Величайший мастер куртуазного романа северо-французского средневековья. О жизни К. де Т. Настоящий создатель артуровского романа, давший лучшие образцы этого жанра, поэто 2й пол. 12 в. сюжетика и стиль его романов свидетельствуют о полученном автором хорошем образовании — обычно удел клериков, — а намеки и посвящения указывают на тесную связь Кретьена де Труа с дворами графини Марии Шампанской [с 1164], по указаниям к-рой составлен роман о Ланселоте, и графа Филиппа Фландрского [1169—1188], для к-рого написан роман о Персевале, незаконченный из-за смерти автора.
Из произведений К. де Т. до нас дошли куртуазные романы: «Эрек» (Егес), разрабатывающий тему забвения рыцарской доблести ради любви; «Клиджес» (Cligés) — своеобразная переработка сюжета Тристана и Изольды в духе куртуазной тематики; «Рыцарь в тележке» (Le Chevalier de la charrette), утверждающий в лит-ре сюжет любви Ланселота (см.) к королеве Джиневре; «Ивайн, или рыцарь со львом» (Ivain), снова разрабатывающий конфликт любви и рыцарской доблести;
Министериал незнатного происхождения, зачинатель куртуазного стиля в северо-французской лит-ре, К. де Т. в своей сюжетике и в особенности в своей концепции и изображении любви стоит еще на стыке двух эпох.
Кельтские сказания использованы как сырой материал, к-й он перестроил, вложив в него другой смысл. Проблематика рыцарского общества господствует в романах. Романы распадаются на 2 группы: в ранних – любовь простое человечекое чувство, свободное от куртазной иеализации и изощрённости (Эрек и Энида)
Его сюжетика обнаруживает явное отталкивание от религиозной поэзии и героического национального эпоса, — К. де Т.), усваивая в то же время античную (недошедшие до нас пересказы Овидия) и византийскую романтическую тематику: но вместе с тем он открыто полемизирует с «греховным и постыдным» сюжетом Тристана и Изольды, с его прославлением неограниченной мощи владыки-любви.
Так же — если не более четко — двойственность К. де Т. выступает в его отношении к женщине. Энид, жена Эрека, подвергается суровым испытаниям за нарушение приличествующего супруге смирения («Erec»). Напротив, в своих песнях К. де Т. развивает одно из основных положений новой концепции любви — учение о куртуазном служении замужней даме как наиболее совершенной и достойной форме страсти.
Если в своей сюжетике и, в частности, в своей концепции любви К. де Т. колеблется между старым феодально-церковным и новым светски-куртуазным мировоззрением, то в других отношениях в его творчестве ясно выступают те черты, к-рые позволяют сближать куртуазное мировоззрение с мировоззрением Ренессанса — рационализм и углубленное внимание к переживаниям личности. Творчество К. де Т. стремится удовлетворить тому идеалу ясности и разумной гармонии, к-рый выдвигается поэтикой куртуазного стиля: К. де Т. равно ясен и в композиции своих романов (драматизм их преимущественно пятичленной структуры), и в гибком двустишии из восьмисложников, и в мастерском строении периода, и в столь типических для рассудочного стиля украшениях — аллегориях и игре слов. Вместе с тем длинные рассуждения о переживаниях действующих лиц, их монологи и размышления, перебивающие авантюрную фабулу лирико-дидактическим материалом, свидетельствуют о перенесении внимания на психологические проблемы; и Г. Парис справедливо называет романы К. де Т. «проблемными романами» (romans à thèse). Произведения: Эрек и Энида
- Клижес
- Рыцарь телеги, или Ланселот
- Рыцарь со львом, или Ивейн
- Повесть о Граале
- Филомена
- Вильгельм Английский
В романе «Ивен, или рыцарь Льва», Кретьен савит проблему о совместимости подвигов и любви, о ищет здесь компромиссного рения.