В YI – IХ веках восточные славяне, населявшие обширные пространства Восточной Европы, находились на стадии разложения родоплеменного строя и формирования классового общества. Первая русская летопись «Повесть временных лет» содержит сведения о расселении и названиях восточнославянских племен. Это поляне, древляне, словене, кривичи, вятичи, уличи, тиверцы и другие. В YI веке еще все эти племена находились на стадии первобытнообщинного строя, для которого характерны подсечно-огневая система земледелия, примитивные орудия труда, коллективная форма собственности, коллективный труд и уравнительное распределение его результатов. Лишь юго-западная ветвь восточных славян, называемая антами и жившая в Причерноморье, уже находилась на стадии военной демократии, переходном периоде от родового к классовому обществу.
Процесс разложения первобытнообщинных отношений протекал у восточных славян неравномерно и охватывал период с YI по IХ века. В основе этого процесса лежало прежде всего развитие производительных сил общества, появление новых, более совершенных орудий труда и техники земледелия. Это значительно облегчало ведение хозяйства и уже не требовало применения усилий крупных коллективов - родовых общин. Это повлекло за собой эволюцию общественного строя восточных славян. На смену родовой общине пришла соседская или территориальная. По мере развития общества происходил также процесс отделения ремесла от сельского хозяйства. Поселения ремесленников и торговцев превращались в города. Развитию торговли способствовал и тот факт, что восточнославянские племена были расселены вдоль торгового пути «из варяг в греки», из Балтийского моря в Черное.
Начало появляться имущественное и социальное расслоение, формировались классы феодального общества. Класс феодалов вырастал из вождей, дружинников, старейшин. Рядовые общинники попадали от них в зависимость.
Так постепенно складывалось классовое общество, а, значит, и предпосылки возникновения государства.
К середине IХ века у восточных славян сложились предпосылки государственности. Возникли крупные союзы племен. Особенно значимыми были племенной союз во главе с полянами с центром в Киеве и племенной союз во главе с ильменскими словенями с центром в Новгороде. «Повесть временных лет» содержит легенду, согласно которой новгородцы пригласили из-за моря варягов, как называли на Руси выходцев из Скандинавии (в Западной Европе их называли норманнами). Пришли три брата: Рюрик, Синеус и Трувор. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус в Белоозере, Трувор в Изборске. Преемник Рюрика Олег в 882 году совершил поход на Киев и объединил восточнославянские племена в единое государство. Так возникла Киевская Русь. Эта легенда дала основание для возникновения норманнской теории происхождения Древнерусского государства, согласно которой государственность славянам принесла варяги, так как сами они были не способны к самостоятельному историческому творчеству. В противовес норманнской возникла антинорманнская теория, отрицающая роль внешних сил в образовании государства и объясняющая этот процесс как результат внутреннего развития славянских племен.
Государству нельзя научить.