Готхольд Эфраим Лессинг ( 1729-1781) стоит у истоков немецкой классической литературы. Его литературно-критические и эстетические труды оказали существенное влияние на развитие философской и художественной мысли не только Германии, но и Европы, а драматические произведения заложили основы национального театрального искусства.
В антифеодальной бюргерской трагедии «Эмилия Галотти» (1772) воплащены взгляды Лессинга на искусство и действительность, сформулированные им в «Гамбургской драматургии». Драматург отталкивается от сюжета из «Римской истории» Тита Ливия о трагической гибели дочери римского плебея Виргинии. Тиран Аппий Клавдий хочет силой овладеть ею. Отец заколол Виргинию, ограждая ее от позора. Это привело к восстанию плебеев и гибели тирана.
Лессинг переносит действие в современную Италию, в которой, как и в Германии, царит деспотический произвол мелких князей. Принц Этторе Гонзага властвует над подданными. По характеру князь Гвасталлы- вовсе не законченный злодей, а наделен умом, разбирается в искусстве, способен на возвышенный чувства, но извращен лестью двора, самовластием. И здесь Лессинг обвиняет не отдельного человека, а всю феодально-абсолютистскую систему, уродующую личность. Характер Этторе Гонзага сформирован обстоятельствами, его положением в социальной иерархии.
Практика самодержавия подвергается в трагедии критике с позиции просветительства. Дворовые законы обращаются в свою противоположность ,так как их применяют исходя лишь из выгод монарха. Например, принц готов подписать смертный приговор известному человеку, не вникая в суть,т.к увлечен своими чувствами. Этторе Гонгага превратился в слепое орудие своих страстей , чем пользуется коварный придворный Маринелли, чьими старанияями совершается убийство графа Аппиани, жениха Эмилии.
Лессинг выводит на сцену противостоящих героев. Одоардо Галотти и Аппиапи презирают нравы двора . Отец героини переживает трагедию. Бесчестью он предпочитает гибель дочери. Одоардо по ее просьбе предает дочь смерти и готов предстать обвинителем безнравственного князя. Но он не решает поднять руку на тирана. Формируя в зрителях протест против старого мира, Лессинг не призывает их к открытой борьбе.
«Эмилия Галотти» имела длительный успех и повлияла на немецкую литературу. Лессинг создал струйную драматическую композицию, все этапы которой способствуют целенаправленному воплощению авторской идеи. Великий просветитель стоял у истоков немецкой тираноборческой литературы последующей эпохи. Под прямым влиянием его художественных и теоретических достижений молодой Шиллер создал первую немецкую политическую драму «Коварство и любовь»
34.