Утверждение театра как полноправного вида искусства происходит в Англии, особенно в период расцвета «елизаветинской драмы». «Елизаветинская драма» возникла при королеве Елизавете и отличалась высоким комизмом и низким комикованием, утонченным юмором и грубым фарсом, романтизмом и реализмом. В Англии появляется первый публичный театр Д. Бербеджа, и начинают строиться специальные помещения для театральных представлений («Лебедь», «Глобус» и др.), причем за образец берутся театры Древней Греции и Рима. К. Марло создает трагедии, в которых ставятся проблемы возможностей познания мира человеком («Трагическая история доктора Фауста»), власти («Тамерлан Великий»). Особое место в творчестве этого драматурга занимает трагедия «Мальтийский еврей». В ней звучат весьма тревожные ноты, связанные с оценкой противоречивой роли буржуазии, стремящейся к пересмотру всех культурных ценностей человечества. Наиболее яркой фигурой ренессансного театра явился, безусловно, Уильям Шекспир - гениальный драматург, режиссер и организатор театра. «Шекспиризация» способствовала расцвету театрального искусства в большинстве стран Европы, а пьесы У. Шекспира стали своеобразным критерием сценического мастерства многих великих актеров.В средневековом городе театр — общественное предприятие, в Англии времени Возрождения — частное. Рано появляются предприниматели, предоставляющие театральное здание в наём труппе, дающие кредит на постановку и закабаляющие их. Не только актёров, но и драматургов. Существовали и театры на паях — вопросы решали профессионалы (пайщиками были не все актёры).Каждая труппа сотрудничала со своим драматургом (и в качестве режиссёра зачастую).Местом для выступления служили банкетные залы, дворы гостиниц, площадки для травли медведей и петушиных боёв. Первое постоянное театральное здание было сооружено в 1576 г. и называлось «Театр». В Лондоне начала XVI в. было три вида театров: придворный, частный и публичный. Труппа обычно состояла из 8-14 человек, женские роли исполнялись мужчинами, девичьи — мальчиками. Всё в этом театре было грандиозным: злодейство — без меры, смех — гомерический. Всё в нём было ярким, доводилось до крайностей. Не было резкой грани между сценой и зрительным залом. Обязательной принадлежностью труппы были шуты. Это было поистине народное зрелище. В годы английской буржуазной революции (1642-1660) театральная жизнь совершенно прекратилась, а театр, который возник позднее, был совсем уже другим.
Подлинным создателем английской ренессансной трагедии можно считать величайшего предшественника Шекспира в области драматургии и его современника Кристофера Марло (1564—1592). Он, несмотря на неаристократическое происхождение (из семьи мастера цеха сапожников и дубильщиков), получил превосходное образование в Кембридже и был удостоен степени магистра, но связал себя с театром и стал драматургом. В то же время Марло выполнял ряд секретных правительственных поручений, и, возможно, именно это стало причиной его гибели в пьяной драке. По крайней мере, его убийца не только не был казнен в соответствии с действовавшими законами, но вскоре и вовсе освобожден.
Уже в двухчастной трагедии «Тамерлан Великий» (1587— 1588) Марло вывел на первый план трагическую личность как титана воли и ума, который сам строит свою судьбу, сам ответствен за добро, возвышающее его морально, и за зло, неотвратимо ведущее его к гибели. Еще более показательна в этом отношении «Трагическая история доктора Фауста» (1589) — первая в европейской литературе обработка легенды о Фаусте, изложенной в немецкой народной книге (вышедшей во Франкфурте в 1587 г.; Марло пользовался ее английским переводом). Образ Фауста демонстрирует развитие категории трагического у Марло в сравнении с жанром «кровавой трагедии», как он представлен в «Испанской трагедии» Томаса Кида. Марло создает философско-психологическую трагедию, в которой представление о трагическом как физически ужасном уступает место анализу трагических противоречий в душе героя (что замечательно передано в русском переводе К.Д.Бальмонта). Марло сыграл заметную роль в разработке белого стиха и ряда художественных приемов, которыми воспользовался в своих произведениях Шекспир. Сравнивая такие произведения, как «Мальтийский еврей» (1590) Марло и «Венецианский купец» Шекспира, «Эдуард II» (1592) Марло и исторические хроники Шекспира, можно с уверенностью констатировать преемственность, связывающую этих великих драматургов.