С объединением Северной и Южной Руси в единое государство его столица была перенесена в Киев, откуда и пошло название Киевская Русь. В IХ – ХI веках это было раннефеодальное государство. Эта стадия развития общества характеризовалась, с одной стороны, формированием феодальных отношений, а с другой, сохранением пережитков родового строя и рабовладельческого уклада.
Во главе государства стоял великий князь. Он опирался на дружину. Старшие дружинники – бояре, были ближайшими советниками князя во всех важных вопросах. Сохранялась еще роль народного собрания – вече, совета старейшин. Доходы князей и их приближенных тогда еще во многом определялись данью с подчиненных племен. Сбор дани назывался полюдье с подвластных князьям территорий, периодически объезжая их или посылая туда своих наместников – «посадников», старших «мужей» - дружинников. Кроме полюдья, еще существовал «подвоз»: население тех земель, куда ездил сам князь и наместники
Ехать не могли или не хотели, должно было само везти дань в Киев. Во время полюдья князь или посадники чинили суд и расправу по тем жалобам, с которыми население обращалось к князю.
Такая форма сбора дани возникла еще в VI-VIII веках. Сохранялась она и в Древнерусском государстве. Размеры дани, место и время сбора не определялись заранее, а зависели от случая. Позже из-за протестов населения княгиня Ольга в 946 году установила «уроки», то есть фиксированные нормы дани, время и место ее сбора. В этих же местах стали собираться и торговцы. Единицей обложения были «дым» (двор, семья) или «плуг» («рало»). Постепенно дань приняла форму подати в пользу государства. И форму феодальной ренты – оброка.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина - имение, передающееся по наследству от отца к сыну. Владельцем вотчины был князь или боярин. Население, зависимое от князя, называлось смердами. Достаточно широко было распространено рабство. Рабы назывались холопами или челядью. К зависимым людям относились также закупы, рядовичи, изгои. (Представляли ее малоимущие слои. Изгоями, в частности, признавались выкупившиеся из неволи рабы, разорившиеся купцы, поповичи, которые не выучились грамоте, а потому не имели права служить в церкви и т.д.
Среди самых низших, бесправных слоев населения были «холопы», или «челядь», близкие по положению к рабам. Они выполняли тяжелые работы по хозяйству в феодальной вотчине, В основном на полях (так называемые «страдники»). Были также «обельные» (полные) холопы, холопы «по ряду», которые добровольно отказывались от личной свободы и поступали к феодалу на основе договора-ряда.)
В XI веке начали формироваться, наряду с княжескими, боярские вотчины. Это происходило несколькими путями: 1) князь жаловал своим дружинникам на определенный период территории для сбора дани – «прокорма». Со временем эти земли становились наследными владениями бояр; 2) князь награждал дружинников за службу государственной землей; 3) князь мог отдать своим приближенным часть своих владений. Смерды, жившие на этих землях, становились лично зависимыми от новых собственников. Бояре осуществляли наступление на сельскую общину такими же методами, как и князья, через постепенное их экономическое и юридическое закабаление.
Главным источником по изучению Киевский Руси является свод законов Древнерусского государства – «Русская правда», составленная в ХI веке.
Складывание единого государства требовало и принятия единой веры, так как язычество мешало развитию феодальных отношений. Важнейшим событием стало принятие христианства по византийскому православному образцу в 988 году князем Владимиром.