ЭТАПЫ КИНОПРОИЗВОДСТВА
Производственный цикл создания фильма состоит из пяти основных этапов:
- Проектирование (development)
- Предварительная подготовка (pre-production)
- Съемки (production)
- Пост-производство (post-production)
- Распространение (sale)
ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Продюсер фильма находит историю, подготавливает краткий конспект в виде пошагового описания сцен. Это от 25 до 30 страниц описания сюжета, настроения и характера сцен, с краткими диалогами и описанием декораций, часто содержащих наброски в виде рисунков, чтобы наглядно представить ключевые моменты.
Краткое представление фильма представляется потенциальным финансистам. Финансовая поддержка предоставляется, как правило, крупными киностудиями и телеканалами, фондами поддержки кино, министерством культуры или независимыми инвесторами. Согласовывают сделку и подписывается контракт.
На этом этапе решается решается вопрос о покупке авторских прав на сценарий, музыкальные произведения, стихи и пр.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
В предварительной подготовке фильм проектируется и разрабатывается план. Формируется съемочная группа и производственные отделы. Художники-иллюстраторы и художники-постановщики создают эскизы для визуального планирования сцен перед съёмкой. Также будет учтен бюджет фильма в проектировании сцен, составе актеров, используемой кинотехнике, спецэффектах компьютерной графике.
Продюсер нанимает людей для выполнения следующих функций:
- Режиссер, несет главную ответственность за съемку фильма и управляет творческим процессом.
- Ассистент режиссера, руководит планированием съемок и следит за материально-техническим обеспечением съемок.
- Руководитель кастинга, занимается подбором актеров.
- Управляющий по месту съемки - готовит натурные и интерьерные объекты для съемок.
- Руководитель производства, следит за бюджетом и графиком съемок, ведет отчетность.
- Оператор-постановщик (кинооператор), выполняет съемку сцен фильма вместе с режиссером, его ассистентом и со звукорежиссером.
- Арт-директор, отвечает за декорации, костюмы, грим, укладку волос и пр.
- Дизайнер-технолог, создает декорации, костюмы, грим и прически, подчиняется арт-директору.
- Художник-постановщик, создает рисунки, чтобы помочь режиссеру и дизайнеру-технологу доносить свои идеи до съемочной команды.
- Звукорежиссер, записывает звук во время съемок. Сотрудничает с режиссером, оператором, ассистентом режиссера.
- Звукооператор, занимается звуковыми эффектами.
- Композитор, пишет музыку для фильма.
- Хореограф-постановщик, создает и координирует движения, танец, борьбу.
СЪЕМКИ
Съемочная группа расширяется. В работу включаются мастер по съемочной технике, руководитель по сценарию, помощники режиссера, оператор-постановщик, редактор изображения и редактор звука, консультанты, хлопушка, дольщики, пиротехники, операторы по свету, парикмахеры, гримеры и другие должности с учетом особенностей фильма.
Актеры репетируют сцены под руководством режиссера. Затем сцены вновь репетируют и согласуют со съемочной группой. Затем, снимается сцена с необходимым количеством дублей.
Руководитель по сценарию, операторы изображения и звука в своих отчетных листах отмечают каждый дубль как удачный или неудачный и отмечается вся необходимая информация о дубле.
Когда сцена снята, съемочная группа демонтирует декорации. Режиссер утверждает график съемок на следующий день и составляются отчеты руководителей по сценарию, звуку и изображению.
Режиссер этим же вечером просматривает результаты съемок, иногда консультируясь с руководителями отделов и актерами.
ПОСТ-ПРОИЗВОДСТВО
В кинопроизводстве разделяют 2 способа монтажа: внутрикадровый (линейный) монтаж и межкадровый (нелинейный) монтаж.
В линейном монтаже урезают сцены в видеоматериале без нарушения их последовательности.
При нелинейном монтаже видео разделяется на фрагменты, после чего фрагменты записываются в нужной последовательности. При этом фрагменты могут быть существенно урезаны.
Первой задачей редактора-монтажера является в грубой форме нарезать и собрать сцены. Отсеивается мусор. Затем более детальная работа с кадрами и создание видеорассказа. Режиссер и продюсер фильма просматривают результаты и утверждают его. Редактор заполняет документ, содержащий список нарезанных сцен с описанием исходных отснятых кадров для финального монтажа.
Смонтированный фильм передается в звуковой отдел, где звукорежиссёр синхронизирует голоса, звуковые эффекты, музыку, фон и пр. Если качество синхронной звукозаписи не удовлетворяет режиссёра, проводится озвучивание фильма в студии. На экран выводится изображение, проводятся репетиции. Актёры добиваются, чтобы артикуляция на экране совпадала с произносимым звуком. Записывается фонограмма. Затем её монтаж и синхронизация.
Видео и звук компонуются. После просмотра, фильм дорабатывается до высокого качества.
Наконец, набирают фокус-группу для просмотра фильма, и по её отзывам проводятся дополнительные доработки и изменения.
РАСПРОСТРАНЕНИЕ
Изготавливается нужное количество копий фильма на нужных носителях. Организовывается рекламная компания: Интернет, пресс-релизы в специализированные издания, интервью с представителями прессы, ТВ каналы, кинотеатры, плакаты и др.
Организовывается предварительный просмотр фильма или он привозится на кинофестивали. Создается веб-сайт о фильме. Фильм демонстрируется в кинотеатрах. Спустя несколько месяцев организуется ТВ показ, а затем в Интернет. Любая прибыль делится между дистрибьютором и продюсером.
Далее заключаются договора с производителями игр, игрушек и товаров, с издательствами и другими компаниями об использовании художественных элементов фильма для рекламы, развития брендов и т.д.