Ритм (греч. - "соразмерность", "стройность.) Понятие ритма принадлежит к наиболее общим и общепринятым признакам стихотворной речи. Под ритмом принято понимать правильное чередование, повторяемость одинаковых элементов. Именно это свойство ритмических процессов - их цикличность - является одной из основ стихосложения. Каждая стихотворная фраза, каждая строка обладает своим особым ритмом, который мы ощущаем при чтении. А при отстукивании или скандировании этот ритм становится совсем очевидным
Метр — мера стиха, его структурная единица. Представляет собой группу стоп, объединённых иктом, главным ритмическим ударением.
МЕТР в стихе - упорядоченное чередование в стихе сильных мест (иктов) и слабых мест, по-разному заполняемых . Так, в силлабо-тоническом анапесте сильные места приходятся на каждый 3-й слог и заполняются исключительно ударными слогами (ударение здесь является "константой"), а слабые на промежуточные слоги и заполняются преимущественно безударными слогами (безударность здесь является "доминантой"). Метр в таком значении слова имеется в метрическом, силлабо-тоническом, мелодическом стихосложении и отсутствует в силлабическом и тоническом.
Стихотворный размер – это определенный порядок, в котором размещаются в стопе ударные и безударные слоги.
Стопа – это единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов; группа слогов, на один из которых падает ударение.
Пример:
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет
1) Здесь после ударного слога следует один безударный – всего получается два слога. То есть это двусложный размер. После ударного слога могут следовать два безударных – тогда это трехсложный размер.
2) В строке четыре группы ударно-безударных слогов. То есть в ней четыре стопы.
ОДНОСЛОЖНЫЙ РАЗМЕР
Брахиколон – однодольный стихотворный размер. Иначе говоря, стих, состоящий из одних ударных слогов.
Пример брахиколона:
Лоб –
Мел.
Бел
Гроб.
Спел
Поп.
Сноп
Стрел –
День
Свят!
Склеп
Слеп.
Тень –
В ад!
(В.Ходасевич)
Название |
Краткая характеристика |
Пример |
Хорей |
Двухсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Терек воет, дик и злобен, |
Ямб |
Двухсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения |
В передней толкотня, тревога; |
Дактиль |
Трехсложная стопа с ударением на первом слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Кто бы ни звал - не хочу |
Амфибрахий |
Трехсложная стопа с ударением на втором слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Не ветер бушует над бором, |
Анапест |
Трехсложная стопа с ударением на третьем слоге в силлабо-тонической системе сложения |
Пропаду от тоски я и лени, |
А это нам подсказочки, когда будем учить J
Как определить стихотворный размер?
Покажу вам на примере стихотворения Н.А. Некрасова "Крестьянские дети". Возьмем первые две строки:
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!
1. Первое, что мы делаем - делим на слоги кажду строку (наверняка, вы лучше меня знаете, что сколько в слове гласных, столько и слогов), у нас как бы получится 2 больших слова:
о - ми - лы - е - плу - ты - кто - ча - сто - их - ви - дел
тот - ве - рю - я - лю - бит - кре - стьян - ских - де - тей
2. Готово. Теперь ставим ударения.
о - ми' - лы - е - плу' - ты - кто - ча' - сто - их - ви' - дел
тот - ве' - рю - я - лю' - бит - кре - стья'н - ских - де - те'й
3. Итак. Теперь делим на стопы: либо по 2 слога в стопе, либо по 3 слога.
Пробуем делить по 2 слога:
о - ми' / - лы - е / - плу' - ты / - кто - ча' / - сто - их / - ви' - дел /
тот - ве' / - рю - я / - лю' - бит / - кре - стья'н / - ских - де / - те'й
Видим, что получается какая-то ерунда. Где-то ударение на первый слог в стопе, где-то на второй. Делим по 3 слога в стопе:
о - ми' - лы / - е - плу' - ты / - кто - ча' - сто / - их - ви' - дел /
тот - ве' - рю / - я - лю' - бит / - кре - стья'н - ских / - де - те'й
Вот, теперь у нас четко получилось, что ударение в каждой стопе падает на 2 слог. Последняя стопа во второй строке оказалась неполная - это нормально. А еще стопы бывают безударными, чаще всего это встречается у двухсложных размеров, в нашем случае безударных стоп не оказалось, но знайте, что такое явление существует.
4. Теперь дело за малым - определить размер стиха: трехсложный размер, в котором ударение падает на второй слог - это амфибрахий.
Рассмотрим ещё один вариант определения размера стиха.
Он немного проще.
Мы не будем делить по слогам, а сразу поставим ударения в словах.
Затем считаем под какими цифрами у нас ударения:
2-4-6-8 - ямб;
1-3-5-7 - хорей;
1-4-7-10 - дактиль;
2-5-8-11- амфибрахий;
3-6-9-12 - анапест.