Политическая культура – это совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы; это субъективная сфера, образующая основание политических действий и придающая им значение; это система политического опыта, знаний, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов.
В политическом сознании можно выделить два основных компонента: идеологический и эмоционально-психологический.
Идеологический компонент. Любой гражданин соотносит свои политические знания, убеждения с существующими политическими организациями и процедурными институтами (политическая система в целом, политический режим, партии, организации, законодательство, бюрократия, лидеры и т.п.). Происходит анализ институтов и политической системы с точки зрения ее способности удовлетворять политические потребности. Все это называют инструментальным аспектом политической культуры.
Идеологический компонент |
|
Политические знания |
|
Политические ценности |
|
Политические убеждения |
Представления людей о том, какой должна быть политическая система (идеологические предпочтения):
|
Эмоционально-психологический компонент |
|
Политические институты и структуры |
|
Нормативная система |
|
Политические события |
Понимание их необходимости или случайности; определение качества принятия решений |
Отдельные политические роли |
Отношение к институту президентства, лидерству в политических организациях, партиях в плане лояльности или рациональности и т.д.; отношение к конкретным политическим деятелям (политические рейтинги); отношение гражданина к самому себе как к участнику политического процесса, т.е. определение своего места в политической системе |
Функции политической культуры
В рамках функциональных методологических установок принято выделять ряд функций политической культуры в обществе.
Функции политической культуры:
1) познавательная (формирует у граждан необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает политическую образованность);
2) интегративная (помогает достигать согласия в рамках существующей политической системы и избранного обществом политического строя, объединяет усилия для достижения определенных социально значимых целей);
3) коммуникативная (позволяет установить связь между участниками политического процесса, а также передавать элементы политической культуры от поколения к поколению и накапливать политический опыт);
4) регулятивная (закрепляет в общественном сознании необходимые политические ценности, установки, мотивы, цели и нормы поведения);
5) воспитательная (дает возможность сформировать гражданина, личность как полноценного субъекта политики, содействует политической социализации). Роль политической культуры состоит в снижении политических рисков — рисков невыгодных, ухудшающих условия деятельности социально-экономических субъектов решений органов власти[1].
Согласно С.Н.Гаврову, политическая культура характеризуется национально-психологическими нормами поведения, морально-этическими (в т.ч. конфессиональными) ценностями, архетипическим образом «себя» и «окружающих» (иных народов). Все это определяет процесс институализации политической сферы культуры, оказывая влияние на характер взаимоотношений государства, иных политических институтов и человека, меру его зависимости от них. В политической культуре представлены креативная (часто включающая в себя инокультурные элементы) и консервативная (автохтонная) составляющие. Эти составляющие находятся в процессе взаимодействия, притяжения и отталкивания.[2]
К исследованию политической культуры общества часто обращается политическая социология. Фактор культуры и её влияния на политику не только позволяет предсказывать вероятные модели поведения электората. В более широкой перспективе политическая культура общества взаимодействует с институциональной системой. В рамках этого взаимодействия происходит взаимовлияние, что ведет к трансформации институциональной и политической системы с одной стороны и политической культуры с другой. Именно с успешным становлением определенного типа гражданской культуры связывают успех или провал демократического транзита в постсоветских государствах[3], а также в странах Африки и Латинской Америки[4].
Типологии
Наиболее известная типология политических культур принадлежит Г. Алмонду и С. Верба, которые выделили три вида политической культуры:
- приходская культура (Parochial)
- зависимая культура (Subject)
- культура участия (Participant)
Приходская культура характеризуется безразличным отношением к национальной политической системе, что выражается в отсутствии реакции граждан на действия политических институтов, в отсутствии интереса к центральной власти и, наоборот, заинтересованности политической жизнью «на местах».
Зависимая политическая культура отличается большей заинтересованностью в деятельности властей. Граждане имеют свое представление о власти, но они покорны ей, даже при негативном характере ее деятельности. При таком типе политической культуры граждане не надеются личным участием изменить что-либо в деятельности властей, являясь лишь «наблюдателями».
И, наконец, культура участия характеризуется активностью участия. Граждане считают себя вправе влиять на власть, они осуществляют это «вмешательство», участвуя в выборах, в деятельности партий, групп давления. При такой классификации имеется в виду, что демократия — это тот идеальный режим, который должен быть принят за образец, но это положение не является бесспорным для всех[5].