980—1015). При нём завершилось формирование государственной территории Древней Руси, были присоединены червенские города и Карпатская Русь.

 

 

6) Социально-экономическое развитие Киевской Руси.

Главное место в экономике Киевской Руси занимало сельское хозяйство. Основу его составляло пашенное земледелие. По сравнению с первобытно-общинным строем в этот период техника земледелия была значительно усовершенст­вована. На черноземном юге пахали преимущественно ралом или плугом с парной упряжкой волов, на севере и в лесистый местах — сохой, в которую запрягали одну лошадь. Земле­делие играло настолько важную роль в жизни Древней Руси, что засеянные нивы назывались жизнью, а основной злак для каждой местности—житом (от глагола «жить»).

К IX—Х вв. стала применяться переложная система (ко­гда пашня на некоторое время забрасывалась). Уже было известно двухполье и трехполье с яровыми и озимыми посе­вами. Подсечное или огневое земледелие сохранялось в лес­ных районах.

В крестьянских хозяйствах имелись лошади, коровы, овцы, свиньи, козы, домашняя птица. Подспорьем были рыбо­ловство, охота, бортничество (добыча меда).

На Руси тогда господствовало натуральное хозяйство, при котором почти все необходимое для жизни производи­лось в каждом хозяйстве.

Большое значение в хозяйственной жизни Киевской Ру­си имело ремесло. Главными центрами его средоточения бы­ли древнерусские города, но отдельные отрасли развивались и в селах.

Важнейшей отраслью была черная металлургия, являв­шаяся вместе с земледелием основой экономического разви­тия страны. Железо добывалось из болотных руд, которыми богата территория Древней Руси. Обработка железа, изго­товление из него многочисленных вещей для хозяйства, воен­ного дела и быта осуществлялись в кузнечных мастерских. Древнерусские кузнецы владели множеством технологических приемов обработки железа: ковкой, сваркой, цементировани­ем, обточкой, инкрустацией цветными металлами, полиров­кой. Древнерусское слово «кузнец» означало также и ремес­ленника, работавшего с цветными металлами. «Кузнецы зла­ту, серебру и меди» достигли исключительного мастерства в изготовлении ювелирных изделий.

Большого развития достигли стеклодельное, деревообра­батывающее, гончарное, кожевенное ремесла.

Значительное распространение на Руси имели и так на­зываемые домашние ремесла, к которым относились пряде­ние, ткачество переработка сельскохозяйственной продук­ции, приготовление продуктов питания и др.

7) правление Владимира Святославовича.

Владимир родился около 962 г., он был внебрачным сыном великого киевского князяСвятослава Игоревича и Малуши, ключницы великой княгини Ольги. Хотя по языческим обычаям социальный статус определялся по отцу, и династические права не ущемлялись, прозвище «робичич» (сын рабы) долго преследовал его.

В 970 г. Владимир стал князем Новгородским, а его наставником на время малолетства был поставлен дядя, воевода Добрыня.

После смерти великого киевского князя Святослава в 972 г. Ярополк стал управлять Киевом, а через 3 года между братьями началась междоусобная война, в ходе которой сначала погибает брат Олег, Древлянский князь, а затем и Ярополк.

Таким образом, начало правления Владимира Святославовича ознаменовалось братоубийством. В 978 г. он стал киевским князем.

Владимиру немало пришлось вести войны с соседями. Воевал он с поляками и отнял у них несколько городов; два раза ходил на вятичей (981-982 гг.), которые пробовали освободиться от дани, и усмирил их; в 983 г. завладел землею балто-литовского племени ятвагов, тем самым открыв путь к Балтике; в 984 г. покорил радимичей; в 985 г. победил волжских болгар; в 992 г. подчинил себе хорватов.

До принятия христианства на Руси было распространено многоженство. У киевского князя Владимира было 5 законных жен (одна из них, Рогнеда, была невестой Ярополка) и несколько сот наложниц, среди которых была и беременная вдова Ярополка. Летописцы, описывая Владимира, наделяют его самыми разными пороками, особенно сластолюбием и ненасытностью в блуде, безудержностью в пирах и забавах.

Владимир был сначала ревностным язычником, он воздвиг в Киеве пантеон с шестью главными идолами, перед которыми совершались человеческие жертвоприношения. Но т.к. в Киеве жило много христиан, и в дружине их было немало, Владимир стал колебаться в своей вере. Соседние страны также стали пытаться сделать киевского князя своим единоверцем.

Сказание «Об испытании вер» гласит, что в 986 г. являлись к Владимиру послы разных вероисповеданий. Приходили болгары-мусульмане, хазарские евреи, немцы - представители западного христианства. Затем пришел к Владимиру греческий философ и рассказал ему о сотворении мира, о рае и аде, об ошибках и заблуждениях других вер. Увидев преимущества восточного христианства, князь Владимир Святославич решил принять эту веру.

Осуществлению этого решения поспособствовали события, происходившие в Византийской империи в конце 80-х г.г. X века. Мало того, что Греция была ослаблена поражением в войне с болгарами (986 г.), так на нее еще обрушился мятеж полководца Варды Фоки, который в 987 г. объявил себя императором. Соправители Василий II и Константин VIII обратились к киевскому князю за помощью. Владимир согласился помочь, но потребовал себе в жену царевну Анну, их сестру. Византийские императоры были вынуждены согласиться, но при условии крещения князя Владимира, т.к. не может их сестра выйти замуж за язычника. В конце 987 г. - начале 988 г. Владимир крестился, вероятно, в Киеве, и принял имя Василия.

Шеститысячная армия Владимира разбила войско Варды Фоки, но императоры не торопились выдавать Анну замуж за Владимира. Тогда разгневанный князь выступил с войском на Корсунь, греческий город в Крыму, и подчинил византийцев.

Здесь же прошло бракосочетание Владимира и Анны, а также крещение бояр и дружинников. Русский князь вернулся в Киев, прихватив с собой множество святынь, икон, священников.

По возвращении в Киев Владимир приказал приступить к массовому крещению. Крещение киевлян происходило в водах Днепра корсунскими священниками. Традиционно летописный 988 год считается годом крещения Руси.

Сразу же после крещения великий киевский князь Владимир велит строить церкви. На месте языческого святилища в Киеве была построена церковь святого Василия, позднее появилась церковь Пресвятой Богородицы, получившая название Десятинной и ставшая главным храмом Киевской Руси.

Процесс христианизации на Руси проходил довольно мирно, за исключением некоторых регионов. В Новгороде Добрыне, который руководил здесь крещением, пришлось силой подавлять восстание.

В 992 г. великий князь воевал с Польшей за Червенские земли. После победы он сам с епископами ходил крестить людей и построил здесь город, названный его именем Владимиром.

В более глухих местах язычество держалось крепко, и пришлось немало усилий приложить, чтобы донести до ума народа преимущества веры Христовой. Проблема состояла в том, что проповедников, которые могли бы объяснять святое писание, было очень мало. Корсунские священники были греками и не знали славянского языка. Тогда приказал Владимир брать детей у бояр и лучших мужей и отдавать их в книжное учение.

После принятия христианства у Владимира склонность к войне ослабела. Он больше не предпринимал больших походов, только с печенегами приходилось вести беспрерывную борьбу, которая длилась весь период правления Владимира Святославича. Однажды он чудом избежал плена, укрывшись под мостом близ города Василева. Печенеги, не найдя князя, ушли и даже не разорили земли. Это событие произошло в день праздника Преображения Господня, 6 августа 996 г. В честь этого чуда Владимир возвел Спасо-Преображенскую церковь в Василеве.

Еще в начале своего княжения князь Владимир построил несколько городов-крепостей, самым важным по своему значению из которых был Белгород. Укрепление границ Руси было главным делом внутренней политики князя Владимира.

У Владимира было 12 сыновей, всех их он распределил княжить в важных городах Руси.

Все законы и решения киевский князь принимал, согласовав со своим советом, состоящим из дружины и старейшин из разных городов. Князю Владимиру приписывается издание «Церковного устава», который определяет компетенцию церковных судов.

Владимир Святославич первый начал чеканку золотых и серебряных монет.

Результатом внешней политики князя Владимира стало заключение мирных договоров с Польшей, Чехией и Венгрией. Но мир с Польшей был недолгим, в 1013 г. польский князь Болеслав в союзе с печенегами напал на Русь. Русское войско справилось с врагами.

Последние годы жизни Владимира Святославича были омрачены враждой со старшими сыновьями. В 1013 г. был раскрыт заговор Святополка Окаянного против Владимира, приемного отца. Святополк с женой и их соучастник, польский епископ, были арестованы и заключены под стражу. В 1014 г. поднял мятеж другой сын Владимира - Ярослав Новгородский, отказавшись платить дань Киеву. Тогда князь Владимир объявил о походе на Новгород, но он был стар и болен и не смог его осуществить.

Незадолго до смерти Владимир призвал к себе любимого сына Бориса, передал ему дружину и отправил на войну с печенегами, которые снова напали на Русь. Но великому князю не суждено было узнать исход войны, 15 июля 1015 г. он умер. Похоронен Владимир Святославич в Десятинной церкви в Киеве.

Хотя русские люди начали чтить память Владимира в XI веке, первые надежные сведения о почитании Владимира как святого равноапостола относятся к XIV веку. Возможно, причтение его к лику святых связано с победой Александра Невского, потомка Владимира Святославича, в битве на Неве. Русские разгромили шведское войско именно в день памяти Владимира Крестителя, 15 июля 1240 г.

Народ очень любил своего князя, воспевал его в песнях и былинах и называл его Владимир Красное Солнышко, «ласковый князь Владимир». Он стал прототипом великого князя в русских былинах, которому служили три доблестных богатыря – Илья Муромец, Алёша Попович и Добрыня Никитич, известные своими подвигами. Владимир – идеальный князь, покровитель, объединяющий вокруг себя всё лучшее.

8) Крещение Киевской Руси.

Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Оно положило конец языческой и начало христианской истории России. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые предпринял Князь Владимир в ходе утверждения христианства как государственной религии. Крещение Руси не проходило безболезненно для русского народа и было сопряжено со значительным сопротивлением новой православной культуре.

Не смотря на то, что хотя фактически, масштабное Крещение Руси началось лишь в IX веке, предпосылки для этого события, появились уже давно. Земли и народы, объединённые именем Древняя Русь, узнали христианство задолго до 988 г., когда его официально принял Князь Владимир. Существует предположение, согласно которому русов, находившихся под властью хазар, впервые крестили просветители славян Кирилл и Мефодий во время своего путешествия в Хазарский каганат в 858 г.

Изначально, дорогу христианству к самому сердцу киевского княжения Руси проложила княгиня Ольга, вдова убитого древлянами князя Игоря. Около 955 г. она проникнулась христианством и приняла крещение в Константинополе. Оттуда она и привезла греческих священников на Русь. Однако христианство тогда не получило широкого распространения. Сын княгини Ольги Святослав не видел нужды в христианстве и продолжал чтить старых богов. Заслуга утверждения православия на Руси принадлежит одному из его сыновей, Князю Владимиру. 

Принятие христианства князем Владимиром не было свободно от политических расчётов. Византийский император Василий II (976—1025 гг.), искавший союзника против претендента на престол военачальника Варды Фоки, обратился за помощью к Владимиру Киевскому, соглашаясь выдать за него сестру Анну. Не приняв крещения, Владимир не мог жениться на принцессе, а такой союз высоко поднимал политический статус киевских князей. Союз с Византией был необходим для укрепления растущего авторитета древнерусского государства. Для славян Византия была таким же символом мощи, богатства и державного блеска, как и для других сопредельных государств, только начинавших строить и укреплять свою государственность. Союз с Византией открывал необходимые перспективы как для дальнейшего военного, так и экономического роста.

Наиболее распространённая версия обстоятельств Крещения Руси такова. Владимир отправил в помощь Василию II дружину, численностью около 6 тыс. человек, но греки не спешили выполнять обещания. Князь «поторопил» их, взяв город Корсунь (Херсонес), который не без некоторой иронии был предложен им как вено — выкуп за невесту. Империи оставалось тешить самолюбие лишь тем, что формально она приобретала нового подданного. Киевский князь получал третьестепенный придворный титул, автоматически вводящий тем не менее его в иерархическую систему империи. «Дипломатический» брак русского князя и византийской принцессы мог к тому же надолго обезопасить северные границы Византии, а преобладание на первых порах греческих священнослужителей на Руси предоставляло Царьграду (Константинополю) возможность воздействия на непредсказуемых русов авторитетом Православной Церкви.

В конце лета 988 г. Владимир собрал всех киевлян на берегу Днепра и в его водах их крестили византийские священники. Это событие и вошло в историю как крещение Руси, став началом длительного процесса утверждения христианства на русских землях.

Русские летописи содержат легендарные сведения о выборе веры князем Владимиром. Предания по-своему отразили реальную картину дипломатической активности киевского великокняжеского двора. Помимо Византии он поддерживал контакты с Хазарским каганатом, Римом, западноевропейскими странами, мусульманскими народами, южными славянами. Эти отношения были связаны и с поиском пути государственного развития, и с определением политической, культурной и духовной ориентации Киева.

Среди причин, определивших выбор именно Византии образцом государственного строительства, важную роль сыграло великолепие православного священнодействия. В летописи приводятся впечатления русского посольства о богослужении: в Царьградском храме послы, по их словам, не знали, на небе они или на земле. Неземной красотой храмов, благолепием службы поразила их Византийская Церковь. Незадолго до этого, рассказывает «Повесть временных лет» под 986 г., князь Владимир беседовал с послами из Волжской Булгарии об исламе, с миссионерами из Рима, с хазарскими проповедниками иудаизма и с «греческим философом» — православным миссионером. Особенно князю понравилась речь философа, и он стал склоняться к православию.

После крещения, которое, по преданию, Владимир принял в Корсуни, суровый правитель и воин, проложивший путь к вершинам власти в жестокой междуусобной борьбе, имевший шесть жён (не считая порядка восьмиста наложниц), не препятствовавший ранее человеческим жертвоприношениям, искренне принял учение Церкви о грехе, слова Христа о любви и милосердии. Крещение преобразило Владимира. Он даже всерьёз вознамерился ввести неслыханное до тех пор в человеческой истории новшество — отменить смертную казнь для разбойников, боясь греха.

Правление Владимира отмечено появлением на Руси христианской благотворительности, исходящей от государственной власти. Князь содействовал устройству больниц и богаделен (приютов для стариков и инвалидов), заботился о пропитании неимущих киевлян. Государственную поддержку получили строительство и украшение храмов, была создана первая школа, началась полномасштабная подготовка русского духовенства.

Конечно, насильственная христианизация и уничтожение древних языческих святилищ встречали подчас яростное сопротивление народа и жречества. Однако, в силу того, что первые русские христианские священники проявляли лояльность к ассимиляции языческих традиций к православным. Всё это привело к созданию самобытной православной традиции. И в результате, христианство содействовало общему развитию культуры, созданию памятников письменности, искусства и архитектурного зодчества Древней Руси.

9) Ярослав Мудрый в истории отечества.

  Великий князь киевский Ярослав (в крещении — Георгий) (ок.978 — 1054) несмотря на ярко выраженный физический недостаток (он был хром от рождения) Ярослав Владимирович отличался умом, начитанностью и редкой проницательностью, качествами, благодаря которым он заслужил уважение русских людей, наделивших своего государя прозванием "Мудрый".

      Он был одним из многих, но, по-видимому, не самым старшим, из сыновей Владимира Святославича. Подобно другим сыновьям этого князя Ярослав еще при жизни отца получил в управление один из старинных русских городов — Великий Новгород. В этом богатом северном городе стал он наместником киевского государя. В 1015 году из полученного от сестры Предславы письма, Ярослав узнал сначала о смерти отца, а затем и о гибели от рук наемных убийц трех своих братьев — Бориса, Глеба и Святослава. Виновником этой расправы был их старший брат Святополк, прозванный за свои страшные преступления Окаянным. Оставаясь в далеком Новгороде, Ярослав Владимирович понимал, что лишь благодаря этому он до поры до времени смог уцелеть в задуманном Святополком истреблении братьев-соперников. Решив упредить неминуемое нападение киевского князя, заручившегося помощью печенегов и поляков, Ярослав собрал большое войско из новгородцев и нанятых в Заморье варягов и в 1016 году выступил в поход на Киев.

      Рати сошлись под Любечем и, не вступая в бой, три месяца стояли друг против друга на разных берегах Днепра. Но однажды ночью, по совету перебежчика из киевского стана, Ярослав приказал своему войску переправляться в том месте, где у его брата-противника не было стражи. Полки Святослава были разбиты и рассеяны, сам же он бежал в Польшу к своему тестю и союзнику королю Болеславу Храброму. Польский король помог беглецу. С большим войском, состоявшим из поляков, русской дружины Святополка, а также наемных отрядов немцев, венгров и печенегов, Болеслав в битве на реке Буге разбил рать Ярослава и вынудил его бежать в Новгород с немногими оставшимися у него людьми. Несмотря на тяжелое поражение своего князя, жители славного северорусского города не отступились от него. Наоборот, узнав о намерении Ярослава уйти, скрыться у шведского короля , новгородцы не отпустили князя и собрав многочисленное войско, под его стягом вновь двинулись на Киев. Святополк был разбит новгородцами и бежал к печенегам, обещавшим ему помощь против брата. Но и помощь степных дружин не помогла князю-братоубийце. В злой сече на реке Альте печенежское войско было разбито. И хотя Святополку вновь удалось бежать, но на Русь он так и не вернулся, сгинув на чужбине, в неведомом месте, в неведомом году, неведомо как сложив там свои кости.

      Окончательно заняв Киев в 1019 году, Ярослав стал править государством. Но не было мира в Русской земле. В 1021 году племянник его Брячислав, князь Полоцкий изгоном захватил и ограбил Новгород и Ярославу пришлось воевать, а затем мириться с ним, жалуя города и волости. В 1024 году брат киевского князя Мстислав Владимирович Храбрый (Тмутараканский), победив в битве при Листвене, вынудил Ярослава заключить с ним договор о разделе всей Русской земли по Днепру. Мстислав взял восточную половину и сел править своим уделом в Чернигове, а Ярослав — западную, с Киевом. Лишь в 1036 году, после смерти оставшегося без наследников черниговского князя, вновь объединилась Русь в единое целое.

      Устояв в нелегкой борьбе с воинственными братьями, укрепив свою власть над Киевом и другими русскими городами и землями, Ярослав укрепил и границы свое державы. В 1036 году в битве у Золотых Ворот он разбил подступивших к самому Киеву печенегов, прекративших после этого поражения свои набеги на Русь. Дружины Ярослава ходили походами на финнов, ятвягов (литовцев), мазовшан, сын киевского князя Владимир в 1043 году совершил по приказу отца последний, закончившийся неудачей, русский поход на Византию.

      Однако не только походами смирял Ярослав Мудрый своих воинственных соседей. Стремясь к миру с сильными королями, он охотно скреплял договоры с ними брачными узами. Сам князь был женат на Ингегерде (в крещении Ирине) дочери шведского короля Олафа. Сестра Ярослава Мария была выдана замуж за польского короля Казимира. Его старшая дочь Елизавета стала женой норвежского короля Гаральда Смелого. Венгерский король Андрей, сын Ладислава Плешивого, был женат на Анастасии Ярославне, младшая ее сестра Анна Ярославна, выйдя замуж за короля Генриха I, стала королевой Франции. На чужеземных принцессах были женаты и сыновья Ярослава.

      В годы правления Ярослава Владимировича были построены города: Ярославль на Волге, Юрьев (ныне Тарту) в Прибалтике, монастыри, соборы, один из которых Святой Софии до сих пор является украшением Киева. В правление Ярослава Владимировича были возведены Золотые ворота с церковью Благовещения над ними. Заботился князь и о развитии книгописания на Руси; собрав при своем дворе писцов он поручил им перевод греческих рукописных книг на славянский язык.

      Умер Ярослав 20 февраля 1054 года в Киеве на руках любимого сына Всеволода и был погребен в построенном им храме Святой Софии.

10) Русская правда - свод древнерусского права эпохи Киевского государства и феодальной раздробленности. Р. п. дошла до нас в списках 13—18 вв. в 3 редакциях: Краткой, Пространной и Сокращённой. Списки Р. п. входят в состав Кормчих книг, «Мерила праведного», юридических сборников и летописей. В основе Р. п. лежали обычное право, княжеское законодательство, судебная практика. Краткую редакцию Р. п. составляют Правда Ярослава («Древнейшая Правда», связанная с именем Ярослава Мудрого, Правда Ярославичей и др. Р. п. отразила в своём тексте эволюцию древнерусских общественных отношений 11—13 вв. Правда Ярослава включала в себя наряду с нормами феодального права и архаические нормы, восходящие к периоду первобытнообщинного строя. Дальнейшее развитие и совершенствование Р. п. произошло при сыновьях Ярослава и его внуке Владимире Мономахе. Важнейшие постановления Ярославичей последовали после восстаний в Киеве, Новгороде и Ростово-Суздальской земле 1068—1071. Правда Ярославичей увеличивала ответственность общины за убийства княжеских дружинников, Тиунов, старост, Отроков и других слуг, совершённые на её территории; предусматривала тяжёлые наказания за поджоги хозяйственных построек, намеренную порчу скота, за коллективные посягательства на имущество зажиточных людей. После восстания в Киеве 1113 в Р. п. был включен устав о процентах (Резах) Владимира Мономаха, ограничивавший ростовщические операции. Р. п. фиксирует систему феодальных отношений и факты имущественного и социального неравенства. В ней отмечено на протяжении 11—13 вв. усиление феодальной зависимости смердов, закупов, холопов и др. В тексте Пространной редакции Р. п. положению закупов и холопов посвящены специальные уставы. В Р. п. отражены возрастающая роль княжеского суда, тенденция к большей дифференциации наказаний, увеличение штрафов в пользу князя и княжеской администрации с соответствующим уменьшением компенсации потерпевшим. Стремясь к упразднению кровной мести, Р. п. сужает сферу её применения и ограничивает круг мстителей ближайшими родственниками убитого. При отсутствии мстителей убийца принуждается к уплате штрафа (виры) князю и частного вознаграждения (головничества) родственникам убитого. Свободные общинники, связанные круговой порукой, должны были оказывать помощь убийце в уплате виры. За убийство женщины выплачивался половинный штраф (полувирье). Р. п. защищала здоровье и честь свободных представителей феодального общества, предусматривала денежные возмещения за увечья и оскорбления действием. В Р. п. детально разрабатывалась система наказаний за кражу в городе и сельской местности, кражи или намеренную порчу бортных и охотничьих угодий, нарушение границ земельных владений и т.д. Большое внимание уделено упорядочению долговых отношений. В Р. п. входит также устав, посвященный наследственному и семейному праву. Порядок судопроизводства в Р. п. предполагал привлечение свидетелей, применение ордалий, клятвы (рота). Разыскание преступников производилось по свидетельским показаниям или следу. Предусматривалась проверка лжесвидетельских показаний (поклёп). Намечены первичные элементы судебной экспертизы. Нормы Р. п., действовавшие до конца 15 в. (до введения Судебника 1497), легли в основу Псковской и Новгородской судных грамот, а также украинского, белорусского и литовского права.

 


22.01.2014; 16:37
хиты: 408
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
всемирная история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь