пользователей: 21258
предметов: 10464
вопросов: 177980
Конспект-online
зарегистрируйся или войди через vk.com чтобы оставить конспект.
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

33.Модернизм. Модернистские течения

 

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций, появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения. Главными предтечами модернизма были: Достоевский

 

  • - это социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, так вызвал выступления против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека, обст юючы ее право быть свободной личностью Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты, тупой самодовольной сытости Однако, протестуя против реализма, модерн изм отверг всех его достижений, а также используют их, развивал и обогащал в своих поисках новых путей в искусствеві

 

 

Общие черты модернизма:

 

  • особое внимание к внутреннему миру личности;

 

  • провозглашения самоценности человека и искусства;

 

  • предпочтение творческой интуиции;

 

  • понимание литературы как высшего знания, способно проникать в найинтим-ниши глубины существования личности и одухотворить мир;

 

  • поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.);

 

  • стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства Такие крайние, радикальные модернистские течения, как дадаизм или футуризм получили

 

 

Наиболее яркими и значимыми направлениями русского модернизма стали символизм, акме­изм и футуризм.

СИМВОЛИЗМ — нереалистическое направление в искусстве и литературе 1870-1920-х годов, со­средоточено в основном на художественном выражении с помощью символа интуитивно постига­емых сущностей и идей.

В основе мировосприятия художников-символистов лежит представление о непознаваемости мира и его закономерностей. Единственным «орудием» познания мира они считали духовный опыт человека и творческую интуицию художника.

 

Образ-символ рассматривался символистами как более действенное, чем художественный образ, орудие, помогающее «прорваться» сквозь покров повседневности (низшей жизни) к высшей реальности. От реалистического образа символ отличается тем, что передает не объективную суть явления, а собственное, индивидуальное представление поэта о мире. Кроме того, символ, как его понимали русские символисты, — это не иносказание, а прежде всего некий образ, требующий от читателя ответной творческой работы. Символ как бы соединяет автора и читателя — в этом и заключается переворот, произведенный символизмом в искусстве.

 

 

  • («Адамизм») (от греч. άκμη — «пик, максимум, цветение, цветущая пора») — литературное течение, противостоящее символизму и возникшее в начале XX века в России. Акмеисты провозглашали материальность, предметность тематики и образов, точность слова.

Основные принципы акмеизма:

— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;

— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;

— стремление придать слову определенное, точное значение;

— предметность и четкость образов, отточенность деталей;

— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;

— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;

— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».

 

Отличительные черты акмеизма:

— гедонизм (наслаждение жизнью), адамизм (звериная сущность), кларизм (простота и ясность языка);

— лирический сюжет и изображение психологии переживания;

— разговорные элементы языка, диалоги, повествования.

  • (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России.

 

В отличие от акмеизма, футуризм как течение в отечественной поэзии возник отнюдь не в России. Это явление целиком привнесено с Запада, где оно зародилось и было теоретически обосновано. Родиной нового модернистского движения была Италия.

 

Футуристы проповедовали разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом XX века. Для них характерно преклонение перед действием, движением, скоростью, силой и агрессией; возвеличивание себя и презрение к слабому; утверждался приоритет силы, упоение войной и разрушением. В этом плане футуризм по своей идеологии был очень близок как правым, так и левым радикалам: анархистам, фашистам, коммунистам, ориентированным на революционное ниспровержение прошлого.

Эстетика футуризма:

— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;

— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;

— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;

— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;

— культ техники, индустриальных городов;

— пафос эпатажа.

 

Итак, для русского футуризма характерны:

  • Бунтарство, выражение массовых настроений толпы.
  • Попытка создать искусство, устремленное в будущее.
  • Бунт против привычных норм стихотворной речи, ориентация на лозунг и плакат.
  • Эксперимент по созданию заумного языка.

 

 

 


23.01.2014; 21:38
хиты: 1394
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
литературная теория
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2016. All Rights Reserved. помощь