пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Русь в эпоху политической раздробленности. Русские земли и княжества XII-XIII вв.

Причины феодальной раздробленности.
Феодальная раздробленность – закономерный этап в поступательном развитии феодализма. Этот процесс внутри Киевской Руси назревал давно. Сам период феодальной раздробленности начался с 30–хгг. XIIв. и продолжался до конца XVв. Феодальная раздробленность стала в этот период новой формой феодальной государственности.

Для феодальной раздробленности характерно:
1) повсеместное распространение пашенного земледелия;
2) совершенствование орудий труда;
3) крупное боярское землевладение;
4) рост числа городов (к середине XIII в. на Руси было до 300городов);
5) господство натурального хозяйства (удовлетворение своих потребностей за счет внутренних ресурсов при слабости рыночных отношений);
6) усиление политической власти местных князей и бояр

Главной силой раздробленности Киевской Руси было боярство, поддерживающее местных князей в интересах усиления наступления на права свободных смердов и зависимого населения.

Вместо некогда единого древнерусского государства появилось полтора десятка самостоятельных государств в границах бывших племенных союзов. Титулом великого князя стали обладать теперь все князья, а не только киевские. Дробление продолжалось делением образовавшихся новых государств на еще более мелкие уделы.

В период феодальной раздробленности на последующую историю русских земель большое влияние оказали Владимиро–Суздальское, Галицко–Волынское княжества и Новгородская республика.

Последствия раздробленности.
Являясь закономерным явлением, раздробленность способствовала динамичному экономическому развитию русских земель: росту городов, расцвету культуры. С другой стороны, раздробленность привела к снижению оборонного потенциала, что совпало по времени с неблагоприятной внешнеполитической ситуацией.

К началу XIII века помимо половецкой опасности (которая снижалась, так как после 1185 года половцы не предпринимали вторжений на Русь вне рамок русских междоусобиц) Русь столкнулась с агрессией с двух других направлений. Появились враги на северо-западе: католические немецкие Ордена и литовские племена, вступившие на стадию разложения родоплеменного строя, угрожали Полоцку, Пскову, Новгороду и Смоленску.

К XIII в. Новгородская земля оказалась самой зажиточной и культурной областью из всех, входивших ранее в Киевскую Русь. После разгрома Византии крестоносцами в 1204 г. остатки русской внешней торговли переместились на Балтийское море, и Новгород с зависящим от него Псковом занял место Киева как деловой центр страны.

Новгородская земля расположена на северо-западе Руси. Она отличается скудными и болотистыми почвами, а потому условия для земледелия здесь неблагоприятны. Обширные лесные пространства обеспечивали возможность охоты на пушного зверя, а по берегам Белого моря и на морского. Новгород расположен на реке Волхов, непосредственно на пути «из варяг в греки» (Финский залив – Нева – Ладожское озеро – Волхов). Его географическое положение создавало благоприятные условия для торговли с Русью и зарубежьем.

Из-за своего северного положения Новгород не всегда мог обеспечить себя продовольствием и вынужден был закупать зерно в Германии и в междуречье Оки и Волги. Процветание Новгорода зиждилось на тесном сотрудничестве с Ганзейским союзом свободных торговых городов, чьим активным членом он сделался. Немецкие купцы основали постоянные колонии в Новгороде, Пскове, Соли Вычегодской и других городах. Они обязывались новгородскими властями контактировать с производителями товаров только через русских посредников, взамен чего получали полный контроль над всей заморской частью дела, включая перевоз и сбыт. Именно интересы внешней торговли, как считает большинство историков, заставили новгородцев раздвинуть пределы своего государства вплоть до Урала, разведав и колонизовав большую часть севера страны.

Сложившийся в Новгороде порядок правления во всех главных чертах напоминал форму, известную из истории средневековых городов-государств Западной Европы.

Новгород состоял из двух сторон (Софийской и Торговой), делившихся на концы. Первоначально концов было три (Славенский, Неревский, Людин), позднее – пять (выделились Прусский и Плотницкий). Первоначально концы представляли собой самостоятельные разноплеменные поселки, слившиеся позднее в единый город. Их населяли ильменские словене, кривичи, меря и, возможно, чудь. Непосредственно «Новгородом» первоначально именовался не весь город, а Кремль, где располагались общая для всех поселков светская администрация и жречество.

Большая часть богатства находилась в руках не князей, а сильных торговых и землевладельческих фамилий. Для ведения военных кампаний новгородцы приглашали князей. В XIII в. это часто бывали сыновья великих князей Владимирских. Избирало князя вече, и оно же устанавливало правила, которых он обязан был держаться. После 1200 г. вече стало средоточием новгородского суверенитета. Старейшая из сохранившихся договорных грамот Новгорода с князем относится к 1265 г. Правила отличались строгостью, особенно в вопросах финансовых. Князь владел неким имуществом, однако ему и его дружинникам недвусмысленно запрещалось обзаводиться поместьями и челядью (рабами) на территории Новгорода и эксплуатировать промыслы без разрешения веча. Князь не мог увеличивать или уменьшать налоги, объявлять войну и заключать мир и каким-либо образом вмешиваться в деятельность государственных учреждений и в политику города. Иногда князю воспрещалось и входить в прямые сношения с немецкими купцами. Эти ограничения ни в коей мере не были пустой формальностью, о чем свидетельствует изгнание из Новгорода князей, обвиненных в выходе за пределы своих полномочий. В один особенно бурный период в Новгороде за 102 года перебывали один за другим 38 князей.

Вече распоряжалось и гражданским управлением города и прилежащих волостей, избирая посадника, тысяцкого и назначая церковного владыку – архиепископа (в ранний период существования республики – епископа). Допускалось присутствие на вече всех свободных новгородцев, в том числе и из отдаленных городов и сел земли. Новгород был разделен на 10 податных «сотен», которыми управляли сотские, подчинявшиеся тысяцкому. Некоторые историки высказывают мнение, что тысяцкий руководил новгородским ополчением – «тысячей». Посадником после того, как Новгород обособился от Киева, бывал уже не старший из сыновей Великого князя киевского, а всегда кто-либо из бояр. Тысяцким первоначально избирался представитель купечества, но в XIII–XIV вв. и эта должность перешла в руки бояр. Избранного на вече новгородского архиепископа («владыку») затем утверждал киевский митрополит. Архиепископ вместе с посадником скреплял своей печатью международные договоры Новгорода, представлял новгородцев на переговорах с русскими князьями. Он даже имел собственный полк. Рядовое население Новгорода принимало участие лишь в «кончанских» и «уличанских» вече, избирая старост концов и улиц. Впрочем, кончанские и уличанские веча бояре также нередко использовали в своих целях, настраивая жителей «своего» конца против соперников из других концов.

Решающее слово на вече было за новгородскими боярами, ведущими свое происхождение от старой дружины, в которой преобладали выходцы из славян и варягов. Боярство состояло из нескольких десятков виднейших фамилий, каждая из которых организовывалась в корпорацию вокруг личности святого – покровителя какого-либо храма. Нередко храм возводился на средства боярской семьи. Независимость бояр не знала себе подобия ни в одном русском городе ни тогда, ни после. Боярские фамилии замещали все высокие должности в городе. Новгородское боярство было ориентировано в большей степени на поддержание тесных связей с Литовским государством, нежели чем с Владимирской (позже Московской) Русью. Особенно это проявилось в XV в.

Монголо-татары не разграбили Новгород в 1238 г. Они не дошли до него около 100 километров. Но дань им Новгород по требованию своего князя Александра Ярославича (после 1240 г. – Невского) платил. В политическую систему Новгородской земли монголо-татары не вмешивались, бывали в этих местах нечасто и на этнокультурные процессы фактически не повлияли.

Гораздо напряженнее были отношения Новгорода с северо-западными соседями. В начале XIII в. немецкие крестоносцы захватили земли западных литовцев (жемайтов), куршей, земгалов, латгалов и южных эстов. Северная Эстония в то же время была захвачена датчанами. Орден меченосцев, овладев Восточной Прибалтикой, лишил ослабевшее Полоцкое княжество политического влияния в низовьях Западной Двины. В 1237 г. орден меченосцев объединился с Тевтонским орденом, обосновавшимся в Восточной Пруссии. Образовался Ливонский орден. Силами, которые на протяжении десятилетий противостояли орденской агрессии, были Литва и Новгородская земля. Нередки были и военные конфликты Новгорода и Литвы.

В 1239 г. великий князь Владимирский Ярослав Всеволодович восстановил свою верховную власть над Смоленском, отвоевав его у Литвы. В 1239–1240 гг. его сын Александр разгромил шведов на Неве. В 1241–1242 гг., заручившись поддержкой ордынских татар, он изгнал немцев из Копорья и их сторонников из Пскова, а 5 апреля 1242 г. нанес немцам сокрушительное поражение в битве на Чудском озере (Ледовое побоище). После него Ливонский орден 10 лет не решался предпринять наступательные действия против Руси.

Однако орденская феодальная колонизация в Прибалтике с насаждением там католической религии не приостановилась. Новгород, стремясь урегулировать взаимоотношения с новым соседом, вступил в переговоры с Ливонским орденом.

В 1243 году был заключен мирный договор, по которому немецкие рыцари теряли все земли, захваченные ими у русских: Псков, земли финно-угорского племени водь, Лугу, а также часть орденской территории под названием Латыполец. Новые попытки орденской агрессии, однако, не заставили себя долго ждать.

Следующее поражение немецким рыцарям нанес князь Святополк, разбив их у Рейзенского озера. Эти победы русских произвели на Ливонский и Тевтонский ордена сильное впечатление. И только отсутствие полного единства между князьями, а также вмешательство германских королей и папской курии спасли немецких рыцарей от окончательного поражения. Эти победы приостановили колонизацию русских земель иноземцами. Русским князьям удалось убедить своих соседей, и в первую очередь немецких рыцарей и шведов, в эффективности и целесообразности вести с ними диалог не мечом, а путем переговоров.

В 1262 г. были подписаны договорные грамоты между Новгородом и немецкими представителями Риги и Ордена, а также с главным городом немецкого союза прибалтийских городов Любеком.

Новгородцы уже в 1245 г. были, однако, вынуждены противостоять вновь вторгшимся в их пределы литовцам. Сопротивление возглавил Александр Невский. Во второй половине XIII в. Новгород и Псков вели постоянные войны с Литвой и Ливонским орденом, шведами, датчанами. Подсчитано, что в последующие два века московские и другие князья, Новгород и Псков воевали с Литвой 17 раз, причем наибольшее количество войн приходится на рубеж XIV–XV вв., когда Литва предпринимала активные наступательные действия.

Начиная с XIV в., наблюдалось, с другой стороны, укрепление и развитие торговых, культурных, политических связей между русскими княжествами и германскими государствами.

В 1357 г. под эгидой немецкого города Любека был создан торговый и политический союз северогерманских городов под названием Ганза, осуществлявший посредническую миссию в сфере торговли между Западной, Северной и Восточной Европой. Ганза открыла свои представительства в Новгороде и Пскове, а во второй половине XV в. – в Москве.

Галицко-Волынское княжество образовалось в конце XII в. в результате слияния двух княжеств – Галицкого и Волынского. Галицкая земля граничила с Польшей, по Карпатам – с Венгрией, на юго-востоке граница шла от Южного Буга к устью Дуная. Волынь занимала земли по течению Западного Буга и верховьям Припяти. Волынь и Галицкая земля на востоке граничили с Киевским и Пинским княжествами. Галицко-Волынская земля – юго-западная окраина Руси. Земли эти находились далеко от главного торгового пути Киевской Руси – «из варяг в греки», но зато речными путями были связаны с Черным морем (Южный Буг, Днестр, Прут) и с Балтийским морем (Сан и Западный Буг, впадающие в Вислу). Через Галицию и Волынь проходили также сухопутные торговые пути в Польшу и Венгрию.

На Волыни и в Галицкой земле издавна развивалось пашенное земледелие и, кроме того, скотоводство, охота и рыболовство. С учреждением феодальных отношений здесь быстро росло крупное боярское и княжеское землевладение. Обогащению бояр способствовала и их широкая торговля. Край находился на пересечении важных речных и сухопутных путей. Весьма сильное экономически боярство края, особенно галицкое, превращалось во влиятельную политическую силу.

Ремесло в XII–XIII вв. достигло значительного развития. В Галицкой земле велись большие разработки соли, которую везли и в другие земли Руси. Наибольшего развития в крае достигли ремесла: железоделательное, ювелирное, кожевенное, гончарное и строительное. Ремесло здесь приобрело довольно узкую специализацию, особенно в городах Владимире, Галиче и др. В XII в. в крае насчитывалось уже около 80 городов; наряду с новыми и старые города (Владимир-Волынский, Луцк, Берестье и др.) значительно выросли за счет притока торгово-ремесленного населения из Поднепровья. На путях в Византию, Корсунь и Киев было развито судоходство.

Экономическое развитие Галицкой земли с центром в городе Перемышле и усиление здесь феодалов способствовали тому, что в крае уже в первой половине XI в. начала проявляться тенденция к политическому обособлению. Впервые при Ярославе Мудром было выделено Перемышльское княжество. Попытки обособления Волыни от Киева наметились с середины XI в. Усиление Галицких князей, братьев Володаря и Василька Ростиславичей (1084–1124), стало причиной союза киевского и волынского князей и Польши, а затем и Венгрии. Однако Ростиславичи при поддержке местных феодалов и городов успешно выдержали наступление. Галицкая земля окончательно обособилась, в то время как Волынь до середины XII в. оставалась зависимой от Киева.

Галицкое княжество особенно усилилось в княжение Ярослава Владимировича (1159–1187). Этот князь настойчиво добивался укрепления своей власти. Он умело привлекал на свою сторону союзников из русских князей, проводил внешнюю политику в интересах не только своего княжества, но и всей земли. Выдающиеся способности Ярослава признавали и современники, называя его, грамотного, начитанного, владеющего восемью языками, свободно мыслящего человека, Осмомыслом.

Автор «Слова о полку Игореве» говорит о Ярославе Осмомысле как об одном из самых сильных князей на Руси, который подпирает «горы Угорскии своими железными полки».

Скоро Галицкое княжество было присоединено к Волыни князем Романом Мстиславичем (1199–1205). Опираясь на возросший слой служилых феодалов и при поддержке городов, Роман упорно боролся за укрепление своей власти и ограничение прав крупных светских и духовных феодалов. Часть бояр была истреблена, другие вынуждены были бежать. Земли своих противников князь раздавал служилым феодалам. Роман добился передачи Киевского княжества своему ставленнику. Половцы были отброшены, и безопасность южных земель княжества на время обеспечена.

Роман Мстиславич погиб в одном из сражений, и власть в Галиче при малолетних его сыновьях Данииле и Васильке захватили бояре.

Десятилетиями продолжались в Галицко-Волынской земле боярские мятежи и феодальные усобицы, сопровождаемые вторжениями чужеземных феодалов.

Только в 1227 г. Даниил Романович, опираясь на богатых горожан и служилых феодалов, восстановил единство и независимость Волыни. В 1238 г. он стал также галицким князем, объединив, таким образом, под своей властью Галицко-Волынское княжество. Вслед за тем Даниил Романович овладел Киевом. Окрепли силы, тяготевшие к централизации власти, к политическому объединению, к преодолению феодальной раздробленности.

Даниил был крупным государственным деятелем, талантливым дипломатом и полководцем. Много внимания и сил он уделял строительству городов. Обладая большим политическим опытом, Даниил умело и гибко вел борьбу со своими противниками, часто используя их разногласия. Однако скоро обстоятельства резко ухудшились: с востока началось нашествие на Русь монголо-татарских завоевателей. В 1240 г. пал Киев.

В 1263 г. Литва захватила Полоцкое княжество, ранее входившее в состав Киевской Руси.

В княжение Гедимина (1316–1341) в состав расширяющегося Литовского государства вошли новые русские земли. При Ольгерде (1345–1377) Литва включила в свой состав практически все южнорусские и юго-западные земли, в том числе Галич и Волынь.

Владимиро-Суздальская земля сыграла особую роль в истории нашей страны, составив основу будущей российской государственности. Именно здесь уже в домонгольский период произошли значительные социально-политические изменения, унаследованные затем Московским государством. Ростово-Суздальская (позднее – Владимиро-Суздальская) земля располагалась на северо-востоке Руси и отделялась от Приднепровья мощной полосой леса. Население северо-востока русских земель составляли меря, мещера, мурома, кривичи и вятичи. Эта территория находилась вдали от традиционно важнейшего торгового пути «из варяг в греки». На большей части северо-восточных земель преобладали подзолистые почвы. Большая часть территории была покрыта лесом. Обилие лесов позволило долго сохранять среди основных занятий населения охоту и подсечное земледелие.

До XII в. эта область была третьестепенным пограничным районом. Население там оставалось еще по преимуществу угро-финским; по сей день почти все реки, озера, многие населенные пункты носят неславянские названия. Подъем области начался в XII в., когда ее главный город Ростов (позднее Ростов Великий), возникший как столица в землях угро-финского союза племен меря, сделался наследственной собственностью младшей ветви семьи великого князя Киевского Владимира Мономаха. Первый самостоятельный правитель Ростова, младший сын Мономаха Юрий Долгорукий (ок. 1090–1157), оказался весьма предприимчивым колонизатором. Он выстроил множество городов, сел, церквей и монастырей и щедрыми земельными пожалованиями и освобождением от налогов переманивал в свои владения переселенцев из других княжеств. Эта политика была продолжена его сыном Андреем Боголюбским (ок. 1110–1174). Уже к концу XII в. Ростовское княжество было наиболее плотно населенным районом Руси. Оно явилось колыбелью Московской Руси.Стремясь подорвать первенствующую роль Киева, Андрей пытался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха. В 1174 г. Андрей был убит приближенными, недовольными его деспотическим нравом. После его смерти начались усобицы. На владимирский престол претендовали сыновья старшего сына Юрия Долгорукого Ростислава (давно умершего) и младшие сыновья Юрия Долгорукого – Михаил и Всеволод. Ростиславичам оказали поддержку старые вечевые города Ростов и Суздаль, Михаилу и Всеволоду – город Владимир. В 1176 г. Михаил и Всеволод одержали победу. Победа князей, опиравшихся на город Владимир, не имевший своего веча, способствовала еще большему ослаблению вечевого начала на северо-востоке Руси. Всеволод, ставший после скорой смерти Михаила единоличным правителем Владимиро-Суздальской Руси, правил до 1212 г. Он провозгласил себя великим князем владимирским. Таким образом, на Руси стало два великих княжения: киевское и владимирское. Всеволод по своей воле пытался ставить князей на киевский престол и вмешивался в дела других княжеств. Один из его сыновей был приглашен княжить в Новгород. Русские князья нередко обращались к нему с просьбами разрешить споры, оказать покровительство.

После смерти Всеволода Большое Гнездо между его сыновьями начались усобицы. В 1217 г. старший из Всеволодовичей – Константин – при поддержке смоленского князя Мстислава Удалого разгромил в битве при Липице младших братьев Юрия и Ярослава и стал великим князем владимирским. Но наследовал ему Юрий, а сыновья Константина заняли второстепенные княжеские престолы в северо-восточных землях. К моменту монгольского вторжения Северо-Восточная Русь была, пожалуй, самым мощным в русской земле политическим объединением.

Здесь сложился строй, весьма отличный от строя Киевской Руси. В ней, да и во всех землях и княжествах, вышедших из нее, кроме северо-восточных, население появилось прежде князей: сначала образовались поселения, а потом политическая власть.

Северо-восток, напротив, был по большей части колонизован по инициативе и под водительством князей. Здесь власть предвосхитила население, прежде всего, конечно, восточнославянское. Поэтому местные князья обладали престижем и властью, на которые не могли рассчитывать их собратья в Новгороде и Литве. Земля, по их убеждению, принадлежала им, а люди, живущие на ней, были их челядью либо арендаторами на разных условиях. В любом случае они не могли претендовать на землю и обладать какими-либо неотъемлемыми личными правами.

Владение в средневековой Руси обозначалась термином «вотчина». Корень его «от» тот же, что и в слове «отец». «Оставленное мне отцом» значило «неоспоримо мое». Такой язык легко понимали в обществе, где живы были общинные, патриархальные порядки. Между разными видами собственности не проводили различия: вотчиной были и земля, и рабы, и ценности, и права на рыболовство и разработку недр, и даже предки или родословная. Еще важнее, что ею была и политическая власть. В этом нет ничего странного, если учесть, что в Древней Руси власть политическая, по сути, означала право налагать дань, т. е. она являлась экономической привилегией.

Будучи частной собственностью, княжества на северо-востоке (и лишь там) передавались по наследству в согласии с владельческими традициями русского обычного права, т. е. сначала какое-то имущество отказывалось женщинам и церковным учреждениям, а потом оставшееся делилось на примерно равноценные доли для распределения между наследниками мужского пола. Такая практика может показаться странной современному человеку, привыкшему считать государство неделимым, а монархию наследной по праву первородства. На северо-восточных землях такой порядок установился не ранее XV столетия.

Удел, наследуемый князем от отца, делался его вотчиной, которую он, когда приходило время писать духовную грамоту, в свою очередь дробил (вместе с новоприобретенными землями) между своими потомками. Эпоха, на протяжении которой шло это дробление (с середины XII до середины XV в.), известна в исторической литературе под названием удельного периода.

Типичное княжество на девять десятых состояло из девственной природы. Удельная Русь не знала больших хозяйств – латифундий. Даже крупнейшие владения состояли из множества крошечных ячеек – деревенек в один-два двора, рыбных ловель, бортей, садов, мельниц, рудничков, разбросанных по речным берегам и росчистям.

Князь был крупнейшим землевладельцем удельного государства. Львиная доля его доходов поступала от эксплуатации его личных земель. За пределами своего поместья князь обладал ничтожно малой властью. С населения ему не причиталось ничего, кроме податей, и оно могло, как ему заблагорассудится, переселяться из одного княжества в другое. Только в середине XVII в. московские правители, к тому времени «цари всея Руси», сумели заставить военно-служилый слой общества и простолюдинов сидеть на месте.

Помимо князей землевладельцами Северо-Восточной Руси были духовенство и бояре – духовные и светские феодалы. Предки бояр служили в дружинах киевских и ростово-суздальских князей. Наследовались боярские земли по вотчинному праву, как и княжеские. Вотчину можно было продать. Бояре могли поступить на службу к любому князю по своему выбору, равно как и уйти со службы. Можно было служить и иноземному правителю, скажем, такому, как великий князь Литовский. Покинуть князя можно было без предупреждения, воспользовавшись правом «отказа». Этим правом располагали все свободные, «вольные» люди.

Обрабатываемая земля, не эксплуатируемая ни князем, ни светскими и церковными вотчинниками, являлась «черной», т. е. подлежащей податному обложению (в отличие от «обеленной» служебной, церковной земли). Состояла она по большей части из пашни, расчищенной в лесу крестьянами. Входили в нее и отдельные города и торговые пункты. Крестьяне жили самоуправляющимися общинами, члены которых сообща занимались большей частью полевых работ и раскладывали между собой податные обязательства. Юридический статус «черной» земли не был вполне определенным. Крестьяне вели себя так, как будто она была их собственностью, продавали и передавали по наследству. Однако юридически она не являлась полной собственностью, и это подтверждает тот факт, что земля крестьян, умерших, не оставив мужского потомства, по решению князя могла присоединяться к его владениям, а могла быть разделена между членами общины. Крестьяне были вольными людьми и могли переселяться, куда и когда хотели. Перед ними простирался, как тогда говорили, через всю Северо-Восточную Русь «путь чист, без рубежа».

Можно видеть, что государство складывалось здесь относительно медленно, публичная власть была слабой, карательным аппаратом князь фактически не располагал и даже хозяйственные процессы на княжеских землях шли совершенно так, как у бояр-вотчинников.


26.05.2014; 12:17
хиты: 158
рейтинг:0
Гуманитарные науки
история
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь